Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Карапетьян Рустам
Объем: 9146 [ символов ]
Вначале было Слово
"Вначале было Слово" - ну и кто ж этого не знает. Тем паче, кто из литераторов (можно ж и пофорсить, мол литература - царица искусств, первородная так сказать). Да и некоторые ученые-публицисты частенько на эту библейскую цитату ссылаются, мол вон даже в христианстве говорят, что сначала Слово было, то есть нечто, относящееся к акту мышления. (То что "...Слово было у Бога, и Слово было Бог" или упускается или трактуется с точки зрения примата Слова, а не Бога и божественного в Слове) Впрочем, оставим в стороне дела духовные, попробуем разобраться с чем-нибудь поближе (кесарю кесарево опять же).
 
Примат слова, то есть мышления, это тот путь по которому пошла вся западная цивилизация, увлекла восточную, а сейчас, наверное, и всю земная. И трудно с этим первенством не согласится - мы ж всему являемся свидетелями: и торжеству разума (правда почему-то такому уродливому), и приоритетугосударств "первого мира", владеющих высокотехнологичным словом.
 
Вторая сигнальная система, тот самый плод с древа Познания, который отделил человека от животных. Мышление часто сравнивают (с подачи Востока) с возницей, управляющей лошадьми (чувствами). Но не все так просто. И лошади почему-то часто "несут" куда им вздумается. И сам возница порой правит в каком-то, кажется, пьяном угаре.
 
О проблемах чистого мышления заговорили давно. Особо эта тема начала развиваться в связи с попытками создания искусственного разума, ну примерно с середины двадцатого века. И тут выяснилось, что логическое мышление обладает и массой недостатков. Логика показала существование задач, принципиально нерешаемых средствами логики. Проблема распознавания образов показала неоспоримое превосходство первой сигнальной системы (в данном случае визуального мышления) над второй сигнальной.
 
Где-то в это же время начинает свою творческую деятельность Эдвард Боно, пытающийся доказать, что традиционно взятые на вооружение законы мышления не так уж эффективны, как это принято представлять.
 
"Каменная логика является фундаментом для нашей традиционной аналитической логики (с ее постоянными категориями, определениями и противоречиями). Водная же логика есть основа логики восприятия. До недавнего времени мы не представляли, как работает восприятие. Теперь мы начинаем постигать восприятие с точки зрения соответствующих функций мозга."
 
"Может ли оказаться, что эти превосходные мыслительные привычки на деле являются ограниченными и неадекватными? В то время как в технических вопросах мы добились такого впечатляющего прогресса, в деле совершенствования межчеловеческих отношений мы продвинулись гораздо меньше. Наше умение доводить дела до конфликтов столь же примитивно, как и тысячи лет назад, хотя оружие, используемое нами, явно выиграло от нашего совершенства в технических вопросах."
 
Что интересно, хотя идеи Боно пока только пробивают себе дорогу в официальной науке, сама техническая цивилизация с удовольствием пользуется наработками Боно. "Книги, написанные ученым, переведены на двадцать семь языков. Сорок пять стран приглашали его читать лекции, а в 1989 году он получил приглашение председательствовать­ на специальном совещании лауреатов Нобелевской премии. Крупнейшие корпорации мира, такие как IBM, NTT Япония), «Du Pont», «Prudential», «Shell», «Eriksson», «McKinseys», «Ciba-Geigy», «Ford» и многие другие, обращаются к нему за советом в области эффективного мышления."
 
Опять же, к примеру, в это же время возникает небезызвестное НЛП, одним из основных моментов которого является определение разных видов восприятия (аудиального, визуального, кинестического) и приоритета у субъекта одного из них. Понятно что за каждым восприятием тянется и соответствующее ему мышление. И конфликты сталкивающихся мышлений.
 
Собственно говоря, для доказательства наличия разного типа мышления достаточно было бы вспомнить существующее разделение искусств: там и кинестетика, и визуальные виды, и аудиальные. И синтетические (объединяющие сразу несколько типов мышления). Показатен тот факт, что несмотря на кажущуюся не-утилитарность искусства, тем не менее человечество не может обойтись без него. Ну, может быть, и может, но в очень локальном времени-пространстве­.­ А потом или снова "заражается" им, или же пропадает, исчезает, растворяется среди других, стран, народов, искусства не утративших.
 
Ну понятно, что народу нужно "хлеба и зрелищ". И это ему обеспечивается: хлеб - наукой, зрелища - искусством. Но если бы только в этом было дело, вряд ли бы искусствам была бы необходимость развиваться до всяких там опер и абстрактных полотен. Так в чем же дело? А как раз вот и в том, что не может покрыть наука (читаем логическое мышление) - все области. А искусство - восполняет этот пробел. Кроме того, искусство не просто развлекает - оно и обучает, давая человеку различные типы поведения, мышления и действия. Говорят, сто раз скажи "сладко" - слаще не станет. Народная мудрость, однако.
 
А вот сумей эту "сладкость" красиво показать, рассказать про это - станет сладко, вытянется оно из воспоминаний. Более того, даже если этого в воспоминаниях нет, искусство все равно будет искать пути воспроизвести, донести эжту сладость, за счет всего, что только сможет использовать.
 
Итак, то что в искусстве аккумулируются различные виды мышления, отличные от логического - это, мне кажется, бесспорно. Причем постепенно со временем эти виды мышления четко отделяются друг от друга (музыка, живопись, литература например). С другой стороны идет постоянный синтез, перевод с одного языка искусства на другой, слияние, и очередное размежевание.
 
Особое место в ряду искусств занимает литература. Поскольку, как бы я тут на логическое мышление не наезжал, но возница в нашей жизни все ж таки оно (другое дело, что кроме возницы и хозяин есть, но это уже тема для иных рассуждений). И стремится человек все, что только можно, ввести в круг своего сознания через имя, название. То чему нет название - то как бы и не существует. И наоборот, если обнаружено, прочувствовано что-то новое - ему тут же надо навешать ярлык. Для накопления общечеловеческого опыта.
 
Так вот, есть в литературе еще и такая область, как поэзия. Которая, думаю, занимает еще более особое положение. Это вовсе не рифмованная проза, но организованная структура на основе ритмики, рифмики, образов и т.д. и т.п. Можно, конечно, взять и выложить определение из словаря, но суть от этого не изменится. Любую из составляющих нельзя назвать необходимой - но если убрать их все, поэзии не будет - поскольку не может быть структуры на аморфном однородном материале.
 
Учитывая достаточно большое количество возможных сочетаний этих составляющих, получается и немалое количество всевозможных структур. Например это, традиционный стих, белый стих, стих в прозе (это если только варьировать только наличие-отсутствие рифм). В общем-то, все эти возникшие в истории человечество комбинации можно, конечно, отнести к чисто человеческому "а давайте еще и так попробуем". Но, думается мне, что дело не только в этом.
 
Через такие качественно различные структуры выражаются различные системы мышления. Не зря же при анализе поэзии постоянно всплывают слова из различных областей искусства: это и музыка стиха, и мелодичность, и живописность, и т.д.и т.п.
 
Смею утверждать, что Поэзия - это некая математика в сфере искусства, эсперанто среди языков. С одной стороны - она и общепонятна, поскольку строится из общеупотребительного­ материала. Человек может быть музыкальным кретином, болваном в сфере живописи - но слова понимают все. С другой стороны, отсюда же и непонятность поэзии (диалектика, однако) - поскольку зачастую стихи с приоритетом одного вида мышления пытаются судить по законам другого. Но здесь же и многообещающие перспективы понять, приобщиться, освоить другое мышление, а тем самым и расширить свой кругозор и поле своих возможностей.
 
Кстати, универсальный характер поэзии отметил в своей нобелевской речи и Иосиф Бродский:
"Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом".
 
"Качество быть моделью присуще всякой поэзии."писал Юрий Лотман. Может быть, поэтому и было "вначале... ...Слово" - эта истиная идеальная божественная модель всего.
Дата публикации: 29.03.2012 08:05
Предыдущее: Несмотря на грязь, и сыростьСледующее: Эскиз "Если бы я был волшебником"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта