Приглашаем к участию в Литературном конкурсе коротких прозаических миниатюр! Конкурс организован при участии кабинета литературной критики Яна Кауфмана.
Кабачок "12 стульев"
Cпасибо за секс!
Блиц-конкурс нашего Кабачка








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Дежурный критик Ян Кауфман
Кабинет критика
Диалоги с критиком. Вопросы и ответы
Литературный конкурс
Буфет. Истории
за нашим столом
Что бы это значило?
Представляем нового члена Калинигрдаского Регионального отделения МСП "Новый Современник"
Наталья Иванова - Харина
Уильям Шекспир, сонет 73
МСП "Новый Современник" представляет
Олеся Костина
Хранитель Духа Кёнигсберга
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Ян Кауфман
Объем: 5450 [ символов ]
ВОЗВРАЩЕНИЕ...
Памяти моего шурина, воспитанника 2-й артиллерийской спецшколы, похороненного под Берлином, и всех его товарищей посвящаю…
Ян К.
 
Весна нынче запаздывала.
Последние апрельские дни были ещё холодны, и ночной туман рассасывался медленно и нехотя.
 
Мальчишка в замызганных солдатских сапогах неслышно шагал по Арбату. Одетый в выцвевшие гимнастёрку и галифе, он шёл не спеша, не чувствуя холода, по когда-то хорошо знакомой улице, с трудом узнавая её.
 
Как же всё изменилось с тех пор, как он ушёл на фронт!
 
Арбат теперь весь вымощен плитками, уложенными ковровым узором, исчезли тротуары, а с ними и шуршащие по асфальту троллейбусы. Яркий свет уличных ажурных светильников с трудом пробивается сквозь хлопья тумана, повисшего на ветках деревьев. В переулках изредка виднеются, чудом сохранившиеся старинные особняки с уютными двориками, которые раньше создавали чарующий неповторимый арбатский колорит.
 
Нет больше того дровяного склада на Молчановке, нет и Собачьей площадки, где мальчишками часами гоняли мяч.
Да и самой Молчановки уже нет. Вместо неё какая-то широченная улица с высокими белыми, похожими на раскрытые книжки, домами по разным сторонам дороги и мелькающие яркие рекламы на их фасадах. Правда церковь Симеона, что на углу Воровского, уцелела.
 
"А вон и родильный дом Грауэрмана, где я появился на свет. За ним, вдалеке, на другой стороне площади, кинотеатр "Художественный", Гоголевский бульвар.
Ресторан на углу Арбата стал ещё красивее и выше, да и театр Вахтангова какой-то другой. Недаром мама написала, что в него бомба попала, видно перестроили".
Мальчишка неторопливо шёл по Арбату, с удивлением разглядывая город, а воспоминания тревожно стучали в висках. Память подсказывала, что где-то совсем близко, слева, должен быть тот Кривоарбатский переулок, где он когда-то жил с родителями, младшим братом и двумя сёстрами.
 
"Интересно, как они там без меня? Как мама?" - тревожился он.
Наконец он нашёл знакомый переулок. Справа, за забором, стоит, как и раньше, необычный дом Мельникова, похожий на два соединённых цилиндра, а в окнах-шестигранниках горит свет.
"Может дядя Костя жив?! У него была пара чёрных пуделей. Их то наверняка уже нет и в помине. А в том, большом доме, жил Папанин".
Чуть дальше, наискосок, мальчишка, наконец, увидел свой шестиэтажный дом.
"Так вот он, Кривоарбатский 19… Вовсе не изменился!"
Солдат с волнением взбежал на второй этаж, где была его квартира… « Почему фамилии на дверных табличках не те, совсем чужие? Где же они теперь, мои?"
Рука застыла у кнопки звонка. Понурив голову, мальчишка медленно побрёл прочь…
 
Потом он ещё долго ходил по знакомым с детства переулкам - Плотникову, Серебрянному, Калашному, Староконюшенному... Бродил по своей юности...
Откуда-то издалека ударили робкие солнечные лучи, и туман сразу исчез.
По улицам торопливо шагали первые прохожие. Город оживал, наполняясь привычным шумом.
Наконец мальчишка оказался на Кропоткинской и машинально повернул направо в Чертольский переулок.
 
А вот и она, его последняя школа - 2-я специальная артиллерийская.
Сюда он поступил за два года до начала той страшной войны, когда не стало отца.
Гордо, на зависть всем мальчишкам, носил военную форму со скрещенными стволами на петлицах.
 
Затем грянула война...
Ему было восемнадцать, когда он, лейтенант, закончив ускоренные курсы артиллерийского училища, ушёл на фронт.
Потом были военные лихие годы - тысячи километров грязи, бомбёжки, обстрелы, госпиталя и смерть товарищей.
Изредка приходили долгожданные, треугольные письма-весточки из Москвы от мамы и с фронта от сестры, ушедшей добровольцем.
12 марта 1945 года он, вместе с близкими фронтовыми друзьями, отметил свой двадцать первый год рождения.
 
А потом началась битва за Берлин, и наступило 29 апреля...
И, хотя память неумолимо старалась вернуть его в это военное прошлое, почему-то после этой даты он ничего не мог вспомнить, как не силился.
Он успел разглядеть табличку -"Гимназия № 1529" .
«Неужели я ошибся? Неужели это не моя спецшкола?!»
 
И тут на стене он увидел памятную доску с именами погибших воспитанников и своё имя, а рядом дату – погиб под Берлином 29 апреля 1945 года. А чуть дальше, во дворе – памятник: "Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г. г."
 
Неожиданно острая давняя боль напомнила о себе и охватила всё его существо. И сразу вспомнилось всё, всё до самой последней минуты...
Вся короткая жизнь пронеслась перед ним за эти мгновенья…
 
Только так и не узнал он, что с того давнего сорок пятого прошло уже шестьдесят апрелей, что и мама, и старшая сестра, и брат уже где-то, где-то с ним рядом.
 
Послесловие
В Москве перед войной существовало несколько артиллерийских специальных школ, куда принимали учащихся 7-8 классов обычных средних школ. Воспитанников готовили для поступления в артиллерийские училища, они были на полном пансионе спецшколы, обмундированы в военную форму, но ночевали дома.
В помещении, где когда-то размещалась 2-я артиллерийская спецшкола, сейчас открыта гимназия, работает музей спецшколы с фотографиями и письмами бывших воспитанников, висит памятная доска с именами погибших и во дворе стоит памятник воспитанникам всех московских артиллерийских спецшкол.
Copyright: Ян Кауфман, 2016
Свидетельство о публикации №261196
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.03.2016 03:59

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вениамин Обухов[ 16.06.2011 ]
   Уважаемый Ян. Я прочёл ваш рассказ и откровенно сказать, мало что понял."... Мальчишка в замызганых солдатских сапогах... возвращается с фронта". Дети принимали участие в войне только в основном в партизанских отрядах, и то пока война была на нашей територии. В войсковых частях БЫЛИ дети полков, рот и даже взводов, но от них в большинстве своём избавлялись при первом удобном случае, а "домой" в основном в училища, в то время создаются "Суворовские&qu­ot;­ и "Нахимовские&qu­ot;­ училища ребята уезжали при полной амуниции...
   "... Потом ещё долго бродил по знакомым с детства местам, по своей юности???" Мальчишка! пришёл с войны! и бродит по юности!?
   Конец рассказа мне более или менее объяснил, что это аллегория. Но на мой взгляд; мальчишку всё же из рассказа надо убрать, а вписать в него молдого,но убелённого сединой лейтенанта артириста, который пришёл с войны в рдной город, не узнаёт его, и только потом на стене гимназии обнаруживает надпись , что сдесь была арт школа. Не обижайтесь, может я не прав, каждый видит вещи по своему. С уважением. Вениамин.
 
Ян Кауфман[ 16.06.2011 ]
   Вениамин! Спасибо за мнение. Но я, вероятно, осведомлён не хуже Вашего об участии детей в ВОВ.
   Перед тем как написать эту "аллегорию"­;­ я изучил судьбу воспитанников артшколы по инету, беседовал с выжившими, был в упомянутом московском музее. В 17 лет некоторых из них отправили на учёбу в артучилища, и спустя год-полтора, присвоив офиц. звание отправляли на фронт.
   Мой родной брат вернулся с войны лейтенантом в 43 году в возрасте 19 лет инвалидом второй группы. Вы правы - каждый видит прошедшее по-своему.
   С взаимным
   Ян К.
Вениамин Обухов[ 16.06.2011 ]
   Дорогой товарищ. То что Вы осведомлены о войне более моего, я не спорю и спорить не собираюсь. В своём резюме я писал Вам о мальчишке. На мой взгляд здесь более бы подошло "... шёл усталый офицер , по сути вчерашний мальчишка". А вообще вы автор, вам решать, как подать своё творение. Сам рассказ мне понравился, этакое фэнтези, с уклоном на мистику, которую породила ПАМЯТЬ. Успехов. Вениамин.
 
Ян Кауфман[ 16.06.2011 ]
   Спасибо, Вениамин! Он ушёл на войну мальчишкой и "вернулся"­,­ в свои в свою юность, в свои почти детские воспоминания...
   Рассказ мне, как Вы понимаете, весьма дорог. На Прозе.ру, если туда заглянёте на мою страничку, увидети фотографию памятника. Там не обязательно регистрироваться.
   Всего доброго!
Вениамин Обухов[ 20.06.2011 ]
   ЯН! И вам желаю всего самого доброго. Успехов. Я не знаю, читали Вы или нет мои стихи о войне, хотелось бы знать ваше мнение на вирши того, кто про войну знает лишь из книг и рассказов фронтовиков. Вениамин.
Юрий Мацегор[ 23.06.2011 ]
   Читая Ваш рассказ, вспоминаю и своё послевоенное детство, голодное,
   холодное, но такое удивительно светлое, озаренное этим величайшим
   праздником - Днём Победы! Творческих успехов Вам и - здоровья!
 
Ян Кауфман[ 23.06.2011 ]
   Спасибо, Юрий! Вы правы. Тогда ценности были другие, да и надежда было на "светлое" будущее...
Ян Кауфман[ 18.04.2013 ]
   Данную выдержку из обзора ВКР. 2 этап. Фантастика. Всеволода Кружа от 12.01.2013 19:25 показалась мне интересной.
   Автор: Ян Кауфман
   ВОЗВРАЩЕНИЕ...
   http://litkonkurs.com/?dr=45&;tid=261196&pid=­177&nom_id=466­
   
   Всеволод Круж
   Принимая во внимание, что рассказ очень дорог для автора, что тема войны и потери родных близка многим в нашей стране и в особенности людям старшего поколения – все же не могу не отметить ряд недостатков.
   Не буду акцентировать внимание на пунктуационных ошибках, их не очень много – тот уровень, когда их замечаешь, но чтению не мешают.
   Есть небольшая фактическая ошибка, которую может не заметить не москвич. Мальчишка-солдат идет по Арбату. Не совсем понятен маршрут, потому что он вдруг оказывается на Молчановке, проходит по Новому Арбату (туда выходит фасадом упомянутый родильный дом), доходит до Арбатской площади (ресторан «Прага», кинотеатр «Художественный»), поворачивает опять на Арбат… Запутанный маршрут, хотя по логике текста (думаю, так кажется большинству читателей) видится, что он все это время топает прямиком по Арбату. Кстати, улица Молчановка (Большая и Малая) есть и сейчас. Может, и не обратил бы внимания, но хорошо знаю сей факт, поскольку не так давно в школе на Большой Молчановке учился мой сын.
   Скажете, факты несущественные? Отнюдь! У москвичей подспудно они вызывают недоверие к тексту.
   И, пожалуй, самый существенный недостаток – сюжет. Скажу лаконично – он беден. Солдат возвращается фантастическим образом в родные места после своей смерти. Воспоминания, воспоминания… Осознание того, что он умер…
   Память – есть, а действия – нет.
   
   Пётр Дубенко
   Задумка неплохая, хотя и использованная уже сотни раз в других произведениях других авторов. Мне показалось, что у Яна не получилось чего-то стоящего оттого, что нет центральной идеи. Нет, прежде всего, у самого Яна. Именно поэтому, как мне кажется, зарисовка получилась блеклой, невыразительной.
   
   Светлана Макаренко
   Как то запутанно и бездействие… Созерцание в тексте утомительно.
    *****
   На этот обзор я отреагировал постом:
   
    Ян Кауфман
   [18.01.2013 19:18:18]
   
   Пётр! Идея была. Вернуть этого погибшего мальчишку хоть на короткое мгновенье домой, в юность, к родне... Какую Молчановку мог он узнать, когда кругом всё изменилось? Он помнил всё, что было на месте нынешнего Нового Арбата, он помнил детскую поликлинику и дровяной склад, куда прямиком ходил с матерью мимо т-ра Вахтангова и род дома Грауэрмана... Да, воспоминания были отрывочны, но он помнил то, что я плохо помню, а не то, что иные.
   "Созерцание в тексте утомительно". Ох, Света! Созерцать-то следовало глазами мальчишки.
   Идея? А какая идея у руководства музея воспитанников и ребят, в котором хранятся стопки писем погибших мальчишек своим матерям?
   Память, Пётр, память.
    Ответить
    *****
   Ответа от уважаемых судей по какой-то причине я так и не получил.
Ян Кауфман[ 15.05.2013 ]
   Привожу 3 отзыва авторов ЧХА из 45 на это произведение.
   
   Рецензия на «Возвращение...» (Ян Кауфман)
   
   ДУША СОЛДАТА.
   АБРАМ БАРАШ. Война и Битва за Берлин. И вот оно, 29 апреля... И СТОП! Пошёл отсчёт НАЗАД!-
   Душа солдатика гуляет и... скучает по Москве. По маме, сёстрам. Брату, что погиб... сестре, на фронт ушедшей добровольцем. И по отцу, умершему...
   АБРАМ БАРАШ. Отсчёт назад.
   И снова запоздалая весна. Училище. И смерть отца. И... ностальгия. Широкие проспекты. Арбат с домами-книжками. Всё ново. Но вот - бальзам на душу - дом родильный, в котором появился двадцать лет назад. Вот церковь уцелевшая - как прошлому напоминанье. Как память. Вот дворики... Кривоарбатский переулок. Наискосок - шестиэтажный дом, где ждут родители, братишка, две сестрёнки! "Скорее к ним! Им плохо без меня!" Но что это?.. Висят таблички на дверях совсем чужие... А "Где же они теперь, мои?" Родные...
   Война и Битва за Берлин. И вот оно, 29 апреля... И СТОП!
   Солдат-мальчишка в грязных сапогах
   Шагал неслышно по Арбату...
   Бродил солдат... по юности своей...
   АБРАМ БАРАШ, ВЕЧНАЯ ТЕБЕ ПАМЯТЬ!!
   Тамара Петровна Москалёва 28.02.2007 19:33 •
   
   Спасибо, Тамара!
   Спасибо, что заглянули и прочли это, несколько мистическое.
   Но хочется верить, что и те, погибшие, живут своей, потусторонней, жизнью и видят нас, и видят всё, что творится ...на нашей грешной земле.
   Наилучшего Вам
   Ян Кауфман 28.02.2007 20:13
   
   -Я плакала... читая. Я плакала, когда писАла.- Молоденький мальчишечка стоит перед глазами. Так трогательно.
    И Спасибо, Ян.
   Тамара Петровна Москалёва 01.03.2007 02:57
    ***
   
   
   Рецензия на «Возвращение...» (Ян Кауфман)
   
   Лично я , дорогой Ян , стараюсь не читать подобные документальные вещи , - растоптанное жизнью сердце начинает ныть . Хотя сам много чего подобного написал .
   Наверное , это от того , когда я пишу сам , я исполняю свой личный долг ,и не писать об этом просто не могу , не имею права , а когда читаю , расслабляюсь и старческие слёзы невольно появляются в подслеповатых глазах , которым уже ни одни очки не помогают . Замечу: старость - вещь препаскуднейшая !И я уже давно вступил во ВРЕМЯ ПОТЕРЬ .
   Но , и это НО всегда останется с нами , пока живы : мы с вами счастливые люди , мы помним всё !
   Михаил Лезинский 08.08.2007 13:30 •
   
   Простите, что нехотя расстроил Вас. Со всем с Вами согласен, иселючая такое категоричное утверждение о старости.
   Конечно это не "компот", но поневоле, когда сейчас варимся среди всяческих трудностей, окружающих нас, среди болезней и операций, но мы боремся. И ещё чем-то интересуемся: и пишем, и вспоминаем, и общаемся, и спорим, и это НО, о котором Вы сказали... Разве этого мало?!
   Успехов Вам и здоровья!
   Ян Кауфман 08.08.2007 13:57
    ***
   Рецензия на «Возвращение...» (Ян Кауфман)
   
   Здравствуйте, Ян Александрович!
   Ваш рассказ об Абраме Бараше я нашла случайно на сайте, посвященном еврейской истории, и там написала Вам. Буду очень Ваи признательна, если посмотрите. Адрес Вы, наверное, знаете.
   Спасибо Вам большое за память о выпускниках 2-й артспецшколы и за эту фотографию! Здоровья Вам и вдохновения!
   Жду Вас в гости на Стихи.ру!
   С уважением, Мария.
   Мария Кондрашова 18.05.2010 01:23
   
   Машенька, спасибо! Зашёл на сайт, прочитал Ваш замечательный отзыв. Какое удивительное совпадение, что Вы, ещё обучаясь в 29 школе, возглавляли этот музей.
   В прошлом году 9 мая (хотя школа была закрыта) мы с женой сумели пройти на второй этаж (охранник, сделав исключение, нас пропустил) и мы спокойно всё осмотрели - и стенды, и письма, и фотографии и даже пушку... Жаль только, что музей закрыт для посещений посторонних.
   Рассказ "Возвращение&qu­ot;­ я оставил охраннику, чтобы передал директриссе, указав свой телефон. Ни какой реакции.
   Кстати, будучи в Штатах подружился с Давидом Ставицким (прибл. 20-23 г. рожд.), который был выпускником арт. школы.
   Всего Вам доброго и ещё рас примите мою благодарность...
   Ян Кауфман 18.05.2010 09:46
   
   Да, к сожалению, сейчас так. Когда был жив Ефим Ильич, он всегда 9-го мая после встречи с однополчанами приходил в школу и встречал своих учеников, и артиллеристов, и нас. Народу всегда было много - и 8-го и 9-го. Да вообще, человек был уникальный, и школа была у нас замечательная. Жаль, что у моих детей такого Учителя нет. Я правильно поняла, что Ваша супруга - сестра Абрама? Наверное, в прежние годы она бывала на наших вечерах, посвященных Дню артиллерии (19 ноября) и годовщинам создания музея.
   Передайте ей, пожалуйста, поклон от меня. Мы помним мальчиков. Каждый год с моими школьными подругами ходим в День Победы или накануне с цветами к нашей стеле.
   С уважением и благодарностью, Маша.
   Мария Кондрашова 18.05.2010 12:45
   
   Да, фамилию Ставицкий я помню. Правда, лично его не знаю.
   А музей я, конечно, не возглавляла. :) Директором его всегда был Ефим Ильич. А совет музея состоял из нас, школьников старших классов. Это была наша команда, которую он создал, очень хорошая.
   Мария Кондрашова 18.05.2010 12:50
   
   Маша! Когда-то, в День Победы, 9 мая, родные погибшего, Абрама Бараша, приходили к музею, собиралось много народу, приносили письма, фотографии, цветы. С каждым годом эти торжественные поминания почему-то куда-то пропали. Плохо, что это держалось только на одном человеке - участнике войны и военпреде. Постепенно все Бараши ушли в иной мир, из нане живущих, только моя жена - родная сестра Абрама.
   Мы с женой длительное время жили в Штатах, и по приезде в первые 9 мая пошли в музей.
   А рассказ был написан ещё там, в Нью-Йорке. Он уже публиковался в Америке и Израиле, а вот нынешних хозяев музея как-то не заинтересовал.
   Вот такие пироги.
   Всего Вам светлого!
   Ян Александрович Кауфман
   Ян Кауфман 18.05.2010 13:26
   
   Да, Ян Александрович, увы, все изменилось. И не всегда к лучшему! :)
   Мария Кондрашова 18.05.2010 13:49 Заявить о нарушении правил / Удалить

Бери пример с наших!
Игорь Крапивин.
Год быка
Поёт Андрей Разин,
основатель группы "Ласковый май"
Наши новые авторы
Виктор Миронов Глухой
Спроси меня…
Информационное сообщение
Анкета Делегата
Информация и новости
Повестка дня: форумы
Удостоверение Делегата
 
Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
 
Кабинет критика
Яна Кауфмана
Кабинет критика Евгения Мирмовича
Кабинет критика
Ольги Уваркиной
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Организация конкурсов и рейтинги
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Региональные отделения МСП "Новый Современник"
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"