Наши юбиляры
Николай Вуколов
Поздравления юбиляру
Награды и достижения
Видеоклипы Николая Вуколова на YouTube








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Любовно-сентиментальная прозаАвтор: John Maverick
Объем: 13221 [ символов ]
Циркач и проститутка
Фрау Клод постучалась в мою дверь осенним утром, когда по карнизам
отплясывал мелкий дождь, отчего-то пропахший мускатом и
апельсинами, а ветер гнал над улицами сопливые облака. Достаточно
было одного взгляда, чтобы понять – пожилая дама умирает. Не по
желтой, прозрачной худобе, не по вялым рукам, а по исходящему от
морщинистого, как изжеванный собакой мячик, лба сиянию. Обычно в
человеке эмоции взвешены, будто масло в воде, а духовное тесно
переплетено с физическим. Умирающие – двухслойны. У них тело –
отдельно, душа – отдельно. Готовая взлететь, она выплескивается
светом из каждой поры.
Фрау вошла, слегка прихрамывая, опираясь, как на тросточку, на
сложенный зонт, и бессильно рухнула на стул. Редкие волосы перьями
топорщились на висках, источая влажный аромат. Зонт сухой, а хозяйка
забрызгана с головы до ног мускатным дождем.
– Я прошу вас, господин доктор, – произнесла фрау Клод, глядя мне
прямо в глаза, – ампутировать мне левую ногу. Вот до сих пор, – она
задрала юбку и ладонью быстро провела по лодыжке.
Я увидел, что ее сухую щиколотку, чуть повыше растоптанной
галошеобразной туфли, охватывает браслет. Резной, черненый, с
тоненькой витой змейкой посередке. Металл, похожий на серебро.
Неуместно кокетливое украшение, полускрытое кольцами спущенного
чулка.
– Вас мучают боли, фрау Клод?
– Нет.
Когда семь лет назад я начинал свою практику, ко мне обратилась с
подобной просьбой совсем юная девушка, почти ребенок. Одетая в
брючный костюм, она и стояла узко и прямо, как свеча, так что две ее
стройные ножки казались сросшимися в одну. Зеленоглазая русалка с
испуганной улыбкой и жирными, точно ил, волосами, до кончика хвоста
затянутая в черный шелк. Не имея тогда еще никакого представления
об апотемнофилии, я был потрясен. Молодое симпатичное создание
хочет себя изуродовать. Ополоумевшая природа беснуется против
женственности и красоты.
Девочку я послал к психиатру, и что с ней случилось дальше – не знаю.
Сейчас передо мной сидела, вымученно процеживая сквозь вставные
зубы нелепые слова, седая фрау, и я спрашивал себя: уж не впала ли
пациентка в старческий маразм?
– Не боль, нет. Вот это, – она показала на серебряный браслет, – надо
снять. Распилить невозможно, не получится, он заговоренный, но
умирать с ним я не хочу. Не могу...
Я почувствовал себя глупо. История напоминала дурно сделанный
триллер или средней руки мистический сериал для домохозяек.
– Откуда он у вас?
– Долго рассказывать, – вздохнула фрау Клод. Даже не вздохнула, а
всхлипнула, словно захлебнувшись моим вопросом, и натужно
закашлялась. При этом в груди у нее что-то сухо и болезненно хрустело,
как будто с кашлем она отдавала пространству комнаты частичку своей
жизни.
– Ничего, – я украдкой взглянул на часы. – У нас есть время.
– У вас, господин доктор, не у меня, – возразила старая дама, вытирая
покрасневшие глаза. – Да не интересно вам будет. Лучше бы сразу к
делу... Ну, ладно. Хорошо. Уже не помню, в каком году это было – в
пятидесятом или в пятьдесят первом, и мне тогда исполнилось
соответственно не то двадцать два, не то двадцать три. Я работала в
одном заведении под красным фонарем. Вы понимаете, в каком? –
спросила она с вызовом.
Я кивнул, пряча непрофессиональную ухмылку.
– Но не о том речь, – одернула себя фрау Клод, и лицо ее неуловимо
оживилось. – У каждого человека есть маленькая тайная страсть –
глупая или постыдная. Кто-то переодевается в чужое белье (а сколько я
чужого грязного белья повидала, можете представить), кто-то разводит
кур в ящике или выращивает лавровый куст на окне. А я любила цирк.
Это, знаете, господин доктор, совсем не то, что театр или, например,
кинематограф. Живое колдовство, глоток детства – вот что это такое.
Пару раз в сезон в наш городок приезжал цирк-шапито, вернее,
цирковые труппы из разных краев: немецкие, голландские,
французские, итальянские и даже русские и китайские. Они
гастролировали по миру, перевозя в фургонах-вагончиках весь свой
скарб, детей и дрессированных животных. Я не пропускала ни одного
представления. Покупала самый дешевый билет и устраивалась на
галерке – оттуда обзор открывался не хуже, чем с первых рядов,
вдобавок не приходилось задирать голову – и окуналась в счастливое
ожидание. Я верила: рано или поздно на каком-нибудь из спектаклей
случится чудо. Может быть, и небольшое, совсем не важное, такое, что
и чудом-то трудно назвать, но мое персональное. И оно произошло.
Обычно посреди площади циркачи устанавливали, растягивая на шести
кольях, надувной купол. Похожий на половину огромного красного
яблока, смятый на ветру, он виден был издалека. Но той весной шатер
почему-то не поставили, и спектакль шел на открытом стадионе. Я
сидела в последнем ряду...
 
***
Фрау Клод – а тогда ее звали просто Лизой – сидела в последнем ряду,
спиной упираясь в шершавую стену, а затылком – в нежную майскую
голубизну. Внизу, на зеленом газоне, окруженный пластмассовыми
кеглями, выступал фокусник – объявленный по имени Марио, по пояс
голый, с блестящими от пота золотыми плечами.
Он жонглировал бритвенными лезвиями, доставал из ведра с водой
горящий факел и выпускал в небо почтовых голубей, черпая их
пригоршнями из собственной шляпы, а Лизе чудилось, будто он кидает в
воздух охапки белой сирени. Она любовалась птицами, завидуя их
белизне, такой яркой, что солнечные лучи превращались в сахар, едва
коснувшись их крыльев. Голуби растворялись в легких облаках и сами
становились облаками, дымными сгустками пара из городских труб и
туманными следами бороздивших синеву самолетов. Возникали
ниоткуда, из старой шляпы фокусника, и возносились в никуда, в
пустоту. «Вот оно, настоящее волшебство», – говорила себе Лиза и
вытирала соленые ладони о липнувшую к коленям юбку.
После представления она отправилась бродить между фургонами, под
натянутыми бельевыми веревками, всех, кто попадался навстречу,
спрашивая о Марио. Циркачи смеялись и посылали ее от вагончика к
вагончику, словно пинали друг другу мяч из угла в угол разноцветного
поля. Наконец, она отыскала фокусника, стоящего перед клеткой с
голубями.
– А я думала, ты ткешь их из воздуха, – сказала Лиза.
– Из воздуха можно ткать только мечты, – возразил Марио, скаля в
улыбке желтоватые, крепкие, как у белки, зубы.
– Так это те же самые голуби? – прищурила она хитрые глаза. – Они
вернулись?
– Голуби всегда возвращаются, – наставительно произнес Марио, – к
тому, кто их окольцевал. Видишь, у каждого на лапке колечко из жести
– с моим именем.
– Шутишь, – расхохоталась Лиза. – Птицы не умеют читать.
– Конечно, не умеют. У них имя хозяина записано в сердце, вот здесь, –
усмехнулся Марио и положил руку ей на грудь.
В полутемном цирковом фургоне, куда свет проникал через пыльное,
забранное металлической решеткой окошко под самым потолком, на
узкой походной койке, Лиза подарила ему то единственное, что дарить
умела. Его пот благоухал йодом и разогретым на солнце песком, а
дыхание освежало, как морской ветер. Она чувствовала себя голубем в
крепких мужских руках и, подброшенная высоко-высоко, туда, где не
властно притяжение земли, замирала от непонятного ей самой страха и
еще менее понятной жажды чистоты и свободы. Когда все закончилось
и Марио встал, затягивая узлом рубаху, и спросил: «Сколько?», она
замотала головой.
– Не надо.
Ей о многом хотелось сказать: о том, что работа и цирк – два
противоположных мира и один не должен вторгаться в другой, и о том,
что стыдно за деньги покупать тайну, море и полет, – но слова, как
безвкусный попкорн, закупорили горло, царапая гортань.
– Вот как? – он склонился над ней с чем-то блестящим в пальцах, и у
Лизы от испуга на мгновение закружилась голова, потому что
сверкающий предмет она приняла за нож, а в голосе нечаянного
любовника ей померещилась угроза. – Тогда и я дам тебе кое-что. На
любезность следует отвечать любезностью.
Раздался сухой щелчок – она не сразу поняла, что случилось. Как будто
на ее теле появилось что-то лишнее – не одежда и не украшение,
которые легко сорвать с себя, а некая часть, которой быть не должно.
Болезненный нарост чуть выше щиколотки. Лиза согнула ногу в колене,
вывернув ступню, и тут же убедилась, что чувства ее подвели. На
щиколотке красовался изящный браслет из черненого серебра, по виду
старинный и сказочно дорогой. Она вспомнила, что давно – еще в
детстве – видела такой в музее, под стеклянной витриной. Тонкая
скрученная змейка, кусающая себя за хвост. Глаза – маленькие
сапфиры. По спине – янтарная крошка. Не то герцогский, не то
графский герб. Всего лишь браслет. Но от него стало ужасно неудобно,
и нога казалась распухшей, точно от укуса слепня.
– Нравится? – широко улыбнулся Марио. – Он приносит удачу. На
первых порах будет неловко, а потом приноровишься, – и словно
кипятком в лицо плеснул: – Не пытайся снять... да ты и не сумеешь.
Заклятие на нем.
«Сумею», – упрямо шепнула Лиза, сдерживая бегущий по хребту
холодок. Из того же упрямства она на другой день продала змеиные
глазки-сапфиры, но и слепая, серебряная змея послушно несла
обещанную удачу. Драгоценный браслет на ноге как будто выделял
Лизу среди толпы ей подобных, придавал особый статус. Подарки
лились на нее дождем. Вскоре, через год-полтора, она вышла замуж за
чахлого, но богатого, и так же быстро овдовев, осталась владелицей
большого дома под Регенсбургом и счета на сумму... впрочем, не будем
считать чужие деньги. Главное, что на жизнь ей хватало с лихвой, да
только странная это была жизнь. То припухлое и неудобное,
появившееся в памятный день на ноге, скользя по кровотоку, поднялось
выше и застряло в груди. Оно то ныло, как много лет назад
переломанная и сросшаяся кость в ненастную погоду, то скулило
голодным щенком, то дергало, словно вызревший нарыв, то взрывалось
огненной болью, стоило Лизе – а теперь уже фрау Клод – узреть голубя
на мокром асфальте у подъезда или услышать по радио имя Марио – да
мало ли на свете итальянцев с таким именем – или вдохнуть знакомый
аромат, запрокинуть голову в знакомое небо, заприметить вдалеке, а то
и просто вообразить красный купол бродячего цирка-шапито. Память
разрасталась; полужидкая, текла по сосудам и метастазировала прямо в
сердце.
Прошлое и настоящее спеклись в один тяжелый, плотный комок и
перевились, точно корни дерева под землей. Лиза чувствовала Марио,
где бы он ни находился, как будто корявый маршрут его скитаний
каждую секунду прорисовывался на ее мысленной карте. Фокусника
мотало то там, то здесь, по всей Европе. То в Гамбурге видела она его,
то в Барселоне, то в маленьком французском городке Сааргемине. Одно
время она даже хотела его найти – да разве такого догонишь!
Неуловимый, как мираж на горизонте, Марио колесил из города в город
в цирковом фургоне – все такой же полуголый, сладко пахнущий потом
и ветром, кольцевал неосторожных птиц, привлеченных светом его
неугасимой харизмы, и, кажется, совсем не старел. А Лиза старела,
сморщивалась, как лежалая слива, теряя цвет и блеск. Иногда она спала
с мужчинами – теперь уже не за деньги. Она, как остывающая после
знойного дня земля, отдавала им последнее тепло, и чем больше
отдавала, тем больше сама тускнела и съеживалась. Заговоренный
браслет не снимался, не поддаваясь ни ножовке, ни лазеру.
 
***
– Вот так, – фрау Клод скорчилась на стуле, почти касаясь подбородком
острых коленей.
Маленькая круглая старушка, как будто одряхлевшая и сжавшаяся на
глазах, с черной палочкой зонта в руке. В ее историю верилось с
трудом, хотя мало ли какие истории лежат у людей на сердце.
Выдуманная или правдивая – для нее она была реальной, и я решил
подыграть.
– Значит, только вместе с ногой? А зачем его снимать, фрау Клод,
браслет ваш? Ведь он принес вам счастье.
– Что вы смыслите в счастье, молодой человек? Извините, господин
доктор. Последние годы мне кажется, – неожиданно тонко проскрипела
старушка, и голос ее вибрировал от страха, – что я продала душу
дьяволу, и если не избавлюсь от его метки – то он меня утащит. Вы
понимаете – куда?
Я покачал головой. С теологическими вопросами – это, пожалуй, не ко
мне.
– Ампутацию делать нельзя, – сказал я твердо. – Вы не перенесете
наркоз, да и собственно... вы действительно думаете, что метку дьявола
так легко удалить? Ведь он метит не ногу, а душу.
– В самом деле, – прошептала фрау Клод и еще туже свернулась в
седой клубок. – Вы правы, господин доктор, в самом деле... в самом
деле, – повторяла она, скрюченными пальцами впиваясь в зонт,
царапая зеленую обивку стула, съеживаясь и пряча голову под крыло,
растопыривая белоснежные перья, разворачивая веером хвост. Я
метнулся к шкафу с лекарствами, но она уже вспорхнула легко и, описав
круг по комнате, просочилась в открытую форточку, в липкую морось, в
разбухшее от сырой золы осеннее небо.
Да-да, знаю, вы не поверите, но я своими глазами видел, как она
превратилась в белого голубя и вылетела в окно... В задумчивости я сел
за стол и принялся ждать следующего пациента, не беспокоясь более о
фрау Клод. Почтовый голубь всегда найдет дорогу домой.
Copyright: John Maverick, 2014
Свидетельство о публикации №328902
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.06.2014 21:54

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Кондратьев Николай[ 05.06.2014 ]
   Красивая история.
 
John Maverick[ 06.06.2014 ]
   Спасибо большое! Только с форматированием что-то непонятное. Не знаю, в чем дело - добавлял, как обычно.
Кондратьев Николай[ 06.06.2014 ]
   Тут такое бывает ) можно попробовать в режиме редактирования текста вырезать его и снова
   вставить. или заново выложить.
John Maverick[ 08.06.2014 ]
   Нет, все равно не получается. Пусть так будет.
Глушенков Николай Георгиевич[ 08.06.2014 ]
   Великолепная вещь, прочитал на одном дыхании.
 
John Maverick[ 08.06.2014 ]
   Николай Георгиевич, спасибо большое! Очень рад, что моя сказка Вам понравилась!
Владимир Бучинский[ 10.06.2014 ]
   Как всегда - завораживающая красота тумана... и сложно.
   Финальная фраза не убеждает...
 
John Maverick[ 10.06.2014 ]
   А почему как всегда?
Блинов Андрей Вячеславович[ 10.06.2014 ]
   Здравствуйте, Джон! Рад, что Вы снова с нами.
   Совсем недавно вспоминали Вас на форуме. Удачи
   на конкурсе!
 
John Maverick[ 10.06.2014 ]
   Спасибо, Андрей! Да, захотелось попробовать - поучаствовать в конкурсах.
   А в связи с чем меня вспоминали?
Блинов Андрей Вячеславович[ 11.06.2014 ]
   У нас есть один автор, Игорь Бураков. Он
   "начинающий&quo­t;,­ но здорово разбирается в
   фантастике и мистике, пишет рассказы и рецензии.
   Я ему Ваши рассказы порекомендовал.
Игорь Колесников[ 21.06.2014 ]
   Великолепный рассказ! Мурашки по коже! Снимаю шляпу перед
   автором!
 
John Maverick[ 21.06.2014 ]
   Игорь, спасибо большое! Рад, что понравилась моя сказка.:)

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО? КОНКУРС.
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов