Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Вадим Соколов
Объем: 8217 [ символов ]
Малоизвестные поэты. Василий Бетаки
В субботу, 23 марта, во Франции в возрасте 82 лет умер русский поэт и переводчик Василий Бетаки.
Об этом сообщает в своем блоге поэт Наталья Горбаневская.
Василий Павлович Бетаки родился в 1930 году в Ростове-на-Дону, учился на Восточном факультете Ленинградского университета, заочно окончил Литературный институт, ученик Павла Антокольского и Татьяны Гнедич.
© pergam-club.ru
Работал учителем, режиссером самодеятельных театров, инструктором верховой езды, главным методистом Павловского Дворца-музея. Публиковался с 1956 года, в 1965 году вышла его первая книга стихов.
Василий Бетаки переводил поэзию с английского и немецкого, писал литературные передачи для радио. В 1971 году стал победителем конкурса перевода трёх «главных» стихотворений Эдгара По («Ворон», «Колокола», «Улалюм»), которые были опубликованы в двухтомнике Эдгара По 1972 года.
С 1973 года жил во Франции. Двадцать лет проработал на радио «Свобода» и восемнадцать — в журнале «Континент». Был одним из организаторов переправки в СССР запрещенных русских книг, изданных на Западе. Во Франции выпустил восемнадцать книг стихотворений, книгу статей о современных русских поэтах и восемь книг переводов.
С 1989 года снова публиковался в России. Был постоянным автором журнала «Звезда», франкфуртских журналов «Мосты» и «Литературный европеец».
 
"...Есть время искать и время терять,
 
"...Есть время искать и время терять,
время собирать и время рассеивать..."
Экклезиаст
...И сам изменяешься лишь от того,
Что видел, что слышал, вдыхал...
Кожей помня
Лес, море, свою и чужую постель,
Уют площадей и размашистость комнат,
Дороги, собак, новогоднюю ель,
Лиловый прибой бугенвиллий,
и белый -
Жасминов...
Так вот - география тела:
(Брось карту - на ней лишь глубины да мель) -
Вот тут на ладони наверно, Брюссель,
А это - Флоренция въелась в колено,
Затылок печёт? - что ж, как видно Палермо,
В хребте холодок - Царскосельский лицей,
Венеция плещет в глазах, не смолкает,
И солнце идет петербургским ночам,
Витражные розы Париж распускает,
А Рим предъявляет начало начал ...
. . . . . . . . . . . . . . .
Теперь, улыбнувшись и дням и годам,
Раздай по молекуле всем городам,
Всем креслам, где сел хоть на миг,
всем садам,
Зверям или женщинам -
Так, чтоб остаться
Во всём,
чего жизнью случалось касаться...
 
2001
* * * * *
 
Какое множество зелёных склонов,
 
Какое множество зелёных склонов,
Какие жалкие домишки ниже...
Что горше черепицы и бетона,
На скалах, полу-серых, полу-рыжих?
Над ними вечное как в книгах небо.
Сравнить по вечности - ну, с Римом разве!
И облака так весело и немо
Ползут себе на свой альпийский праздник.
 
А Рим - он, к сожаленью, за горами.
Тут только Франция. Точней - Пьемонт.
Щебенчатые скалы в синей раме
Из облачка творят ненужный зонт...
А скалы - то готические шпили,
То - наподобье девушек в причёсках...
Лишь перевал, да считанные мили
Отгородили Юг. Италию. Роскошь.
 
Мы были тут вчера.
В деревне горной
На ярус ярус громоздясь, теснится -
И вся поездка показалась вздорной,
Пустою дневниковою страницей.
 
Перевал Баталья. Альпы
 
* * * * *
МЕЛЬКАНИЕ ЗА ОКНОМ
 
Этрусков облезлая охра,
Покрытая нынешней пылью...
И вылепленные дома
Вломились на склоне холма
В бурьян - но ничто не заглохло.
Вьюнков бело-синяя тьма...
И это - Романья-Эмилья.
 
А может - Эмилья-Романья?
Торчат тополиные свечки,
Да мелкие, мутные речки
Устало урчат по каменьям.
 
И как непохоже на это
Глядится Италия Блока,
В которой и Рима-то нету...
Нет: лучше в не слепленных строках,
В не бывшем, наверное, веке,
Увидеть этрусков следы
Там, около Чивитавеккии,
Где пальмы, да в охре пруды...
 
Шуршит вулканический пляж.
Стен серых облуплена глина,
И роются пёстрые куры,
Как будто написан с натуры
В манере совсем не старинной
Печальный, не южный пейзаж...
 
В туннели, туннели, туннели
Все время вбегает вагон,
Туннели давно надоели...
А охра темнее, светлее,
Желтее, краснее сквозь сон...
 
Писать невозможно в вагоне...
И в зелени охра потонет,
И в море поля убегают,
А пинии слазят с горы,
Светлеют в закате и тают
От дымки морской, от жары...
Руины какие-то мимо...
 
И это - дорога до Рима?
* * * * *
В бирюзовых осоках Азова,
В бирюзовых осоках Азова,
На песке, среди лодок плоских,
Как умели казачьи вдовы
Утешенье найти в подростках!
Как тяжелым двигали крупом,
Помощнее донской кобылы...
Вспоминать это, может, глупо,
Только все это было, было,
И ведь все - без единого слова,
Без единого скрипа двери!
Из-за них - до сих пор не верю,
Что не стать мне подростком снова...
* * * * *
ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ О ПОГОДЕ
ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ О ПОГОДЕ
 
Туман в Париже течёт с каштанов и с Пантеона.
Он серый - серую Сену лижет тихо и сонно.
 
Давай зигзагами через реку идти мостами.
И каждый раз будет новый берег перед глазами.
 
Он постепенно к нам из тумана кусками зданий...
Он постепенно кусками зданий к нам из тумана...
 
Окошко...дерево... между ними, наверно, пусто -
Одни фрагменты - и не собрать их в одном экране.
 
Одни фрагменты. И не включаются в ткань романа.
То выступают, то исчезают: страницы Пруста.
 
Мир фрагментарен. И не выстраивается томами.
Туман в Париже... И не собрать их...
Париж в тумане.
 
2.
 
Мистраль в Марселе.
Порывы воют,
Порой срывая с окошек ставни,
Весь день он ухает без сна совою, - не перестал ли?
 
Нет: чашкой пальма кверху свернётся,
как старый зонтик, -
Пространство временем обернётся
на горизонте.
 
А время целится бесконечностью стать...
Оно-то
Крутясь, беснуясь, собой заполнит в тебе пустоты,
В любые трещинки оно вотрётся, в любые раны...
 
В Париж вернёшься - в тебе мистраль, а кругом туманы,
 
В Париж вернёшься - мистраль с тобою, и не стихает,
И время пойманное застревает между стихами!
 
2002.
* * * * *
Эдип, ну при чём тут трагедия?
Эдип, ну при чём тут трагедия?
Ну и что же, что Иокаста
через двадцать лет оказалась?..
Ведь баба-то какова!!!
Надутая ветром луна взлетит
шариком жёлто-красным,
от яркого света спрячется белеющая трава...
 
Останься зрячим, Эдип!
Не цветаста, не разномастна
цыганская шаль в ночи: узоры бледны и легки,
исчезла дневная тяжесть,
исчезли тяжелые розы
Ночные цветы - табаки!
Белые, зеленоватые - притягивают прозрачные росы...
Так морскую пену тащит луна, запирая устье реки.
 
Запах ночных табаков - женский, неистребимый...
Ну, и что же, что белые -
И легчайшая пена бела!
Из пены ночных табаков луна Афродиту делает.
Какие там клумбы, Эдип! Качаются белые мимы,
их, тонких, целое море,
чтоб она по волнЮм шла...
 
Ну и что же, что Афродита,
что ночью шаль не цветаста,
что луна так легко отбеливает
розы, не нужные ей?
Ну и что же, что кажется дико,
Что тебя родила Иокаста,
Что табаки эти белы, Эдип?
Бывают ещё белей!
* * * * *
КАНЦОНЕТТА
 
Ямщик лихой, седое время
Везёт, не слезет с облучка...
 
А. Пушкин. "Телега жизни"
 
Огни за стёклами вагона
Как спички чиркают в окно,
Мелькнёт бездонной ночи дно,
Как закопчённая икона.
А мне, пожалуй, всё равно:
В квадрате, где черным-черно,
Мне предъявите хоть дракона -
Георгию определённо
Завидовать не стану, но
Мне жить мешает лишь одно:
Стук рельс в начале перегона.
Потом становится темно,
И вроде - тихо, вроде - сонно...
Огни за стёклами вагона,
Года за стёклами вагона,
Как спички чиркают в окно.
Из них слагается канцона
О том, что у меня вино
Стоит на столике вагона,
И где-то там, нескоро - дно...
 
Так будет же повторено:
"Года за стёклами вагона
Как спички чиркают в окно"...
 
-- Поезд Париж - Базель.
* * * * *
КОКТЕБЕЛЬ
 
Тут незачем мерить пространство
От солнца до желтой глины,
Отсюда в странствие странствий
Уходят сухие долины,
 
Холмы без следа растений,
Роняя кофейные тени,
Единственный цвет хранят:
Обёрточная бумага -
Измятый склон Карадага.
Здесь - три, ну, четыре шага -
До ближнего спуска в ад.
Всё гуще кофейные тени...
 
А Данте считал, что в Сиене!
Дата публикации: 18.06.2013 13:18
Предыдущее: почти по СаврасовуСледующее: Поэты Белого движения. Н.Н.Домерщиков

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта