Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Думитру Лешенко
Объем: 8756 [ символов ]
ГОНЧАР
Все знают, что не боги горшки обжигают, но мало кто знает, что это делает гончар Семён Курош...
Все знают, что Бог создал человека из глины,но только Семён Курош понимал, почему...
Потому что глина это все! Глина это жизнь!
(…. Из проповеди отца Армаш в Западной Сибири. Сотник, 25/08/1948).
 
С первого дня мы установили наблюдение на Иртыше по части вылавливания не только рыбы , но и всего, что плыло по течению. Вскоре на берегу большой реки образовалась куча разбитых плотов и досок. За несколько дней Семен смастерил гончарный станок и начал работать с глинной. Для детей это было волшебное зрелище. Он делал не только десятки видов посуды и большие пузатые ёмкости на 25 и 50 литров («gavanoase») , но и трапецоидальные кирпичи для строительства большой печи. Его формы были расчитаны для кладки полукруглой печи с внутренним радиусом 1,5 метра. Под руководством Семена, ниже фундамента главной конструкции, в препологаемое по проекту помещение (6), были сделаны из камня и глины две вертикальные печи. На будущее они предназначались для хозяйства клана Буги по копчению мяса и рыбы, а также для подогрева воды для стирки и купания. Но тогда печи были необходимы для предварительного отжига посуды и кирпичей. Используя выловленные доски с большой реки были сделаны пять штук форм для изготовления саман - это кирпичи из глины, перемешанной с сухой травой, сухими тонкими ветками, папорником, камышом, еловыми шишками и прочее. Мы делали около 300 кирпичей типа саман каждый день, которые высыхали на солнце в песчанной бухте, где по заключению Семена, глина больше всего подходила для таких кирпичей. Все наши начальные конструкции были сделаны в овраге, который начинался у родника, где вода истекала из под кургана, образуя небольшую речушку на дне оврага. Согласно идеии отца Армаша, эта речушка должна была стать нашим источником питьевой воды зимой и протекать под большой печи (2а). От истока до столовой (5) речушка должна быть чистой, проходя через три колодца (с): один холодный, расположенный в помещение (2) над родником, на расстояние около метра от печи, другие два- теплыее, рассположенные в котельной (3). В переходе между котельной (3) и помещения для гончарных работ (4), Семён смастерил сьемное перекрытие, которое частично закрывало проток воды подземной речушки, тем самым подымая уровень воды в колодцах. Это потом дало возможность обеспечивать поступление самотеком чистой, теплой воды в двух последовательных режимах: 1) заполнение екостей в помещениях 4,5,6,7,8,9, всего 18 шт. «gavanoase» (к), рассосредоточены в двух симетричных, независимых системах; 2)поступление воды в зоне (10) через водопророводы (13). Ниже столовой (5) речушка превращалась в сточную канаву и, после туалетов, впадала в отстойную яму (S). Таким образом, первым делом, речушка была закрыта каменным арковым мостиком по длине от истока до сточной ямы (S). Мастерами по кладки арки из нестандартного, плоского камня и глины были Семен и Филип. За ними ели успевали подавать и проводить землянные работы шесть человек. После того, как речушка была закрыта и сделаны три колодца (с) и сточную яму (S), заложили фундаменты вдоль оврага, начиная с рoдника вниз. Эти фундаменты выглядели как терасы и сделаны были тоже из камня и глины. Особенно тщательной была конструкция фундамента большой печи, внутренний размер которой был 4 метра по длине и 1,5 метра в радиусе. Первая тераса начиналась от вертикальной стенки вкопанной в теле кургана на расстоянии больше одного метра от заднего края печи. Размер терасы был 9м вдоль речушки и 8м по ширине. Уровень пола терасы выходил из оврага таким образом, чтобы совпадал с уровнем фундаментов помещений для жилья, слева и справа от главной печи. Высота порога к следующей терасе была около одного метра, по этому слева и с права были сделаны по 5 ступенок. Дальше терасы были одинаковыми: 6 метров вдоль речушки и 8 метров по ширине и две –три ступеньки вниз к следующей терасе. Центральное помещение предназначалось для общего сбора, столовой, школьных занятий и церковных мероприятий. Оно распологалось над главной печи, над которой возвышался большой прямоугольный стол из глины размером 2х4м. По внутреннему периметру помешения и вокруг стола были наращены скамейки. Слева, справа и под печи были земляные насыпи. Речушка оказалась под главной печи на глубине примерно одного метра. Таким образом, главная лежачая печь и малые вертикальные печи были полностью в земле по принципу горна. Семен говорил, что при такой конструкции большая часть тепла уйдет в землю, что на долго сохранит тепло. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна закрывают, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют. С точки зрения технологии гончарных работ, такая конструкция печей позволяет обжигать мелкую посуду и крупные емкости, кирпичи и трубы. С другой стороны, с точки зрения жизниобеспечения, зимой мы будем иметь все время теплую воду во всех производственных и жилых помещениях, температура которой регулируется перекрытием подземной речушки между помещениями 3 и 4. В случае аварийного обвала и перекрытия подземной речушки, через колодцы (с) вода пойдет через трубы (13) в рабочей зоне (10). Там, при наступлении морозов начнется производство ледяных кирпичей и линз. За счет повышенной температуры грунта вокруг печей (2а), (6а) и дымоотходов (д), а также за счет теплого воздуха из помещений (3) и (1в), можно с уверенностью ожидать, что после завершения конструкции ледяных стен, в зоне (10) будет нормальная температура зимой и для проведения работ и для тепличных растений. Во всяком случае, расуждал Семен, мы сможем без труда регулировать температуру воздуха и воды.
- Какие могут быть еще опасности по части печей и воды? - Спросил отец Армаш. - Я имею в виду возможности пожара, угарного газа, превращение воды в пар или замерзания воды внутри и после сточной ямы.
- В принципе, у нас была похожая система в Молдове для обогрева производственных помещений и обеспечения теплой водой, - ответил Семен. - Все работало довольно устойчиво, потому что большое количество тепла уходит в землю, что дает очень медленное остывание. Угарный газ исключен, потому, что дымоотходы постоянно открыты, а во время обжига топка и горн будут замурованы. Перегрев воды тоже исключен. При такой скорости, вода успевает нагреваться на 15-25 градусов. Это значит, что в обычных условиях вода будет теплой, а во время обжига - едва горячей. Перегрев в помещение (2) возможен только во время обжига, но это будет не чаще одного раза в неделю. Такие работы будем проводить днем, чтобы к вечеру провентилировать помещение и снизить температуру. В такие дни можно работать в теплицах, устроить стирку, баню, уборку...
Семен работал виртуозно. Я никогда не думал, что можно делать столько полезных предметов из глины, но больше всего меня удивляло, как точно он делал трубы из отделно выращенных секций размером 75 см., используя самодельные деревянные калибры и приспособление для поперечного и продольного среза сырых труб ниткой. Эти секции подсушивались на воздухе, потом соединялись глиной по два точно по срезу, получая 1,5 метровые фрагменты. Эти фрагменты опять сушились несколько дней, потом загружались в горн вертикальной печи для обжига. Из таких-же фрагментов делал желоба умывальники, которые удлинялись так-же как и трубы, используя кольца и заглушки, внутрений размер которых совпадал с внешним размером труб. Для герметизации стыков использовали глину и сосновый клей.
Дата публикации: 19.04.2014 19:06
Предыдущее: И ПОДО ЛЬДОМ РЕКА ТЕЧЕТ...Следующее: ЛЕДОСПЛАВ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта