Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Талгат Ишемгулов
Объем: 7818 [ символов ]
Аулия тау. Легенда о Святой горе.
Аулия тау
Был ясный, сентябрьский день. Один из тех удивительных дней начала осени, когда солнце светит как-то по другому, вроде все еще лето, а нет уже того пекла.
На вершине Аулия тау было почти тихо, только слабый ветерок слегка шевелил своим дыханием серебристые стрелки ковыля и трепетали ленточки, привязанные к ограде святых могил. С горы открывалась потрясающая по красоте картина природы. Я впервые поднялся на эту гору, хотя много раз собирался это сделать. Почему я до сих пор не побывал на ней? Не могу ответить на этот вопрос. Видимо еще не время мне, не прижало. Ведь говорят в народе «По святым местам люди ходят, когда приближаются к краю жизни и ищут ответа на сокровенные вопросы или же жаждут просвета, потеряв себя в темных закоулках собственной души». Может быть, оно так и есть.
Обойдя захоронения, я по обычаю положил принесенные с подножья холма камешки на края небольших бугорков. Постоял у каждой могилы, потрогал ограду, проводя ладонью по выцветшим лоскутам ткани, что привязывают паломники в знак покаяния и просьбы о помощи у духов умерших. Сложные чувства обуревали тогда мной. Вообще я с очень большим почтением отношусь к могилам. Не знаю почему, но они мне с детства внушали какой-то трепет. Может из-за того, что это ворота в тот неведомый, пугающий мир, ожидающего каждого смертного в конце его пути? Не знаю.… Во всяком случае, думаю - это благоговение, оставленное нам предками и поныне живущее в каждом из нас. И только молодость подавляет этот инстинкт, ведь молодым неведом страх смерти…. Самое прекрасное заблуждение юности в том, что она совершенно искренне убеждена в своем бессмертии. Только с возрастом на смену этому бесстрашью, приходит понимание неизбежности, которую надо принимать достойно, и роковой час каждый встретит по своему, как ему начертано еще с начала времен. А вот эти люди, похороненные в этих могилах, что на вершине горы, встретили свою смерть так, что об их кончине сложена легенда и помнят потомки уже на протяжении многих веков. Да-а, странно устроена человеческая жизнь…. Кому-то достается судьба жить долго, быть безвестным, имя, которого теряется в дали веков, а кому-то яркая жизнь, но короткая, да еще овеянная славой подвига во имя родины. А предание об этой горе и похороненных на ней мучеников действительно удивительное и передают люди эту легенду из уст в уста уже почти семь веков. Самое потрясающее в том, что уважение к этим могилам сохраняется даже в наше безалаберное время. Спасибо предкам, что вложили в наш менталитет это чувство – почитание жертвенной любви к своему Отечеству. А легенда начинается так:
«Тяжелые времена настали для башкирской земли. Пришел враг с востока. Жестокий враг. Жег кочевья, истреблял аулы. Имя этому народу было - монголы. Башкиры воевали с ожесточением. Если врага не сдержать – погибнет род и племя, а земля будет уже чужой. Не простят этого позора духи наших предков. Джигиты раз за разом уходили в поход по призыву народного ыйына. Сражались доблестно. Не раз обращали в бегство недругов. Но и поражения преследовали батыров. Один раз нагрянул монгольский отряд на кочевье у этой горы. Не ожидали башкиры этого нападения. Никто тревоги не поднял, не кликнул сполоха сторожевой отряд. Наверное, погибли все в смертельной схватке на дальних подступах к аулу. Только успели девушек спрятать в лесу. Народ мужественно встретил врагов, но силы были неравны. Расправа была жестокой. Аул сожгли, тех, кто сопротивлялся, убили. Оставшихся в живых башкир собрали на майдане. Монгольский военачальник посмотрел на окровавленные, непреклонные лица вождя рода, стариков, подростков и задумался. А ведь правду говорили ему, - этот народ нельзя сломить, зря хвастался на ханском пиру перед походом, что покорит башкир. Но, все-таки попытаюсь, решил он. Монгол применил излюбленную тактику покорения племени, - это уничтожить под корень его стержень – вождя и его потомство. «Выведите предводителя и его семью» - прозвучал приказ. Вышли они. Сам вождь, жена, старший сын, невестка и их сын. Их поставили на колени и обнажили шеи. Враги ожидали слезных просьб о пощаде, особенно женщин и ребенка, но приговоренные не проронили ни слова. Даже самый маленький, которому было от роду пять лет, не плакал. Его глаза не по-детски серьезно смотрели на происходящее, и в них не было страха. И их казнили на глазах всех сородичей. Весь майдан взорвался гневными криками башкир. Еще немного и снова пролилась бы кровь. Захватчики еле удержали толпу тыча копьями в безоружных. Монгол был недоволен. Его внезапно озарило, этот народ никогда не покорится. И в яростном бессилии, для устрашения, придумал подлость, - приказал не хоронить тела ни на кладбище, ни на любой ровной земле. Если ослушаются повеления, расправа будет жестокой. Уехали враги, оставив после себя разоренный аул, мертвые тела. Оставшиеся в живых стали собирать павших соплеменников в последний путь, аксакалы же собрали совет, чтобы решить, как обойти грозный приказ, не нарушив его, и достойно похоронить казненных. Долго длился совет. Много было мнений. Но, как говорится, и золотую песчинку добывают, перелопатив кучу земли. Пришла к седобородым мудрая мысль, - если нельзя хоронить на ровной земле, можно на горе. И погрузив тела на верблюдов, поднялись на самую вершину и похоронили. С тех пор там и покоятся останки этих доблестных людей. Поклялись люди хранить память о мучениках до тех пор, пока жив сам башкирский народ. И сила этой клятвы сохраняется и поныне.
Проходят века, меняется облик земли, а гора все так же гордо стоит, храня в себе прах погибших. Со временем люди стали замечать, что на ней происходят необъяснимые явления. На праздники Ураза и Курбан-байрама на вершине горы, где кладбище, светятся таинственные огни. Народ приписал эти чудеса Божьей благодати, изливающейся на могилы. Стало быть, Господь принял их жертву, в награду наделив вершину горы чудодейственной силой. Людская молва говорит, это святое место помогает очиститься от грехов и излечиться от болезней. И потянулись сюда паломники со всего Башкортостана. Воздать почтение жертвенному подвигу мучеников, вознести молитвы Всевышнему. Многие получили облегчение, побывав здесь. И нарекли эту гору именем Аулия, что значит, - святая».
Вот и все сказание. Простенькое такое, а сколько в нем смысла. Вроде как назидание нам, потомкам: Запомните - святостью наполняется имя того, кто решил посвятить себя бескорыстному служению Родине. Вспоминая содержание легенды, в мыслях я невольно все еще находился в том грозном времени, где жили эти достойные люди, защищая землю, род и племя. Сохранить это все, значит обеспечить будущее своему народу. Как говорили древние, три столпа, являются основой любого народа – земля, язык и память, если не сберечь их, считай, пропала нация, то есть мы с вами.
А все-таки хорошо, что пришел на эти святые могилы. Посидел, поразмышлял о бренности всего земного. Иногда надо бывать здесь, послушать свист ветра… окинуть взглядом весь простор, что открывается с этой вершины… вдохнуть напоенные запахами лесных трав и степного ковыля воздух и…. до дрожи в теле почувствовать свою связь с землей предков.
Я взглянул на часы. Ого, уже два часа сижу. Пора. Я встал, еще раз прошелся вдоль могил, постоял у каждой и пошел по тропинке вниз к подножью, откуда мне призывно махали руками друзья. Уже на полпути обернулся посмотреть на это маленькое кладбище, оно уже почти скрылось с глаз. И только лоскутки на высоких шестах, маленькими флажками трепетали от ветерка, как бы прощаясь со мной. На душе почему-то стало легко и просто, и я продолжил спуск. Выехав на дорогу, пролегающую по ту сторону Оло Эйека, я еще раз посмотрел на вершину. До свидания, Аулия тау.
Талгат Ишемгулов.
Дата публикации: 12.04.2013 12:24
Предыдущее: Огни по ту сторону ЯикаСледующее: Кто же это был?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта