Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Андрей Нерный
Объем: 5298 [ символов ]
Немного о растительной жизни
На замшелом стволе…
 
На замшелом стволе очень старого клёна
среди мёртвой листвы и корявых ветвей
юной веточки взгляд удивлённо-зелёный -
почему всё вокруг неприветливо к ней?
Не окрепла она, к холодам не готова.
Как же треплют ветра...Влага серых дождей
заставляет дрожать её снова и снова...
Сжала сердце моё жалость острая к ней.
Не достало тепла и всех радостей летних.
То ли дождь, то ли слёз глазки-листья полны...
Лишь ласкают её сёстры - старые ветви.
Но зима заморозит до самой весны.
Я зелёные листья дыханьем согрею,
прошепчу юной веточке - Слышишь, держись.
Вот наступит весна, холода одолеет.
Ждёт тебя интересная новая жизнь.
 
Цит. по http://www.litkonkurs.com/?dr=45&;tid=186684 &pid=0
 
По-человечески удивлён, что Ирина решила обратиться ко мне с просьбой о разборе своего стихотворения. Конечно, если бы это была обзорная статья о конкурсных работах, то критик обошёлся бы одной язвительной строкой.
Но как не открыть дверь тому, кто в неё стучится!
 
Идея стихотворения проста и ясна, благодаря простоте и ясности авторского текста. Произведение правильно выстроено: с опорой на противопоставление старого, замшелого и нового, молодого. Холодного ветра и тёплого дыхания. Есть внутренняя ось, конфликт и его развитие, разрешение. Всё перечисленное делает его литературным произведением. Это мелодрама: нежная веточка-девочка, которая противопоставлена суровому климату (тяжелым жизненным обстоятельствам). Напоминает романс в исполнении артистки Гурченко из к/ф про корону Российской империи. Она исполняла несколько картинно, с перебором по части «чю-увств-с». Тут то же: слишком по-женски, слезливо. Впрочем, даже поэт Блок не гнушался подобным: «бедный зайчик прыгает среди мокрых сосен, страшно в лапы волку серому попасть». Поэтому стоит говорить только о личном равнодушном отношении критика к такого рода стихам. Массовый читатель у них всегда найдется. Это кич. Девичьи альбомы, если они ещё существуют, переполнены подобными творениями.
 
Текст.
«Старый клён, старый клён» – от Добронравова никуда не уйти. Мёртвая листва, вроде, должна быть внизу, под деревом, а не на дереве. Тем более, у клёна.
«Взгляд веточки»? Зелёные «глазки-листья»? Обычно листья напоминают читателям о ладонях, ладошках, а тут – глазки. Это что-то новое, неожиданное. Почему вокруг мёртвая листва, а веточка с зелёными листиками? Распустилась, глупышка, в осеннюю пору и вот – «к холодам не готова»? Вообще-то поэты часто пренебрегают естественным ходом вещей, создавая метафорический ряд. Поменять местами времена года под силу любому автору. Было бы ради чего!
«Влага дождей заставляет дрожать» - скорее, капли, ударяя по листве, заставляют её дрожать. Влага не может заставить дрожать. И далее. Сначала написано: «влага серых дождей заставляет дрожать её», но потом возникают сомнения: «то ли дождь, то ли слёз глазки-листья полны». Нужно определиться: таки есть дождь или нет его. Да и сырость для растения – благо, это общеизвестно. Поэтому веточке роптать на дождливую погоду, «плакать» из-за этого, как-то нелогично.
«Не достало тепла и всех радостей летних». Слово «всех» - это паразит, а не выручалочка для соблюдения размера. Его нужно вычищать, как ничего не значащее.
«Очень старого клёна» - лучше просто «старого клёна». От «очень» он старше не становится, для смысла стихотворения ничего не меняется.
«Взгляд удивлённо-зелёный» - вышло так, что удивлённый взгляд всегда отливает зеленью. Автор смешал несмешиваемое. Не находка.
«То ли слёз глазки-листья полны» - совсем уж «сю-сю», слишком сладко.
«Лишь ласкают её сёстры – старые ветви» - в контексте нынешних событий я бы написал «укрывают её», «прикрывают» и обошёлся бы без однополых ласк. Уж такие нынче времена!
Ну и по поводу «интересной новой жизни» у веток дерева я бы тоже засомневался. Ведь это растение, растительная жизнь. Они не зря стали синонимами простоты, если не сказать отсутствия разума. Поэтому в целом олицетворение веточки не стало ни авторской находкой, ни убедительной метафорой.
Это было содержание.
По форме.
Рифмы просты, изношены, изъезжены авторами задолго до появления этого стихотворения, что лишний раз подчёркивает его подростково-школьный характер, кичевый стандарт. То есть, форма под стать содержанию, и в этом смысле работа вполне цельная.
Трёхстопный размер, анапест, соблюдён и, кстати, неплохо подходит для изложения авторских раздумий. Традиции русского стихосложения! Хотя с трёхсложными размерами не всё так просто. Короткие, одно- и двухсложные слова, лишаются ударения, проскальзывая в размере строки. Добро бы это были предлоги или даже местоимения, но хуже, если это смысловые глаголы. Лишаясь ударения, они как бы лишаются смысла, а строка без смыслового глагола – не строка. Например: «сжала сердце моё жалость острая к ней» или «ждёт тебя интересная новая жизнь». Глаголы «сжала» и «ждёт» в трёхсложном ритме лишились ударного слога и «потерялись». Вместе со смыслом, заметьте!
То же и с существительными, выполняющими роль подлежащего в стихотворении: «лишь ласкают её сёстры – старые ветви». «Сёстры» - подлежащее (часть его), главный член предложения, а ударения на нём нет. Это не фатально, но это нехорошо, неловко с точки зрения поэтического текста.
Итак, подведём итог. Просто, миленько, вполне литературно. Но не для меня.
Дата публикации: 31.07.2013 11:55
Предыдущее: ДетствоСледующее: Психиатрия

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
ИРИНА БЖИСКАЯ(Провинциалка)[ 01.08.2013 ]
   З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н О !!!!! ПРИЗНАТЕЛЬНА за столь подробный разбор. Наконец, я, как родитель, который любит своё дитя ( а ему в этом году исполнилось 17 лет) увидела все грехи и грешки работы. Безусловно, я -не профи, но коль взялся за гуж, не говори что не дюж.
   А стихотворение родилось по пути на работу: погода поздне-осенняя, мерзопакостная, вдоль тротуара клёны, не вся пожухлая листва ещё опала, и на одном дереве - молодая веточка, зелёная...
   Почему выбрала Вас критиком - мне понравился Ваш обзор поэтического конкурса.
   Словом, СПАСИБО!!!
   Ирина:)

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта