Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Асаф Фараджев
Объем: 17419 [ символов ]
о Маргарите Куприяновой
...Масштаб дарования этой актрисы особенно проявился в ролях мальчиков - в ролях, доступных и подвластных амплуа травести, её, Куприяновой, амплуа.
Поколения молодых москвичей 50-х - 70-х воспитывались также и её героями - от шпанистого Шуры Тычинкина до маленького мечтателя, грустного и озорного Короля Матиуша - героями разными, но равно отмеченными исключительной личностью самой актрисы, неповторимостью её художественной манеры. Юные герои Маргариты Куприяновой никогда не покидали художественной реальности ради панибратских симпатий зала. Оттого, вероятно, сверстникам, сидевшим в зрительном зале, герои актрисы никогда не казались "своими", они являлись из иного, далёкого и сказочного мира. Их схожесть со зрителями была только мнимой. На самом деле сценические герои актрисы, все без исключения, были чуть-чуть не от мира сего. Кем бы ни представала Куприянова - пионером-сорванцом, оборванцем или принцем - её герои заставляли зрителей испытывать горькое, но возвышающее чувство недоступности, влюбляли в себя, ибо вопреки своей юности, сами они воплощали идеалы добра и правды, юности особенно дорогие, но, увы, недостижимые...
 
Асаф Фараджев
 
Сентябрь 1984
 
* * *
 
Улетела.
Маленькая царственная пленительная волшебница сцены, зачаровала таинственной эфемерностью Театра, околдовала на всю жизнь, поддерживала своим существованием совсем рядом, на Театральной площади. Теперь улетела, оставив сиротами видавших её, веривших через неё в непременную победу добра, справедливости, честности и чистоты. Память о ней поддерживает вера в то, во что верили её герои, во что верила она сама.
 
Асаф Фараджев
 
Февраль 2005
 
Автор: Ирма (193.233.73.---)
Дата: 15 Мар 2005 14:14
 
Уважаемый Асаф!
Я скорблю вместе с Вами. Я помню немногое из того, что можете помнить Вы (время рождения - непостижимая вещь) и я благодарна Вам за то, что пишете о Маргарите Григорьевне Куприяновой.
Заметьте, что умирающий театр не откликнулся на смерть Мастера. Я имею ввиду, что на официальном сайте РАМТа нет слова художественного руководителя и пр. Я знаю, что они были, но многие хотят видеть это в виртуальном мире - не все бывают на реальных проводах Человека, не все произнесенные слова остаются.
Помню свое удивление, когда увидела ее вне сцены. Маленькая, воздушная, в феерической куртке с рюкзаком за плечами, она пронеслась мимо меня, обдав энергией солнца. Я смотрела вслед... малое количесто людей сохраняют ее до конца.
 
С глубоким уважением к Вам и Вашему творчеству,
Ирма
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru)
Дата: 15 Мар 2005 19:14
 
Не хотел бы здесь и сейчас писать моих воспоинаний о Ней. Не место и не время. Чуть-чуть.
Начало 60-х годов прошлого века. Мне 5 или 6 лет, а уже успел наесться доморощенной унылой советской казенщины - "домашнему ребёнку" со Сретенки хватило детсада на Каляевке и на Трубной. В противовес, как удар грома, - Театр. Боюсь ошибиться, что было первым - "Синяя птица" во МХАТе или "Димка-невидимка" и "Сомбреро"в ЦДТ. Кажется, второе. Точно знаю, что лучшая часть моей души на всю жизнь изваяна МХАТовской "Синей птицей" и Маргаритой Куприяновой во всех Её ролях. В сущности, это равновеликие явления. И в жизни Она была не от мира сего, и Её сценические герои были таковыми. Это действовало на советских детей, сознание коих с рождения коверкалось тотальной фальшью, ханжеством и лицемерием, - гипнотически. Она была для нас Маленьким Принцем в любой роли, даже самой советской, самой михалковской - и Шура Тычинкин, шпана в сомбреро - всё равно был не очень наш, с другой планеты, из другого, прекрасного, мира. Она завладевала нашими душами потому, что владела секретами искусства Театра, а её герои олицетворяли идеал вечного мальчишества - "питерпенства", идеал не менее высокий и трагический, нежели идеал вечной женственности...
 
Смотрю на её фотографии на стене и снова говорю себе - никогда не прощу Ей, что позволила записать на телевидении "Короля Матиуша 1" с другой актрисой. Старой, видите ли, не хотела запечатлеваться. А то, что без Неё это невозможно смотреть, что Пётр Наумович на Неё и для Неё ставил - это как?
И не осталось ничего от Матиуша. Ни кадрика. Не прощу.
То, что фотку свою мне так и не подписала - простил, а то, что себя в Матиуше не оставила - никогда!
 
За полгода до Её 60-летия, постоянно думая над статейкой о Ней, я впервые увидел Её вне сцены, "живьём", через 20 с лишним лет после первого Ею мне подаренного волшебства.
 
1984. Май. Сказочно солнечный день. Я, в белом, тогда ещё стройный и почти юный, встречал Её в фойе ТЮЗа. Она спускалась по лестнице с бельэтажа, словно сказочный эльф, тоже в белом... Четыре часа гуляли по Тверскому бульвару - от Никитской к Пушкинской и снова к Никитской. Я робел, осознавая, что сбылось несбыточное - по левую руку от меня театральная Богиня. Вначале боялся собственного голоса, с тщанием подбирал каждое слово. Потом нам стало легко и прекрасно. Ей было нескучно. Иначе она бросила бы меня и ушла. Я знаю.
В ноябре вышла моя маленькая статейка. Она позвонила и счастливо произнесла: "Даже о Мадлэн Рено не писали так, как Вы, Асаф, обо мне." Был счастлив я...
 
Ой, что-то я заболтался, Ирма :))) Спасибо Вам.
 
Напоследок: в день Её похорон (чушь какая, такие не умирают) один хороший актёр, с которым Она часто играла, стоя у Её гроба, рассказал, что получили они с Ней квартиру в одном и том же доме. Дом был бандитский: половина сидела, половина до поры на воле. Поздно возвращаться боялись, на лестничных пролётах собиралась вся эта публика, пила, дралась, материлась. И только когда Она проходила мимо, возвращаясь домой, всё стихало - бандюки восхищенно шептались между собою: "Куприянова идёт".
 
Это стоит не меньше детских смеха и слёз, которые она нам по-королевски дарила...
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Ирма (---.Moscow.dial.rol.ru)
Дата: 16 Мар 2005 20:52
 
Две строчки без рифмы с ритмом считалки:
Отсчитайте сорок дней
От седьмого февраля...
 
Ее последняя роль... Чехов/"Вишневый сад"/Шарлотта Ивановна
Видели ли Вы?
Заменила Маргариту Куприянову молодая актриса. Так нелепо звучат слова "Я не знаю, сколько мне лет. Мне все кажется, что я молоденькая." У меня начинались приступы "каргизма" (это мой термин, означающий тяжесть навалившейся старости и некрасивости для окружающих - как старая карга). Я утешала себя себя тем, что в Средние века я давно бы умерла от болезней или голода или мало-ли-причин. Завидовала. Я смотрела четыре раза - больше не получилось. Объясню почему так много для такой не лучшей постановки (впрочем, я согласилась с Григорием Чхартишвили, что постановка Бородина для зрителя более приемлема, чем постановка Някрошуса) - в последние годы у Куприяновой не было ролей.
Проблема театров в подборе репертуара: мало того, что мировой репертуар (99%) создан для мужчин, так еще и труппы с политикой ее подавляющей незанятости на сцене. Не всегда надо давать дорогу молодым. Как быстро становятся знаменитыми, как быстро угасают. Когда я говорю о том, что надо искать пьесы, перерабатывать ну делать хоть что-то, чтобы были заняты в спектаклях актеры старше шестидесяти. Самые долго живущие профессии знаете? Две категории: ученые и библиотекари/актеры и учителя - одинаковые нагрузки на психику, память, одинаковые проценты риска смерти на работе от травм (ох уж эти падающие декорации и взрывающиеся пробирки, инфаркты и падение с лестниц:)))
Заболталась я что-то:)))
Когда приближается дата
Приходят печальные мысли.
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru)
Дата: 16 Мар 2005 23:19
 
Ирма, Вы мельком задели очень важные общетеатральные темы. Позвольте мне вместо продолжения разговора на эти темы рассказать о моём последнем, практически виртуальном свидании с Ней.
 
Это было год назад, прошлой весною. Прикупив подлинный автограф М.Чехова (как всё связано в нашей жизни), я шел из музея МХАТ (где получил доказательство подлинности автографа) по Камергерскому напрямик в некогда дом М.Чехова, мой любимый ЦДТ. К Ней. В папке с фотографией и автографом Михаила Александровича лежала ещё одна, Её, без автографа, которую я нарочно вынул дома из рамки, с тем, чтобы она, наконец, поставила в специальном белом паспарту свой драгоценный автограф. Купил цветов, дивные тёмносиние ирисы. Четыре часа дня. Я знал, что вечером у Неё "Вишневый сад".
Зашел в театр, осведомляюсь - когда Она придёт. Сказали, что пока Её нет, будет ближе к спектаклю. Я прождал два с половиной часа, периодически звонил в репертуарную контору справиться - не пропустил ли, хотя пройти Она могла только мимо меня. Нет, не пришла. Около половины седьмого чувствую - что-то не так, дозвонился до Её костюмера. Та удивилась - а Маргарита Григорьевна с утра в театре и не уходила.
Да вот она идёт.
Костюмерша: Маргарита Григорьевна, Вас к телефону!
Слышу в трубке её удивлённый мальчишеский басок - Меняяя?
Её неповтоимое - Аллёоооу.
 
Я: Маргарита Григорьевна, это Асаф.-
Она: У меня спектакль, Вы невовремя звоните.-
Я: Ну хоть цветы подарить можно....?
Она (нетерпеливо, с раздражением): Асаф, я не люблю цветов.
Я: Костюмерше подарите.
Она: Мне сейчас на сцену, я не могу разговаривать...
 
Пришел домой, цветы подарил маме, Её фотографию водрузил на место. Прошел год. К Ней на похороны я пришел без цветов.
У изголовья Её гроба объяснил Ей, - почему...
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Ирма (---.Moscow.dial.rol.ru)
Дата: 17 Мар 2005 22:26
 
Был у нас в МГУ профессор Кузнецов, который с нетерпением выкрикивал:"Ну! Говорите, говорите же!", даже если его собеседник не прерывался ни на минуту. Вы столько можете рассказать!
Я когда-то читала книгу Горфункель о ЦДТ. Это 1960-е годы, если мне не изменяет память. Желтая бумага, фотографии из крупных черно-серо-белых точек. Огромная, поразившая меня глава о Куприяновой. Уже тогда - почти 20 лет работы в театре, тогда - оценка ее таланта. Я читаю Ваши воспоминания (громкое слово, правда? не верится)... Хочется вытянуть из из Вас больше, копнуть химическую оболочку памяти глубже.
Спустя 25 лет после смерти еще одной великой актрисы ЦДТ - Валентины Сперантовой вышла книга воспоминаний о ней. Книга, возможно, не лучшая по построению материала, по расставленным акцентам. Важно, что она появилась.
Маргарита Куприянова достойна того, о чем мы говорили с Вами раньше - чтобы помнили. Читаю воспоминания о рано ушедшем французском актере Жераре Филипе. Именно обрывочные рассказы современников, старших коллег (он слишком рано ушел, чтобы оставить учеников) делают книгу особенной. Кто-то вспоминает о работе, кто-то о случайных ситуациях, кто-то о внезапном мистрале, о шутках. Обрывисто, человечно, просто и сложно - лоскутки создают полотно. Ваши мгновения - похожие лоскутки, которые я добавляю к своим, к ним слова других... et cetera, как писали латиняне. "Говорите, говорите же!"
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru)
Дата: 18 Мар 2005 08:37
 
Ирма, мне всегда было труднее писать о тех, кого особенно люблю, кто менял мою собственную жизнь, навсегда становясь её частью.
Как театровед, я написал бы о Маргарите Григорьевне отстраннёно, на театроведческом "жаргоне", а как восхищённый зритель...могу лишь оплакивать утерянную возможность видеть её на сцене. Конечно, теперь я ненавижу себя за то, что всё откладывал посмотреть её в последних её ролях. Признаюсь, что, с раннего детства очарованный ею, как неповторимой травести, позже не хотел смотреть её в женских ролях, которые могли размыть эти детские и юношеские впечатления от её прежних, главных для её амплуа ролей.
Конечно же, видел в конце 60-х "Рамаяну", понимаю, что Сита была сыграна прелестно, но и сегодня не могу поставить её рядом с Матиушем или Шурой Тычинкиным. Последняя мощная работа Куприяновой, которую я видел - сестра Симплиция в "Отверженных".
Спектакль шел в два вечера, снова блистали звёзды театра - Воронов, Андросов, Она... . Роль маленькая, эпизод второго вечера, но какой! Кто видел - никогда не забудет. Не знаю, что удерживало меня посмотреть её Шарлотту, вероятно, инстинктивный страх наслоения нового впечатления на слишком горячо любимые старые...
 
В любом случае когда-нибудь, даст Бог, найду ёмкие и точные слова, чтобы написать о ней, как о неповторимой актрисе. Неповторимость - единственное, ради чего стоит нести актёрский крест.
 
Есть "Чиполлино", есть "Рамаяна" на пластинках, и когда я соскучусь по её неповторимому голосу, глядя на её фотографии в ролях и в жизни, что висят у меня на стене, я поставлю пластинку, и оживут счастливые воспоминания моего детства.
 
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Ирма (---.Moscow.dial.rol.ru)
Дата: 20 Мар 2005 20:24
 
Как я поняла, Евгений Николаевич Редько велел своим неофициальным сайтчикам сделать страницу Маргариты Григорьевны http://www.eugeneredko.narod.ru/kuprijanova /kuprijanova.html и там дана ссылка на Ваш сайт. Хороший подбор фотографий.
 
Как Вы понимаете, мне не суждено было увидеть то, что видели Вы, мои родители, и никакая пластинка не заменит ЕЁ пластику.
Как театровед... я грущу о том, что умирает само направление - травести. Если когда-то они были тем, что сейчас называется "звездами", то я не могу назвать в современной Москве - гигантском театре - ни одного имени. Не кем быть околдованным.
 
О "Вишневом саде" не переживайте. Хорошее должно остаться навсегда, проходящее - исчезнуть. "Отверженные" - пусть останутся.
 
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru)
Дата: 20 Мар 2005 21:09
 
Ирма, дорогая, спасибо. Спасибо за сердечный и талантливый разговор, за адрес этой страницы, которая стала чудесным подарком лично мне и всем, знавшим и видевшим Её!
 
Не прощаюсь :)
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Ирма (193.233.73.---)
Дата: 22 Мар 2005 13:23
 
Дорогой Асаф! Мне приятно говорить с Вами. Знаете, есть философская теория замкнутости в круги жизненных событий. Думала ли я в начале-середине 90-х, восхищаясь Вашей работой в спектаклях Романа Григорьевича, что найду с Вами хоть немного общий язык:)
 
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru)
Дата: 22 Мар 2005 18:35
 
Ирма, откуда такой пессимизм? Я не театральный тусовщик и не Мальволио. Для тонких, умных, думающих, чувствующих и порядочных людей я всегда открыт.
Круг моих близких друзей вообще далёк от театра и искусства, так что общий язык со мной находят самые разные люди. Разве что мерзавцы, бездари и безликие анонимщики (в том числе сетевые :))) ) не могут на это расчитывать.
 
А у нас с Вами, Ирма, всё в порядке
 
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Александр Васильев (---.catv.ext.ru)
Дата: 25 Дек 2005 11:46
 
Мне было очень приятно и грустно читать Ваши теплые слова о Риточке Куприяновой, коллеге мой мамы, актрисы Татьяны Ильиничны Гулевич - Васильевой( 1924 - 2003 ) по ЦДТ. Они часто делили роли вместе - например Ситу в "Рамаяне" или Царь - девицу в "Коньке - Горбунке". Дома у нас сохранлось несколько фоторгафий молоденькой Риточки в спектаклях с мамой - кажется это "Горе от ума" М. И. Кнебель. Помню как в 1967 году Рита пришла к нам домой покупать мамины сапоги из ФРГ, долго не решались...
Рита такая очаровательная , тонкая актриса великолепного театра... Я помню хорошо ее колег - Валентину Сперантову,Галю Иванову, Галю Новожилову, Надежду Румянцеву, Магду Лукашевич, Наталью Сальникову, Нелли Шеффер, Нелли Терновскую и Тосю Соболеву - каой состав и каие прекрасные, красивые женщины!
Светлая память
 
Александр Васильев
 
историк моды
 
Париж
 
___________________________________________ __________________________________
 
Автор: Асаф Фараджев(---.rusmedia.ru)
Дата: 26 Дек 2005 10:46
 
Дорогой Александр! Спасибо Вам за то, что откликнулись.
Я так Вам завидую, что Вы имели счастье в жизни близко соприкасаться с АКТРИСОЙ, подарившей мне навсегда любовь к ТЕАТРУ.
 
Галину Новожилову я многократно видел на сцене (как, впрочем, и большинство выдающихся артистов труппы ЦДТ 60-70 годов). Сама Маргарита Григорьевна при той нашей многочасовой встрече взахлёб рассказывала об актрисе Елисеевой, говоря примерно следующее: "Асаф, видели бы Вы на сцене Елисееву, - на меня внимания бы не обратили".
 
Александр, я знаком с Вашей театральной родословной, я видел спектакли театра им.Моссовета с великолепной сценографией Вашего отца.
 
Не имея чести быть знакомым с Вами лично, хочу, пользуясь случаем, выразить Вам моё восхищение Вашими феноменальной эрудицией, художественным азартом коллекционера, талантом рассказчика и Вашим человеческим обаянием, пробивающим даже экран телевизора.
 
Даст Бог, может быть удастся встретиться с Вами лично, и тогда (я предвкушаю это) Вы расскажете мне о Ваших воспоминаниях, в которых фигурируют Маргарита Куприянова и целая плеяда выдающихся артистов ЦДТ, подробно и неспеша.
 
Ещё раз сердечно благодарю Вас и обнимаю
 
Асаф Фараджев
Дата публикации: 16.04.2009 16:24
Предыдущее: о Марии Ивановне БабановойСледующее: памяти Учителя (А.П.Демидов)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лев Вишня[ 18.10.2003 ]
   Все-таки хотелось бы больше узнать об этом наверняка замечательном человеке.

Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта