Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Бекет Карашин
Объем: 11947 [ символов ]
Приключения итальянцев в Казахии
Во время проведения экспедиции «Каспий: нефть и культура» в Атырау произошёл характерный для взаимоотношений иностранных компаний и их работников из числа местных жителей инцидент: один из представителей итальянской компании «Ренко КАТ» неоднократно оскорблял работниц-казашек. До тех пор, пока одна из них, Гульнар Амангалиева, не подала в суд иск по случаю оскорбления её чести и достоинства. Шумный судебный процесс сопровождался невиданной активизацией местного населения, сформировавшего штаб по защите и поддержке истицы. В СМИ появились материалы, статьи, в которых люди не могли сдержать свои накопившиеся гневные, возмущённые эмоции. Этот процесс (не только судебный, но и общественный) явился закономерным результатом многолетних отношений иностранных работодателей и местных наёмных работников. Массовые факты нарушений прав человека, доходивших не только до оскорблений и унижений, экономической кабалы, но и рукоприкладства (этим отличились турецкие фирмы) переполнили чашу терпения граждан. Они были правы, когда личные обиды и оскорбления связывали с оскорблением народа, государства, культуры, обычаев и традиций, Независимости страны. В защиту Гульнар была написана и эта статья.
 
* * *
 
Факт, опубликованный на страницах СМИ, показанный по телеканалам, ставший достоянием общественности области и страны, о недостойном поведении гражданина Италии Роберто Сподачини по отношению не только к Гульнар, но и другим работницам компании «Ренко КАТ», не может оставить равнодушным никого. Но хотелось бы выразить по этому факту не только эмоции, но и рассуждения историко-культурного характера, содержание которых вряд ли известно разнузданным «господам», подобным Сподачини.
 
…Когда в средние века в Европе господствовала инквизиция, сжигавшая на кострах не только философские произведения античных мыслителей, научные трактаты и полотна мастеров кисти, но и самих их творцов (в частности, итальянца Джордано Бруно), когда в схолах (отсюда и школы) Европы запрещали всякое знание, а лишь зубрили церковные догматы, тогда культурное и научное наследие европейцев развивал мусульманский Восток, сохранив его для той же Европы.
 
Немало для этого сделали предки казахов. Кипчак из Отрара, древнего казахского города, Абу Насыр аль Фараби 11 веков тому назад перевёл почти все произведения Аристотеля и издал их со своими комментариями. Поэтому он остался в истории и под другим именем: «Второй Учитель».
 
Другие же наши предки, жившие здесь, в Прикаспии, но затем волею судьбы или Аллаха, попавшие на Ближний Восток в середине ХІІІ в. и более трёх веков правившие там Египтом, Сирией, Йеменом, оказали огромное влияние на развитие и возрождение отсталой по тем временам Европы. Речь идёт о мамелюках, династию которых привёл к власти наш великий земляк Бейбарс, памятник которому воздвигнут в нашем городе, по иронии случая, недалеко от офиса итальянской компании «Ренко КАТ». Это он, несмотря на войны между крестоносцами и мусульманами, наладил торговлю, культурные связи и дипломатические отношения с итальянскими государствами Венецией, Генуей, Сицилией, «прорубив» таким образом, по тем временам, единственное для Европы «окно» в свет, идущий с Востока. За счёт торговли эти итальянские королевства стали самыми богатыми в Европе, что позволило самой Италии первой из европейских стран открыть впоследствии двери в эпоху Ренессанса.
 
…Знаменитый итальянский дипломат ХІІІ в. Плано Карпини был первым европейцем того времени, посетившим Монголию при правлении хана Гуюка. На это путешествие он затратил 2,5 года, а путь его туда и обратно пролегал через степи Прикаспия.
 
Его последователь, знаменитый купец и путешественник Марко Поло тоже, направляясь в Пекин к хану Кубилаю, проделал через наши степи неимоверно опасный и трудный по тем временам путь. Смогли бы они достичь «страны Поднебесной» без помощи местного населения?!?
 
…Во все времена ментальность степняков была такова, что они покровительствовали путникам, даже чужестранцам, помогали жаждущим и страждущим, гостеприимно делились последними запасами пищи, одежды, средствами существования. Помогали они и Марко. А он, в свою очередь, оставил великолепные этнографические записки, полные теплоты, уважения и благодарности к автохтонам этих земель, удивления от всего нового, диковинного для европейцев.
 
…С 1436 по 1452 г. (целых 16 лет) прожил среди казахов-ногаев (в то время их и всех тюркоязычных народов Европа и Русь по невежеству называли татарами) купец-венецианец Иосафет Барбаро (заготавливал и продавал чёрную икру). Он оставил очень ценное, как для казахов, так и для итальянцев, сочинение «Путешествие в Тану», где удивительно блестяще для купца описал обычаи и нравы, воинское искусство и дух, хозяйственные занятия наших предков.
 
Эту местность возле Азовского моря в тот период населял казахский род тана, отсюда и название местности – Тана. В то время в городе Азау (Азов) жил, воевал и творил великий казахский поэт Айдамет Ер Доспамбет. Заслуживает внимания и уважения тот факт, что Барбаро великолепно знал казахский язык, с уважением относился к местной культуре и людям. Вот что о нём пишет Е.Ч. Скржинская: «Моральный облик Барбаро отличался одним качеством, которое, думается, выделяло его из большинства современников. В своих странствиях он научился с уважением относиться к чужеземцам независимо от их культурного уровня (опять-таки, точка зрения европоцентристов, а с точки зрения общечеловеческой культуры, там и тогда была высочайшая культура, о которой писал сам Барбаро, - Б.К.).
 
Прожив долго в близком соседстве с обитателями степи «татарами» (читай, - казахами, - Б.К.) он умел и дружить с ними, и ценить их суждения, и помогать им, когда это требовалось». Причём, надо отметить, что Барбаро делал это без лицемерия, показухи или хитроумной попытки завоевать доверие. Этой откровенностью, простотой и дружелюбием «дышат» и «пахнут» его записки. Думаю, итальянцам, ныне живущим среди нас, было бы очень поучительно и полезно прочитать их и сравнить свои воззрения на нас с описаниями Иосафета, свои и его отношения к нам.
 
Не только этими частными визитами итальянцы были известны казахам, а казахская земля итальянцам, но и тем, что на ней ещё в середине ХІҮ в. имелись итальянские торговые колонии и артели купцов. В исторических документах зафиксировано, что ещё до Иосафета здесь жили члены рода Барбаро: Кандиано, Андреа, Марко, Джорджо, Лоренцо, Донато, Захария. Кроме них известной была семья неких Дуодо. Как же они жили десятки лет среди «варваров», не имея ни армейских частей, ни воинского гарнизона, тогда как местные племена вели между собой бесконечно кровопролитные войны? Разумеется, и здесь ответ однозначен: они охранялись неписаным степным правом неприкосновенности гостей, послов, пилигримов, странников, купцов.
 
Но они этим правом не злоупотребляли, а, как правило, уважали доверие, оказанное им, придерживались обычаев и традиций местного населения, да к тому же добросовестно торговали, платили налоги, прилежно и с интересом изучали язык аборигенов. Конечно, века те были более жестокими, нравы более суровыми. Не дай Бог, если бы кое-кто из этих торговцев оскорбил честь и достоинство даже юнца, а ещё хуже – убил, то кара бы последовала не менее ужасная, чем сицилийская вендетта. Выражение «ещё хуже - убил, чем оскорбил» была по тем временам более подходяще для права и морали европейцев, но не степняков, для которых оскорбление достоинства и чести было намного ужаснее, чем смерть, ибо степняк оскорбление свой личности воспринимал и непосредственно связывал с оскорблением чести и достоинства его рода. А ныне же, некий субъект Сподачини (называть его господином язык не поворачивается) имеет дело уже с оскорблением не только рода, но и народа, нации!
 
…Когда, живший в 620-555 г.г. до н.э., наш далёкий предок, поэт и мыслитель Анахарызы (по-гречески, - Анахарсис) появился в Древней Греции, то его начал дразнить какой-то грек, высмеивая и выплёскивая нецензурную брань за то только, что он из варварской Скифии, будучи при этом уверенным, что варвар этот не понимает его языка. Но Анахарсис, хотя и с акцентом, ответил ему с великим достоинством и убийственной фразой: «Хорошо, пусть моя страна будет моим позором, но ты – позор своей страны!»
 
Эту тираду,
как степную стрелу,
я вонзаю в тебя,
Сподачини!
 
Великую страну, породившую великую культуру и цивилизацию, титанов духа и мысли Данте Алигьери, Микеланджело, Галилея, Боккачо, Петрарку и т.д., великий язык, язык оперы и поэзии, позорят некоторые языкастые типы, подобные «герою» этой истории. Они же наносят и непоправимый урон своей компании, уже сравниваемой с инквизиционным застенком, про которую писал Томмазо Кампанелла:
 
«Он прозван Полифемовой пещерой,
дворцом Атласа, преисподней ада
иль критским лабиринтом: в эту щель
не глянет луч ни жалости, ни веры.
А, впрочем, трепещу – умолкнуть надо:
здесь тайной тирании цитадель»
 
Да, нашей стране ныне тяжело соперничать с развитыми странами мира, вдвойне тяжело народу и отдельным людям. Но потешаться над этим, а ещё хуже, пользуясь этой слабостью и страны, и её граждан – издеваться, обливая нецензурной бранью беззащитных молодых людей, более того, - женщин, это, - мягко говоря, не только не цивилизованно, не гуманно, но и кощунственно, в высшей степени аморально и убого! Это и есть варварство!
 
Да, мы были сырьевым придатком некогда могущественной супердержавы, в тот же сырьевой придаток мечтают обратить нас некоторые «господа», легкомысленно считая нас чуть ли не пигмеями или зулусами. Именно в их лице…
 
Оставшийся жир
склевать беспардонно
слетелось на пир
вороньё закордонное.
Им с хлебом и солью
открыли врата…
…Присвоили Поле
«неогоспода»:
с уставом своим –
в чужой монастырь –
залезли в гостиную,
как на пустырь.
Плевать им на Поле,
чихать им на горе,
лишь прибыли вдоволь,
да нефти бы море!
 
Но здесь вам не пустырь, - наш тысячелетний исторический опыт и культурные достояния красноречиво свидетельствуют об этом. Поэтому, прежде чем направить свои алчные взоры и походы за нефтью, как за золотым руном, не мешало бы вам, «господа», изучить эти духовные ценности, чтобы не выглядеть в наших глазах скудоумными, невежественными и бездуховными варварами!
 
Но так бесконечно продолжаться не может: история всегда рисует причудливые узоры в виде спирали, а время может день сегодняшний превратить в день вчерашний. Относительно недавно, в ХІІІ в., мамелюки Бейбарса франкских, итальянских, немецких рыцарей воспринимали, как варваров, не ведающих ни бань, ни носовых платков. А сегодня их потомки уже смотрят свысока на потомков учителей и воспитателей своих предков, воспринимая нынешнее положение дел, как раз и навсегда предписанное и установленное свыше. Но существует закон отрицания отрицания, который не зависит от нашего сознания и воли…
 
Никакая мафия не сможет справиться с народом, поднявшимся с колен, расправившим крылья, взлетевшим над моральной и культурной деградацией высокомерных, но уже потерявших своё лицо, мнимых и невежественных «господ»!
 
Конечно, скажем так, не все «наши итальянцы» подобны Сподачини, наверняка, многие из них, осуждают поступки соотечественника. Хотелось бы так думать…
 
Этот факт ещё раз доказывает нам, что без культурных связей, образования и простой индивидуальной культуры, нет, и не может быть взаимопонимания, взаимоуважения между этническими сообществами, народами, людьми. Никакое богатство от нефти не заменит нам эти ценности.
 
Я благодарю наших соотечественников, женщин и матерей Атырауской области, и многих других, вставших на защиту чести и достоинства Гульнар, тем самым проявивших высокую гражданскую солидарность с ней, сознательную патриотическую волю, своё достоинство и свою честь, а самой Гульнар желаю непоколебимой стойкости и заслуженной победы!
 
P.S.: суд удовлетворил законный иск Гульнар Амангалиевой…
Дата публикации: 15.11.2013 07:08
Предыдущее: Сакраментальное правоСледующее: ПРОЩАЙ, САРЫКАМЫС!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта