Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления




Главная    Лента рецензий    Ленты форумов    Круглый стол    Обзоры и итоги конкурсов    Новости дня и объявления    Чаты для общения. Заходи, кто на портале.    Между нами, писателями, говоря...    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Директор издательства
"Новый Современник"
Всеволод Круж
Новое назначение
Издательские вопросы
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Новые авторы недели
Журнал "Что хочет автор"
Объявления и анонсы
Новости дня
Дневник портала
Приемная дежурных
Блицы
Приемная модераторов
С днем рождения!
Книга предложений
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Вопросы и ответы
Фонд содействия
новым авторам
Альманах "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Рекомендуем новых авторов
Отдел спецпроектов и внешних связей
Диалоги, дискуссии, обсуждения
Правдивые истории
Клуб мудрецов
"Рюкзачок".Детские авторы - сюда!
Читальный зал
Литературный календарь
Литературная
мастерская
Зелёная лампа
КЛУБ-ФОРУМ "У КАМИНА"
Наши Бенефисы
Детский фольклор-клуб "Рассказать вам интерес"
Карта портала
Наши юные
дарования
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Виктор Федоров
Объем: 8623 [ символов ]
Шарик
Они сразу, с первого взгляда, невзлюбили друг друга. Так бывает. Порой, одного взгляда достаточно, чтобы понять это. Никто не видел, как произошла первая встреча старпома мощнейшего ледокола и простого, безродного, черно-серого пса по имени Шарик. Лохматый, совсем небольшой, явно не приученный к жизни в помещении, он невесть каким образом, оказался на борту.
 
Моряки - народ ответственный и дисциплинированный, а потому с трудом, обычно, решаются принести на судно какую-нибудь живность, понимая свою ответственность и перед бессловесной тварью, и перед руководством. Животное же, оно и есть животное. Оно не понимает, что судно – это храм, средоточие чистоты и порядка, потому и живет так, как и предписано ему самой Природой.
 
Ледокол – это совершенно особое судно. Ледокол – это боец, вечно
делающий свою работу там, куда многие даже носа не сунут. Льды, морозы, долгие полярные дни Арктики и такие же долгие ночи Магадана - это и есть среда обитания ледоколов на Дальнем Востоке. Если терминология вокруг жизни обычных судов звучит как «рейсы, заходы, стоянки, встречи, погрузки-выгрузки, переходы», то терминология вокруг жизни ледоколов совсем иная. Такие слова, как «навигация, разведка, тактика, караван, проводка, обход, сжатие, преодоление, форсирование и т.д.», определяют ее суть.
 
Под стать задачам и люд, населяющий ледоколы, подбирается особый. Каждый из них мог бы работать на судах, бродящих между жаркими странами, на белоснежных лайнерах, но они, однажды попав на ледоколы, так к ним и прикипели. Не все. Те же, которые оставались, входили в особую, очень почетную среди моряков касту ледокольщиков навсегда, отдав этому делу свою жизнь и душу.
 
Именно таким и был Василий Викторович - большой, суровый и требовательный старпом на этом красавце-ледоколе. Все здесь сверкало! Черный, словно воронье крыло, корпус, ярко-зеленая палуба, нарядно - желтая надстройка. Любовно выкрашенный, с «отбитыми» неравнодушными руками матросов филенками и бордюрами, с отдраенной до солнечного блеска латунью и умело залакированным деревом, ледокол был воплощением профессиональной любви и гордости экипажа, да и всего пароходства. Всё это и было объектом ежедневных и ежеминутных забот старпома, душу вынимавшего из боцмана и палубной команды ради всей этой красоты и порядка.
 
И вот, с появлением на борту Шарика, вся эта красота оказалась под угрозой. Ну, не был он виноват в том, что, согласно всем собачьим уставам, должен был…, нет, он просто обязан был пометить все углы, объекты и предметы на своей территории! Кто мог посягнуть на его права в море? Никто! Вокруг - одни белые медведи, да моржи с тюленями. Однако же, с псом никто об этом не беседовал, никто ему не объяснил, что нет смысла делать это. Вот, он и метил все вокруг, с задорным видом поднимая лапу и ни на секунду не сомневаясь в правильности и благородности этого занятия.
 
Делая обходы, Василий Викторович с каждым днем мрачнел все больше и больше, невольно «читая» послания Шарика на свежевыкрашенных дверях, механизмах и углах.
 
Было и еще, от чего мрачнеть. Шарик должен был куда-то ходить время от времени, чтобы сделать то, что делают все живые существа на этом свете. Конечно же, он ходил и исправно делал все, что положено природой. Следы и этой «деятельности», которые не успевали вовремя убрать матросы, время от времени попадались на глаза старпому…
 
Шарик, появившись на судне, немедленно стал любимцем команды.
Каждый считал своим долгом приберечь с обеда или ужина и, погладив пса, дать ему что-то вкусненькое. Истосковавшись по дому, по земле, по траве и лесу, в море люди становятся сентиментальными, и возможность прикоснуться к теплому, отзывчивому существу не могла не вызвать целую волну интереса к псу. Это превратилось в ритуал. Все бы ничего, да экипаж ледокола – больше сотни человек, и Шарик стал заметно округляться, попутно наращивая масштабы своей «деятельности» на палубе.
 
Ходили старпом и Шарик разными бортами. При встречах старались быстрее свернуть куда-нибудь. Боцман, всегда бывший одним из лучших боцманов в пароходстве, теперь регулярно получал выволочки за очередные «гостинцы». Он почернел от переживаний и регулярно «отсыпался» на матросах…
 
Экипаж напрягался все больше и больше, нервничая и прекрасно понимая, что долго так продолжаться не может. С одной стороны, все прекрасно понимали старпома и боцмана, а с другой - все боялись и подумать, что может произойти дальше. Ситуация медленно, но верно приближалась к кризису. Напряжение достигло своего апогея, когда случилось то, что случилось.
 
Ледокол с натугой, содрогаясь и скрипя бортами по тяжелому арктическому льду, шел в сплошных ледяных полях, пробивая канал каравану из трех сухогрузов. Лето, солнце и мороз. Обычная работа в Арктике. Большие и малые льдины, недоперемолотые мощными винтами, выворачивались из-под кормы пенными бурунами всклокоченной ледяной воды. Суда, идущие за ледоколом, старались держаться ближе, чтобы не зажало затягивающимся каналом. Двести-триста метров от кормы ледокола, не более. На мостиках - напряженная тишина. Только гудение приборов. Рулевым не нужно команд, они точно знали, что и как делать в плавании за ледоколом в караване. Лишь изредка раздавались короткие фразы с ледокола по каравану. Чуть с хрипотцой, голос Василия
Викторовича в эфире звучал спокойно и уверенно.
- По каравану, дистанцию держите, не отставайте. Будет очень трудно – скажите, сбавим немного…
 
Все было как всегда, когда на мостике ледокола вдруг, словно выстрел, прозвучало:
- Шарик за бортом!
 
Старпом глянул на капитана и тот немедленно кивнул утвердительно.
Никто еще не успел еще осмыслить, как следует, случившееся, когда раздались четкие команды старпома.
 
- Стоп машины. Вахтенный помощник, движение по инерции. Боцмана, крановщика и матросов срочно на корму. Каравану – стоп машины.
 
Пока вахтенный помощник приказывал каравану застопорить двигатели, старпом добежал на кормовой палубы. Там же были уже боцман и матрос.
- Боцман, на кран! Ледянку – за борт.
 
Ледянка – это небольшая алюминиевая шлюпка на корме, которой, в случае аварийной необходимости, пользуются во льдах. Старпом и матрос с ходу прыгнули в нее и подцепили стропа к поданному уже крюку крана. Ледянка взмыла над палубой и быстро опустилась в канал, заполненный битым льдом и ледяной кашей.
 
Шарик из последних сил держался передними лапами за кромку канала. Ни скулить, ни выпрыгнуть на лед сил у него уже не было. Сухогруз неотвратимо приближался. Остановиться в ледяном канале караван не мог.
 
Мощные взмахи веслами, и старпом, свесившись с носа шлюпки, практически под носом движущегося по инерции сухогруза, выхватил несчастного пса и, мокрого, сунул себе за пазуху.
 
Мало кто видел все происходящее на корме – уж больно все быстро произошло. Караван даже не успел полностью остановиться, когда машинные телеграфы снова легли на «полный вперед». Новость, однако, распространилась мгновенно. Весь экипаж вздохнул, в восторге от услышанного, но в горестном ожидании развязки.
 
Шарик был обречен… Мало кто верил в то, что после такой купели можно выжить. Арктика – место суровое. Даже люди, в одежде падавшие в ледяную воду и пробывшие там пять минут, далеко не все выживали, не перенеся холодовой шок.
 
- Ничего, - сказал доктор, принимая у старпома собаку, - постараюсь вытащить собаку. Я знаю, как их нужно лечить – как грудных детей. Я постараюсь.
 
Несколько суток, днем и ночью, каждые три часа доктор делал уколы, какие-то, только ему известные, процедуры. Экипаж замер… Болен, очень болен был общий друг и любимец. Не было смеха, не было обычных, с азартом и громким стуком, «козла» и нардов по вечерам. Все посматривали на доктора, не решаясь спросить – как он?
 
То ли это всеобщая энергия любви экипажа, то ли опыт и старание доктора сработали, но Шарик, парализованный и почти неживой, ожил. Поговорка «Зажило как на собаке» оказалась вполне справедливой, и вскоре он уже весело бегал по палубам и принимал любовь, которая в избытке предлагалась ему со всех сторон.
 
Многое на ледоколе изменилось с тех пор. Совсем по-иному взглянули люди друг на друга. Кто-то что-то переоценил, кто-то в чем-то убедился в очередной раз, но никто не остался равнодушным к случившемуся.
 
Изменились и наши герои. Нужно было видеть, с каким радостным лаем и
отчаянным вилянием куцего хвоста, Шарик летел навстречу улыбающемуся старпому, когда они случайно, а может быть и не совсем, встречались на палубе!
 
Только вот, доктора с тех пор Шарик невзлюбил, однако некоторые вещи нельзя объяснить и людям, а не то, что собакам!
Copyright (с): Виктор Федоров. Свидетельство о публикации №313220
Дата публикации: 05.04.2014 01:59
Предыдущее: УмкаСледующее: Его подруги медузы(остался ли след?)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Владимир Макарченко[ 22.11.2013 ]
   ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ! ОТЛИЧНО ВЫПОЛНЕНО!
 
Виктор Федоров[ 22.11.2013 ]
   Спасибо, Владимир, за теплые слова!
Наталия Букан[ 26.11.2013 ]
   С удовольствием присоединяюсь к выше сказанному! Очень тёплое чувство осталось после рассказа. Интересно ещё то, что у моего сына на судне тоже упал за борт общий любимец Тобик. На судне была включена тревога "Человек за бортом", и Тобика тоже благополучно выловили:)
   С уважением, Н.
Виктор Федоров[ 26.11.2013 ]
   Спасибо за теплый отзыв, Наталия!
Константин Рыбаков[ 16.11.2014 ]
   Дистанция 200-300 метров нормальна (хотя напряг серьёзный!) для проводки в сплошном поле, не спорю, но вот затормозить судам каравана на такой дистанции при "стоп-машина&qu­ot;­ вряд ли получится, при "Малый назад" после "Малого вперёд" инерционный ход до двух корпусов составляет, насколько помню; т.е., если в караване сухогрузы типа "Гижига" статридцатиметровые,­ то совсем впритык... Серьёзная операция. И рассказ хороший.
   С уважением, Константин Рыбаков.
 
Константин Рыбаков[ 16.11.2014 ]
   Добавлю: психологическая картина взаимоотношений старпом/экипаж/Шарик­ описана очень точно, но на технических деталях я зациклен, и "Стоп-машина&qu­ot;­ у меня вызвала момент недоверия. Хотя для основной массы читателей это и несущественно.
Виктор Федоров[ 17.11.2014 ]
   Спасибо, Константин, за Ваше внимание к рассказу и оценку его. Отвечу на Ваши сомнения. Все, что Вы сказали, совершенно соответствует действительности, если нет сжатия. В описываемый момент оно существовало. Не очень большое, но было. Канал довольно быстро сжимался за ледоколом "Адмирал Макаров". Именно это и позволило каравану замедляться гораздо быстрее, чем в свободном канале. Сам сюжет был рассказан капитаном ледокола в том рейсе, Холоденко Вадимом Андреевичем, а старпомом был Курбацкий Василий Викторович, мой однокашник. К сожалению, он ушел уже в мир иной. Именно на похоронах его Холоденко и рассказал этот сюжет. По нему и был написан рассказ.
   Сам я в Арктике бывал много раз, и на разных судах, причем самый первый - еще школьником, с отцом. А потом - курсантом, третьим, вторым, старпомом и, наконец, капитаном. Перым был танкер типа "Казбек", потом - "Унжа", дважды на "Селемдже"­ и, последний раз, уже капитаном на "Бухаре" в 1983, в одном караване с "Ниной Сагайдак и "Колей Мяготиным" шел на Тикси с цементом. Вы наверняка помните, что случилось с "Н.Сагайдак&quo­t;­ и чуть не случилось с "К.Мяготиным&qu­ot;.­ "Бухара" же шла третьим судном, получила кучу пробоин в форпике и первом трюме, и была выведена штабом из каравана, вернулась на кромку с ледоколом "Капитан Сорокин" и была переадресована в Эгвекинот после аварийного ремонта в Провидении. Я надеюсь, что мой ответ удовлетворил Вас? Если нет - пишите!
Константин Рыбаков[ 17.11.2014 ]
   Про сжатие даже мысль не проскользнула в моей механической голове, не учёл, каюсь... Ответ принят, спасибо за подробные разъяснения, Виктор. Для Вас - всегда на связи!
   С уважением, Константин.
Виктор Федоров[ 17.11.2014 ]
   Вот и я - всегда к Вашим услугам )

Блиц-конкурсы от Издательства
Тургеневские записки
75 лучших строк
Детский
Домашние питомцы
Фантастика
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Региональные
отделения
Форум для членов МСП
Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Региональные
отделения
Форум для членов МСП
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Атрибутика наших проектов

Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой