Валерий Рыбалкин в проекте критики "Мнение"
Бал у кадетов
Читаем и критикуем!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Презентации книг
наших авторов
Аркадий Ляховецкий. Красный дом
Форум для обсуждения
Клуб Красного Кота
Конкурс юмора. Этап 2
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Мексики
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Галина Пиастро
Объем: 161 [ строк ]
Юнона
Первоначально считалось, что каждая женщина
имеет своего духа-охранителя, юнону
(как каждый мужчина — своего гения).
Но позже Юнона признавалась богиней,
охранительницей всех римских женщин.
 
Минутная слабость богини
 
Ливень над Римом потоком накрыл Капитолий.
Гром сотрясает. Под сводами – дрожь перекрытий,
Молнии, кажется, стрелами насквозь проколют –
Гнев исторгает супруг мой, могучий Юпитер.
 
В храм наш тебе принесли слишком малые жертвы?
Дерзок народ, что шумит в полнолунные иды?
Вновь неудачей на деву земную прожекты?
Если ты сердишься – значит, неправ, очевидно.
 
Горло сдавило тоскливых минут отрешенье.
Пусто и смутно. Мой, в статуе, холоден мрамор,
хоть у подножья почтенных матрон подношенья
мне: я – Матрона, владычица капища-храма.
 
Дело моё – опекать матерей и младенцев.
В бытности Герой, как женщина, сына взалкала.
Некогда было в своё состоянье вглядеться –
И родила я хромого Гефеста (Вулкана).
 
Скольким беременным я помогала – Луцина...
Вечность мне помнить, как в пропасть бросала калеку.
Боги не могут себя наказать суицидом.
Божия кара – и это лишь для человека.
 
Всё для людей: разделили им время на сутки.
Жизнь их проходит под нашей уздой-патронажем.
Нами ведутся их мысли, дела и поступки.
Ими играем: они наших игр персонажи.
 
Мне бесполезно твоё кукованье, кукушка:
Разве бессмертье отмерят отсчётами годы.
Только, быть может, мы, боги, – паяцы, «петрушки»:
люди нам пишут сценарий. Они кукловоды.
 
Строгой разумностью я и спокойствием славлюсь,
Хоть и срываюсь порою на фарс интерлюдий,
горестных дум перезвон, как минутную слабость.
Право богов: ничего не доказывать людям.
 
Юнона о прошлом и будущем
 
Время всевластно: блеснёт миг – и в прошлое канет.
Глядя назад, вижу давнее калейдоскопом.
Сцены. Одни – словно вышиты гладью на ткани.
Веер мгновений – сверкнут, будто блики-осколки.
 
Время этрусков. Тогда называлась я – Уни,
эхо Иштар. Тоже, в бытность, богини верховной.
Игрища резвых гетер, сладострастия блудни –
Скольких тогда прикрывала в забавах греховных.
 
Память рисует картину, как кровью, багрянцем.
Троя. По-разному боги вмешались в проблему.
Гера, я – вместе с ахейцами против троянцев.
Меч укрепила убийце Приамову – Неоптолему.
 
Рим – полу-мира наземный хозяин, властитель.
Я и Юпитер, мы – власть от небесного трона,
Весь остальной пантеон состоит в нашей свите.
Рима защитница – Капитолина Юнона.
 
Вечного нет ничего – это в мире обычность.
Люди меняют пристрастья к означенным в нимбе.
Близится монотеизм как гонитель язычеств –
Храмы разрушат, и нас погребут вместе с ними.
 
Много народов исчезло в земной круговерти.
Новые этносы. Новые веры и стили.
Древние боги бессмертные преданы Смертью.
Против течений истории боги бессильны.
 
Сомнения Юноны
(итальянский сонет)
 
Ответь советница мне, мудрая Минерва,
Зачем мы в мир земной несём свои законы,
Поступков вехи, жизни правила, манеры,
А люди следовать должны им неуклонно.
 
Внушаем: воля пантеона – правомерна,
Что всем: патрициям, трибунам ли, колонам
Должны мы выдать наставления, примеры,
как им вести себя. С раздольем эпигонов.
 
Надеждой – я, Капитолина, – их охрана.
В священный город ночью тихо крались галлы.
Молчал, увы, набат небесного органа.
 
Сигнал тревоги – зов гусиного хорала.
В спасенье Рима вклада нет бессмертных клана.
Не значит ли: в богов слепая вера – мало?
 
Сова Минервы вылетает по ночам
(французский сонет)
 
Юнона задала мне непростой вопрос:
Насколько важно для людей блюсти заветы,
Мы так ли верно служим их прозренью светом,
В познанье истины даём ли верный вброс.
 
Небесных и земных связал непрочный трос,
Когда-то жители порвут его, как ленту –
Философы всегда в сомненья вносят лепту –
Качнётся пантеон, как глиняный колосс.
 
Я словно чувствую всю шаткость основанья:
Когда-то человек в трудах достигнет знанья –
Поймет условность наших призрачных фигур.
 
Сбывались часто предсказанья ауспиций.
Гаданье тайно вёл проверенный авгур.
Ответ: летели слева и кричали птицы*
====================
Примечание.
Ауспиции – гадания авгуров, в том числе,
по голосам и поведению птиц:
предвещал удачу их спокойнй лёт справа.
 
Рождённая в храме
 
Что будет – таинство «потом» – сокрыто под завесой,
Не хочет мыслящий смотреть лишь на момент насущный.
Как воспринять: кончины дата стала вдруг известна –
Юнона, и тебя подвигло к знанью о грядущем!
 
Грозят обвалом горы даже самой прочной глыбе.
В любой момент земля качнуться может под столпами.
И всех живущих настигает смерть или погибель.
Лежат в руинах храмы под истории стопами.
 
Твоё, владычица небес, ношу с рожденья имя.
И я благодаря тебе свой лик явила свету:
Твой главный храм родным мне домом стал в священном Риме,
Хоть ты – добро, я, вроде – зло. Сравненье Гора с Сетом.
 
Что ж – люди верность не хранят воздвигнутым кумирам.
Низвергнут идолов, потом творят других на смену.
Не знала, верно, ты, что это я владею миром.
Не ведала про парадокс: не ты, а я бессмертна.
 
Прогресс – на идолов костях – частенько правит тризны.
Конфессий множество, у всех различен символ веры.
Уравнен мною ортодокс с адептом атеизма,
Ведь я, их всех объединив, в свою втянула сферу:
 
Мне поклоняются и чтят – им нет ценней реликвий,
Хоть есть попытки обличить, призывом чёрной меты.
Мной создана и будет жить важнейшей из религий:
служенье мне, в повальной вере. Я – монета.
=======================
Примечание.
Как защитницу, её звали Юнона Монета –
отсюда пошло слово «монета», поскольку при храме
Юноны Монеты чеканились металлические деньги.
 
Где ты?
 
Бог, из рода титанов – огонь человеку принёс он,
А болезни и зло на Земле – прятал в ящик Пандоры.
Это он, Прометей, научил человека ремёслам.
Не потребовал: «Credo!»*. Был прозван народом «Бог добрый».
 
Выбор памяти тех, кто при храмах чеканит монеты:
Коль подвижник – забыть, а угодников – увековечить.
Ему храмы не строили, его имя не носит планета.
Вот «Орёл» – дан созвездию. В честь клевавшего печень.
 
Защищая людей, непокорный, восстал против Зевса.
Потом странно исчез: его след затерялся в Микенах.
Я тебе приоткрою, Юнона, той тайны завесу –
Его выбор: стать смертным и жизнь провести среди смертных.
 
Вот тебя именуют, конечно, не зря – жизнелюбой:
Матерей охраняешь, всегда им лучила опеку.
Род людской прирастал бы – «Брачующей» стала...
.............................................................................. Пронуба,
ну, зачем тебе небо? Уходи навсегда к Человеку!
 
Эпилог
Может быть, так случилось – сбылось наставленье авгура:
Мы ведь, женщины, даже богини, к советам прислушны.
Смена разных эпох не мешает процессам амурным.
Ну а светлые духи, юноны, поселены в женские души.
 
###
Из детства. Опять переезд. Вот мы в городе южном.
В семье офицера даже дети, как будто в погонах.
Была целый год у меня, третьеклашки, подружка:
Светлейшая девочка, носившая имя Юнона.
---------------------------------------------------------
Примечание.
*Credo! – верую.
Copyright: Галина Пиастро, 2012
Свидетельство о публикации №271211
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 04.09.2012 21:57

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Юлия Головнёва[ 16.12.2011 ]
   Ух ты! Поэтические экзерзисы, почти как у Гумилева, но у него были более безупречны по форме. Замысел - о римской богине - требует безупречности. Меня по-настоящему тронуло (в контексте) "Боги не могут себя наказать суицидом" и последняя строфа. "В семье офицера - и дети как будто в погонах." (Поправьте в этой симпатичной строчке знаки препинания; можно без моего тире, но убрать запятые обязательно.) Есть, увы, и сырые места, не оправданные оригинальностью, например: "Мной создана и будет жить важнейшей из религий: служенье мне, в повальной вере. Я – монета." Конечно, интересно вспомнить, что именно от поклонения Юноне пошло слово "монета", но сказать это надо грамотно!
 
Галина Пиастро[ 16.12.2011 ]
   Юлия.
   Спасибо Вам за отзыв, за рекомендации.
   Заходите ещё.
   Галина
Елена Николаева[ 16.12.2011 ]
   Позвольте, девушки, вклиниться с парой слов о знаках препинания в последнем четверостишии. :)
   
   Юлия Г.
   
   В семье офицера - и дети как будто в погонах.
   
   Галина П.
   
   В семье офицера, и дети, как будто в погонах.
   
   Видите ли, самое смешное заключается в том, что вы обе правы.
   Но каждая по-своему.
   
   Юлия, поправив знаки препинания, придала строке совершенно другой смысл. Для того, чтобы это понять, нужно вспомнить... о ПЕРВОЙ строчке! Она же тоже участвует в создании картинки. Смотрите:
   
   Из детства. Опять переезд. Вот мы в городе южном.
   В семье офицера, и дети, как будто в погонах
.
   
   Если поставить знаки, как у Юлии, получается, что в любой (подчёркиваю: в любой, в каждой) семье офицера даже дети - будто в погонах.
   
   У Гали же - другое. Идёт описание: вот мы в городе. Дальше - уточнение: в семье офицера. И дети (в этой конкретной семье) - как будто в погонах.
   
   Очень тонкий момент. Надо только вчитаться и не забыть про первую строчку катрена.
   Знаки препинания у автора поставлены совершенно верно. :))) Л.
 
Галина Пиастро[ 16.12.2011 ]
   Елена. Спасибо за разъяснение.
   А разве можно вообще без препинаков? Разве запятая не отделяет уточнящий оборот?
   Ну, про сравнение понятно - надо.
   
   Тогда ещё просьба растолковать, в чем неграмотность, судя по этому:
   "Конечно, интересно вспомнить, что именно от поклонения Юноне пошло слово "монета", но сказать это надо грамотно!"
   
   Если это читает и Юлия.
   Мне просто интересно, да и полезно знать, хотя бы на будущее.
Юлия Головнёва[ 17.12.2011 ]
   Елена, но у Галины - именно обобщение. Дети как будто в погонах, как офицеры, потому и переезжают все время - "опять переезд". А не "мы в городе, в семье офицера, и там такие-то дети". Что бы они в этой семье какого-то постороннего офицера делали целый год, гостили, что ли? Нет: ее лирическая героиня сама и была таким ребенком! Потому и вспоминает со светлой грустью, что всего год была у нее такая подружка. И вправе судить об офицерских детях вообще. Но даже если бы был верен вариант, предложенный Еленой (тогда это была бы слабая строчка, а я всегда надеюсь на лучшее) - первая запятая в нем на месте, а 2-й не надо. Можно тире вместо нее, можно ничего не ставить.
   
   Галине. "Мной создана и будет жить важнейшей из религий: служенье мне, в повальной вере. " Форма "создана" не стыкуется со служеньем (ср. род), при этом сложная конструкция "жить важнейшей из религий" еще более затрудняет понимание, а нарушение сочетаемости слов "повальная вера" (отдельно в поэзии такие штуки уместны, но не здесь) вообще его добивает. Ведь все это - рядом! Сравните: "Мной создана и будет существовать красивейшей из лодок: корабль, в многотонном стремлении" - это по-русски? (Или: "корабль, играющий большое значение" - не пойму, на что из этих двух фраз "повальная вера" больше похожа, т.е. она излишний прием, как "многотонное стремление", или случайная обмолвка, как "играть значение".)
Галина Пиастро[ 17.12.2011 ]
   Юлия.
   Сначала – моя повторная благодарность за то, что уделили время моей странице.
   Знаете, я очень дорожу рецензиями, в которых есть разбор моих стихов – увы, совсем мало получаю такого.
   Никак не в оправдание, а только в пояснение фразы
   «Мной создана и будет жить важнейшей из религий: служенье мне, в повальной вере».
   Стихотворение носит, должно было нести, характер некоторой наглости в речи той, которая «Рождена в храме». Она понимает, что возвысилась, превзошла саму Юнону, поклонение людей Юноне, веру в неё.
   Она искренне считает и, увы, почти права, что преданность ей, монете (деньгам вообще) станет «важнейшей из религий» для всех, потому именно такое резкое, бесстыжее «в повальной вере».
   Конечно, слова не всегда сначала чётко подбираются, а потом вставляются в стихотворение.
   Но по прочтении результата мне показалось, что написалось именно то, что и мыслилось.
   Спасибо ещё раз.
   С признанием,
   Галина
Алексей Алексеев[ 14.12.2012 ]
   На мой непрсвященный взгляд, такого рода эксперименты обречены на неудачу. "Римская" часть воспринимается как ироническая стилизация с этими "нАсквозь"­,­ "проблема"­,­ "сценарий"­,­ "куловоды"­,­ "фарс", "интерлюдии&quo­t;,­ "прожекты"­ (вновь неудачей на деву земную прожекты - пропущен глагол "закончились&qu­ot;­ - так, мне кажется, нельзя, да и особых неудач у Зевса вроде бы не было, а италийский Юпитер не был таким бабником, как его эллинский предшественник), "гнев исторгает" (косноязычно), "суицид", "узда-патронаж&­quot;­ (косноязычно и снова полу-ироничное употребление современного термина), "слишком малые жертвы" - у римлян всё было строго установлено, насчет жертв, тем более, что от царя он согласился принять и совсем незначительные приношения.
   Почему-то умалчивается, что Юнона не только жена, но и сестра Громовержца, зачем-то вспоминается греческая параллель - Гера, с упоминанием последней возникает путаница, ибо Юнона Луцина - римский аналог Илифии, дочери Геры.
   Уместно ли упоминание о кукушке - именно в виде кукушки Юпитер явился к Юноне, та сжалилась над бедной птицей и положила ее к себе запазуху, но птица превратилась в Тучегонителя, который пользуясь случаем овладел сестрой-женой.
   Есть и к другим частям претензии, но нет времени.
 
Галина Пиастро[ 18.12.2012 ]
   Алексей.
   Прошу прощения за задержку с благодарностью – занятость, вечная занятость.
   Получить отзыв от Вас, профи, глубокого знатока истории – большая честь для меня и удача.
   
   Правда, мне не совсем понятно это заключение:
   «На мой непрсвЯ(?)щенный взгляд, такого рода эксперименты обречены на неудачу».
   Какого «такого рода»? И почему «эксперимент»?
   
   Немного насчёт языка, на котором изъясняются мои герои. Наверное, было бы странным, если бы мой текст был на латинском, на древне-славянском.
   Я согласилась бы с Вами, если бы вложила в уста Юноны, например, краткое изложение теории вероятностей или устройства компьютера.
   Но «проблема»? «сценарий»? и др. – вполне понятны – уверена – древним богам:)
   Иначе говоря, это всё житейские, так сказать, понятия, но выраженные, что вполне естественно, современным русским (с вкраплениями иностранных слов).
   Суицид, кстати – самоубийство (от лат. sui caedere — убивать себя):)
   
   А вот насчёт того, что в некоторых фразах у меня вкраплена ирония – это верно.
   Например, последняя строчка здесь:
   «Внушаем: воля пантеона – правомерна,
   Что всем: патрициям, трибунам ли, колонам
   Должны мы выдать наставления, примеры,
   как им вести себя. С раздольем эпигонов».
   
   Эпигон – греческое происхождение слова, кстати.
   
   Я не ставила своей задачей дать в рифмованной форме полную «биографию» Юноны, в том числе, упоминание кровного родства Юнона-Юпитер (Гера-Зевс).
   Как-то это приелось:) ещё от Исиды-Осириса.
   
   И кукушка, птичка священная Юноны, мне интересна больше, как предсказательница оставшихся лет «жизни» бессмертной богини, нежели то, каким образом Зевс проник в спальню к Гере.
   
   И ещё: Юнона была богиней брака, стабильности в семейных отношениях (земных ли, небесных ли), потому даже самая малая неверность супруга была (могла быть:)) ей не по нраву.
   
   Глагол «исторгать». Здесь мне показалось чем-то созвучным с «вулкан исторгает лаву» - но спорить не буду.
   Вы совершенно правы: не стоило мне употреблять это дешево-разговорное «нАсквозь» – весьма плохо.
   ………….
   Алексей.
   Но, главное, что благодаря этому Вашему отзыву я проникла на Вашу страницу, приникла к ней и сто-о-лько прочла интересного и умного:), что просто восхитилась.
   А вот тут никаких смайликов.
   
   Очень рада знакомству.
   Спасибо Вам.
Алла Райц[ 20.03.2019 ]
   Какой великолепный цикл! И с точки зрения познания истории, и с точки
   зрения владения поэтическим искусством!))
   Все главы понравились, но особенно - сонеты.
   Но что особенно привлекательно - это неравнодушное, сверх-
   эмоциональное отношение автора к затрагиваемым проблемам: судьба
   женщины и богини, чувству справедливости, страсти и другим людским
   слабостям.
   Браво!
   
   И ещё: узнала много нового и интересного об истории Древнего Рима.
   Спасибо, Галина!
 
Галина Пиастро[ 04.04.2019 ]
   Алла. Сначала попрошу прощения: извещения об отзыве мне
   перестали поступать. Так что - увидела случайно.
   
   А за сам отзыв спасибо огромное.
   Помнишь наш разговор о языческих богах...
   "Древние боги бессмертные преданы Смертью".
   Жаль, если так.
   )

Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Буфет.
Истории за нашим столом
ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов