Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Виктор Федоров
Объем: 8623 [ символов ]
Шарик
Они сразу, с первого взгляда, невзлюбили друг друга. Так бывает. Порой, одного взгляда достаточно, чтобы понять это. Никто не видел, как произошла первая встреча старпома мощнейшего ледокола и простого, безродного, черно-серого пса по имени Шарик. Лохматый, совсем небольшой, явно не приученный к жизни в помещении, он невесть каким образом, оказался на борту.
 
Моряки - народ ответственный и дисциплинированный, а потому с трудом, обычно, решаются принести на судно какую-нибудь живность, понимая свою ответственность и перед бессловесной тварью, и перед руководством. Животное же, оно и есть животное. Оно не понимает, что судно – это храм, средоточие чистоты и порядка, потому и живет так, как и предписано ему самой Природой.
 
Ледокол – это совершенно особое судно. Ледокол – это боец, вечно
делающий свою работу там, куда многие даже носа не сунут. Льды, морозы, долгие полярные дни Арктики и такие же долгие ночи Магадана - это и есть среда обитания ледоколов на Дальнем Востоке. Если терминология вокруг жизни обычных судов звучит как «рейсы, заходы, стоянки, встречи, погрузки-выгрузки, переходы», то терминология вокруг жизни ледоколов совсем иная. Такие слова, как «навигация, разведка, тактика, караван, проводка, обход, сжатие, преодоление, форсирование и т.д.», определяют ее суть.
 
Под стать задачам и люд, населяющий ледоколы, подбирается особый. Каждый из них мог бы работать на судах, бродящих между жаркими странами, на белоснежных лайнерах, но они, однажды попав на ледоколы, так к ним и прикипели. Не все. Те же, которые оставались, входили в особую, очень почетную среди моряков касту ледокольщиков навсегда, отдав этому делу свою жизнь и душу.
 
Именно таким и был Василий Викторович - большой, суровый и требовательный старпом на этом красавце-ледоколе. Все здесь сверкало! Черный, словно воронье крыло, корпус, ярко-зеленая палуба, нарядно - желтая надстройка. Любовно выкрашенный, с «отбитыми» неравнодушными руками матросов филенками и бордюрами, с отдраенной до солнечного блеска латунью и умело залакированным деревом, ледокол был воплощением профессиональной любви и гордости экипажа, да и всего пароходства. Всё это и было объектом ежедневных и ежеминутных забот старпома, душу вынимавшего из боцмана и палубной команды ради всей этой красоты и порядка.
 
И вот, с появлением на борту Шарика, вся эта красота оказалась под угрозой. Ну, не был он виноват в том, что, согласно всем собачьим уставам, должен был…, нет, он просто обязан был пометить все углы, объекты и предметы на своей территории! Кто мог посягнуть на его права в море? Никто! Вокруг - одни белые медведи, да моржи с тюленями. Однако же, с псом никто об этом не беседовал, никто ему не объяснил, что нет смысла делать это. Вот, он и метил все вокруг, с задорным видом поднимая лапу и ни на секунду не сомневаясь в правильности и благородности этого занятия.
 
Делая обходы, Василий Викторович с каждым днем мрачнел все больше и больше, невольно «читая» послания Шарика на свежевыкрашенных дверях, механизмах и углах.
 
Было и еще, от чего мрачнеть. Шарик должен был куда-то ходить время от времени, чтобы сделать то, что делают все живые существа на этом свете. Конечно же, он ходил и исправно делал все, что положено природой. Следы и этой «деятельности», которые не успевали вовремя убрать матросы, время от времени попадались на глаза старпому…
 
Шарик, появившись на судне, немедленно стал любимцем команды.
Каждый считал своим долгом приберечь с обеда или ужина и, погладив пса, дать ему что-то вкусненькое. Истосковавшись по дому, по земле, по траве и лесу, в море люди становятся сентиментальными, и возможность прикоснуться к теплому, отзывчивому существу не могла не вызвать целую волну интереса к псу. Это превратилось в ритуал. Все бы ничего, да экипаж ледокола – больше сотни человек, и Шарик стал заметно округляться, попутно наращивая масштабы своей «деятельности» на палубе.
 
Ходили старпом и Шарик разными бортами. При встречах старались быстрее свернуть куда-нибудь. Боцман, всегда бывший одним из лучших боцманов в пароходстве, теперь регулярно получал выволочки за очередные «гостинцы». Он почернел от переживаний и регулярно «отсыпался» на матросах…
 
Экипаж напрягался все больше и больше, нервничая и прекрасно понимая, что долго так продолжаться не может. С одной стороны, все прекрасно понимали старпома и боцмана, а с другой - все боялись и подумать, что может произойти дальше. Ситуация медленно, но верно приближалась к кризису. Напряжение достигло своего апогея, когда случилось то, что случилось.
 
Ледокол с натугой, содрогаясь и скрипя бортами по тяжелому арктическому льду, шел в сплошных ледяных полях, пробивая канал каравану из трех сухогрузов. Лето, солнце и мороз. Обычная работа в Арктике. Большие и малые льдины, недоперемолотые мощными винтами, выворачивались из-под кормы пенными бурунами всклокоченной ледяной воды. Суда, идущие за ледоколом, старались держаться ближе, чтобы не зажало затягивающимся каналом. Двести-триста метров от кормы ледокола, не более. На мостиках - напряженная тишина. Только гудение приборов. Рулевым не нужно команд, они точно знали, что и как делать в плавании за ледоколом в караване. Лишь изредка раздавались короткие фразы с ледокола по каравану. Чуть с хрипотцой, голос Василия
Викторовича в эфире звучал спокойно и уверенно.
- По каравану, дистанцию держите, не отставайте. Будет очень трудно – скажите, сбавим немного…
 
Все было как всегда, когда на мостике ледокола вдруг, словно выстрел, прозвучало:
- Шарик за бортом!
 
Старпом глянул на капитана и тот немедленно кивнул утвердительно.
Никто еще не успел еще осмыслить, как следует, случившееся, когда раздались четкие команды старпома.
 
- Стоп машины. Вахтенный помощник, движение по инерции. Боцмана, крановщика и матросов срочно на корму. Каравану – стоп машины.
 
Пока вахтенный помощник приказывал каравану застопорить двигатели, старпом добежал на кормовой палубы. Там же были уже боцман и матрос.
- Боцман, на кран! Ледянку – за борт.
 
Ледянка – это небольшая алюминиевая шлюпка на корме, которой, в случае аварийной необходимости, пользуются во льдах. Старпом и матрос с ходу прыгнули в нее и подцепили стропа к поданному уже крюку крана. Ледянка взмыла над палубой и быстро опустилась в канал, заполненный битым льдом и ледяной кашей.
 
Шарик из последних сил держался передними лапами за кромку канала. Ни скулить, ни выпрыгнуть на лед сил у него уже не было. Сухогруз неотвратимо приближался. Остановиться в ледяном канале караван не мог.
 
Мощные взмахи веслами, и старпом, свесившись с носа шлюпки, практически под носом движущегося по инерции сухогруза, выхватил несчастного пса и, мокрого, сунул себе за пазуху.
 
Мало кто видел все происходящее на корме – уж больно все быстро произошло. Караван даже не успел полностью остановиться, когда машинные телеграфы снова легли на «полный вперед». Новость, однако, распространилась мгновенно. Весь экипаж вздохнул, в восторге от услышанного, но в горестном ожидании развязки.
 
Шарик был обречен… Мало кто верил в то, что после такой купели можно выжить. Арктика – место суровое. Даже люди, в одежде падавшие в ледяную воду и пробывшие там пять минут, далеко не все выживали, не перенеся холодовой шок.
 
- Ничего, - сказал доктор, принимая у старпома собаку, - постараюсь вытащить собаку. Я знаю, как их нужно лечить – как грудных детей. Я постараюсь.
 
Несколько суток, днем и ночью, каждые три часа доктор делал уколы, какие-то, только ему известные, процедуры. Экипаж замер… Болен, очень болен был общий друг и любимец. Не было смеха, не было обычных, с азартом и громким стуком, «козла» и нардов по вечерам. Все посматривали на доктора, не решаясь спросить – как он?
 
То ли это всеобщая энергия любви экипажа, то ли опыт и старание доктора сработали, но Шарик, парализованный и почти неживой, ожил. Поговорка «Зажило как на собаке» оказалась вполне справедливой, и вскоре он уже весело бегал по палубам и принимал любовь, которая в избытке предлагалась ему со всех сторон.
 
Многое на ледоколе изменилось с тех пор. Совсем по-иному взглянули люди друг на друга. Кто-то что-то переоценил, кто-то в чем-то убедился в очередной раз, но никто не остался равнодушным к случившемуся.
 
Изменились и наши герои. Нужно было видеть, с каким радостным лаем и
отчаянным вилянием куцего хвоста, Шарик летел навстречу улыбающемуся старпому, когда они случайно, а может быть и не совсем, встречались на палубе!
 
Только вот, доктора с тех пор Шарик невзлюбил, однако некоторые вещи нельзя объяснить и людям, а не то, что собакам!
Дата публикации: 05.04.2014 01:59
Предыдущее: УмкаСледующее: Его подруги медузы(остался ли след?)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Владимир Макарченко[ 22.11.2013 ]
   ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ! ОТЛИЧНО ВЫПОЛНЕНО!
 
Виктор Федоров[ 22.11.2013 ]
   Спасибо, Владимир, за теплые слова!
Наталия Букан[ 26.11.2013 ]
   С удовольствием присоединяюсь к выше сказанному! Очень тёплое чувство осталось после рассказа. Интересно ещё то, что у моего сына на судне тоже упал за борт общий любимец Тобик. На судне была включена тревога "Человек за бортом", и Тобика тоже благополучно выловили:)
   С уважением, Н.
Виктор Федоров[ 26.11.2013 ]
   Спасибо за теплый отзыв, Наталия!
Константин Рыбаков[ 16.11.2014 ]
   Дистанция 200-300 метров нормальна (хотя напряг серьёзный!) для проводки в сплошном поле, не спорю, но вот затормозить судам каравана на такой дистанции при "стоп-машина&qu­ot;­ вряд ли получится, при "Малый назад" после "Малого вперёд" инерционный ход до двух корпусов составляет, насколько помню; т.е., если в караване сухогрузы типа "Гижига" статридцатиметровые,­ то совсем впритык... Серьёзная операция. И рассказ хороший.
   С уважением, Константин Рыбаков.
 
Константин Рыбаков[ 16.11.2014 ]
   Добавлю: психологическая картина взаимоотношений старпом/экипаж/Шарик­ описана очень точно, но на технических деталях я зациклен, и "Стоп-машина&qu­ot;­ у меня вызвала момент недоверия. Хотя для основной массы читателей это и несущественно.
Виктор Федоров[ 17.11.2014 ]
   Спасибо, Константин, за Ваше внимание к рассказу и оценку его. Отвечу на Ваши сомнения. Все, что Вы сказали, совершенно соответствует действительности, если нет сжатия. В описываемый момент оно существовало. Не очень большое, но было. Канал довольно быстро сжимался за ледоколом "Адмирал Макаров". Именно это и позволило каравану замедляться гораздо быстрее, чем в свободном канале. Сам сюжет был рассказан капитаном ледокола в том рейсе, Холоденко Вадимом Андреевичем, а старпомом был Курбацкий Василий Викторович, мой однокашник. К сожалению, он ушел уже в мир иной. Именно на похоронах его Холоденко и рассказал этот сюжет. По нему и был написан рассказ.
   Сам я в Арктике бывал много раз, и на разных судах, причем самый первый - еще школьником, с отцом. А потом - курсантом, третьим, вторым, старпомом и, наконец, капитаном. Перым был танкер типа "Казбек", потом - "Унжа", дважды на "Селемдже"­ и, последний раз, уже капитаном на "Бухаре" в 1983, в одном караване с "Ниной Сагайдак и "Колей Мяготиным" шел на Тикси с цементом. Вы наверняка помните, что случилось с "Н.Сагайдак&quo­t;­ и чуть не случилось с "К.Мяготиным&qu­ot;.­ "Бухара" же шла третьим судном, получила кучу пробоин в форпике и первом трюме, и была выведена штабом из каравана, вернулась на кромку с ледоколом "Капитан Сорокин" и была переадресована в Эгвекинот после аварийного ремонта в Провидении. Я надеюсь, что мой ответ удовлетворил Вас? Если нет - пишите!
Константин Рыбаков[ 17.11.2014 ]
   Про сжатие даже мысль не проскользнула в моей механической голове, не учёл, каюсь... Ответ принят, спасибо за подробные разъяснения, Виктор. Для Вас - всегда на связи!
   С уважением, Константин.
Виктор Федоров[ 17.11.2014 ]
   Вот и я - всегда к Вашим услугам )
Ольга Емельянова[ 26.12.2018 ]
   Виктор, отлично, даже прослезилась!
 
Виктор Федоров[ 27.12.2018 ]
   Спасибо, Оля! Мне очень приятны Ваши слова. Для меня это означает, что не зря это написано.
   С уважением, Виктор.

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта