Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Шутилова Елена
Объем: 8479 [ символов ]
Рецензия на произведение Марии Сидлер «Сказ о песчаном корабле»
Рецензия на произведение Марии Сидлер "Сказ о песчаном корабле"
 
«Сказ о песчаном корабле» Марии Сидлер – красивая и романтичная история. Поэтичное и в некотором роде эпическое повествование, особенно его начало.
Дюны пересыпали песок с одного места на другое уже много-много веков подряд. Ровными чуть волнистыми грядами лежали они между морем и землей.
Далее следует целый самостоятельный космогонический миф, который настраивая читателя на эпосное восприятие, одновременно знакомит с одним из героев – великим явлением природы – Дюнами. Впрочем, эпичность на этом заканчивается и от дел глобальных автор плавно переходит к жизни в самой пустыне и обращается, как кажется вначале, к событиям от читателя не столь отдаленным. Очень органично появляется в этот момент еще один герой - рыбак Петро. Не стану пересказывать сам рассказ, отмечу только, что сюжет его развивается непредсказуемо, все больше захватывая эмоционально, затягивая как зыбучий песок. И вот, когда, казалось бы, близок финал, начинаешь ощущать странное беспокойство, ближе и ближе подступает легкое разочарование. Как и это все только для того, чтобы рассказать, как появились картины из песка? Вся эта красота, величие и одиночество природы и человека только для обычной бытовой фольклорной истории? Нет, нет и нет!
Автор неторопливо и осторожно подводит нас к мысли о том, что при всей, казалось бы, разнице героев, их мечтаний у них гораздо больше общего. Того, что роднит и объединяет даже такие разные сущности, как пустыня, ждущая гостей и человек, стремящийся к делу своей жизни. И это отнюдь не только одиночество.
 
Настоящий финал рассказа подтверждает возможность гармонии, усиливает ощущение единства и сопричастности бессмертному чуду красоты, свободы и счастья. Не может Человек избавиться от одиночества, осуществить свою мечту и стать счастливым, если не помог Другому, так же как Другой, пусть это даже великие Дюны, не могут быть счастливы в одиночестве.
«Дюны перестали быть одинокими. Они теперь чувствовали себя мостом, соединяющим море и землю. И Петро перестал быть одиноким. Он чувствовал себя путешественником и капитаном настоящего корабля! А что еще нужно для счастья?» Счастливый человек свободен. Свободный счастлив.
 
У этого повествования много достоинств. Есть, как мне кажется, и некоторые недостатки. Я назвала бы их досадными неточностями.
Прежде всего, название. Важность его нельзя недооценивать – это ясно всем. Именно название обращает наше внимание на тот или иной рассказ. Невзрачное банальное оно может загубить, оставив в безвестности, умнейшее красивейшее произведение.
Здесь название броское и свою функцию - привлечь читателя, выполняет точно. Но одновременно в названии присутствуют сразу две неточности: смысловая и жанровая.
«Сказ о песчаном корабле». Согласитесь, красиво звучит. Но что такое песчаный корабль? То же, что и песчаная дорога, то есть из песка. В рассказе же герой строит корабль из того, что находит в пустыне. Вернее в дюнах. «А бывший рыбак, не медля, принялся за строительство песчаного баркаса. Позаимствовал у земли несколько сухих деревьев на остов лодки, у моря – крепких водорослей на веревки. Из дома принес парус от старого разбитого баркаса… Новая лодка вышла на загляденье! От той, которая по морю ходит, ее лишь одно отличало – на днище полозья Петро приделал, какие он видал на санях в одной далекой северной стране». Обратите внимание, что и в самом рассказе присутствует это спорное определение корабля - песчаный баркас. Если словосочетание «песчаные просторы» звучит вполне органично и не вызывает разночтений, то применительно к кораблю его не следовало употреблять. Сравните выражения корабль пустыни и пустынный корабль. Значения разные. То же самое мы имеем и в данном случае: корабль (баркас) в песках и песчаный корабль (баркас). Помоги мне построить корабль, чтобы по песку мог точно по морю плыть. И буду я бороздить твои песчаные просторы вместо морских! Хочу отметить, что автор в своих рассказах любит экспериментировать, частенько, употребляя слова в их не прямом, а ассоциативном значении. Дюны (прибрежная полоса песка) – пустыня, дюны (видимо имеется в виду их форма) - барханы, лапник – ель (выделяя, тем самым руки-ветви).
Теперь обратимся к жанру, указанному в названии. Сказ. Вполне вероятно, что автор не имел в виду жанр написанного, а использовал слово «сказ» в значении «сказывать», «рассказывать». С другой стороны, сказ есть вполне определенный литературный жанр и, к сожалению, написанное отнести к нему никак нельзя.
Попробуем разобраться. Вот три определения жанра:
1. Сказ - \\\"это название повествовательного произведения русского фольклора, выдержанного в форме бытового говора\\\".
 
Безусловно, не наш случай.
 
2. Сказ - \\\"особая форма авторской речи, проводимая на протяжении всего художественного текста, в духе языка и характера того лица, от имени которого ведётся повествование\\\". (Сказ «Поэтический словарь» ред. Квятковский А. - М., 1966) Данное повествование основано на стилизации подставного рассказчика, как привило, это представитель какой-либо общественно-исторической или этнографической среды. \\\"Писатель-стилизатор, стремясь создать впечатление непосредственного, рассказа-импровизации, переносит на себя мироощущение рассказчика, им созданного\\\". (Троицкий В. Сказ «Словарь литературоведческих терминов»)
Обычно в сказе повествование ведется от лица героя-рассказчика. В «Сказе о песчаном корабле» повествование идет от лица автора. Причем речь его не стилизована под чей бы то ни было монолог или разговор.
По мнению В.В. Виноградова, сказ отличается от письменно-литературной речи, для его понимания важны авторские указания на условия повествования. Сложным является выделить такой сказ, при котором рассказчик ведет свою речь \\\"как по писанному\\\", в этом случае ее трудно отличить от авторского повествования, особенно, если нет указаний на обстановку говорения, наличия слушателей. Возможно в этом зацепка? Попробуем обратиться к композиционным формам сказа, чтобы разрешить наши сомнения.
1) Произведение полностью построено в сказовой форме;
2) Произведение имеет лишь минимальные авторские сигналы, которые говорят об отдельности автора от рассказчика (подзаголовок \\\"Происшествие. Рассказ ямщика\\\" Чехова или краткое изъяснение \\\" от издателя\\\");
3) В произведении сказ обрамляется предисловием и послесловием от автора, в таком произведении могут содержаться большие части авторского текста.
Увы, и композиционно текст «Сказа о песчаном корабле» не соответствует жанру сказа. Отстраненная авторская речь перемежается в произведении с речью персонажей. А сам рассказ скорее напоминает предание.
А главное «сказ предполагает собой звучащую речь, поэтому он использует различные \\\"сигналы\\\", способные вызвать у читателя ассоциацию, что речь именно произносится, а не создается литературно-письменным путем» (по материалам КГПА).
что же все-таки написала Мария Сидлер? Рискну предположить, что это предание - устный рассказ, о событиях, передающийся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, т.е. сказа, предание со временем подверглось вольной поэтической интерпретации.
А я не думаю, что найдется тот, кто усомнится в поэтичности написанной автором истории. Хотя и здесь еще есть над чем поработать. В частности некоторые повторы не усиливают воздействие, а скорее не украшают текст. «Дюны перестали быть одинокими. Они теперь чувствовали себя мостом, соединяющим море и землю. И Петро перестал быть одиноким. Он чувствовал себя путешественником и капитаном настоящего корабля!»
Несмотря на размышления и, в какой-то степени, придирки к написанному, после прочтения этого живописного предания хочется вслед за Дюнами прошелестеть одобрительно песком, блеснуть озорно кварцем. И отправиться туда, где «еще много-много лет … можно было встретить корабль, несущийся на всех парусах через пески и исчезающий среди обагренных закатом холмов».
Дата публикации: 05.12.2011 20:22
Предыдущее: Отважные лоскутятаСледующее: Иллюминатор*

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта