Конкурс МСП "Новый Современник"
Положение о конкурсе
Раздел для размещения текстов
Призовой отдел








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Творчество наших авторов на YouTube
Виталий Царёв. Хочу летать
Кабачок "12 Стульев"
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Евгений Ткаченко
Объем: 17539 [ символов ]
МАТ
МАТ
 
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то,
что выходит из уст, оскверняет человека…. а исходящее из уст
- из сердца исходит; сие оскверняет человека»
 
(Мф.15:11,18)
 
Солнышко, погода ясная, настроение отличное. Иду с автобусной
остановки к своему дому. Впереди по тротуару медленно движется
молодая семья. Она катит коляску с ребенком, слегка повернута к
мужу, слушает его, что-то говорящего. Взгляд пробежался по спинам,
отметил, что оба хорошо одеты, и невольно на мгновение задержался
на ней - уж больно стройна и изящна. Иду на обгон с его стороны. Он
довольно громко что-то рассказывает. Не слышу ни одного
предложения, а только мат, примитивный, грубый, напористый. Душа
сжалась в беспомощности, как перед стихийным явлением, которое
остановить невозможно, есть шанс только перетерпеть, переждать. Я
ускорил шаг, чтобы быстрее остались позади эти страшные звуки,
слова, так больно царапающие душу и бьющие по ушам. Подхожу к
своему дому. Уже пара эта давно позади, и его, конечно, я не слышу,
но горечь в душе не проходит, настроение куда-то улетучилось и не
вижу уже ни солнышка, ни чудной погоды, все мгновенно как-то
поблекло. Про себя недоумеваю:
- «Да что же с тобой случилось, дорогой? Мата в жизни не слышал,
что ли?»
Домой не пошел. Решил погулять, а заодно и попытаться понять,
что же произошло. Почему так вдруг болезненно отреагировал на
собственно рядовую, по сегодняшним понятиям, ситуацию. Должно
быть, была последняя капля, которая что-то в душе переполнила,
вдруг пришло ясное понимание, что это не просто очередной рядовой
случай, а система, говорящая, кричащая о том, что мы, общество наше
русских людей перешли в новое качество, опустились еще ниже и
культурно и нравственно. Ведь язык – это душа народа и основа его
культуры.
Почему? Как так получилось, что мат почти одномоментно
захватил то, что всегда на Руси оберегалось от этой грязи: литературу,
семью, детей, женщин?
Подумалось, почему бы ни рассмотреть внимательно свою,
например, жизнь или опыт с позиции взаимоотношения с матом. Если
это сделать беспристрастно, то, наверное, можно найти и момент
облома, и причину его.
Начну с детства. В семье за всю жизнь мата не слышал. Линия
матери – бабушка, шесть дочерей и сын, все тоже с семьями. Мата не
слышал и у них. Безусловно, здесь имело место влияние, и авторитет
матери, моей бабушки – истовой христианки, староверки. Дочери
верующими не стали, но всю жизнь следовали многим бытовым
старообрядческим установкам, усвоенным в детстве. Ну и, конечно,
жесткий запрет на употребление этой лексики женщинами,
действующий по полной программе в стране в послевоенное время. Это
как раз здоровое влияние общества, не растерявшего еще в то время
до конца русской культуры и традиций.
Линия отца – здесь отношение к этому явлению было еще строже,
несмотря на спокойное отношение к религии, вере. Строгое настолько,
что я, наблюдая отца почти шестьдесят лет в различных ситуациях, не
слышал от него ни одного грязного слова. А ведь он прожил жизнь
максимально экстремальную, как сегодня принято говорить. Там, в той
жизни, и война, и плен, и концлагеря, и пару десятилетий унижения за
плен и за беспартийность. А тридцать четыре года на производстве,
где вопросы без мата не решались, но не для него. Отец все решал без
него. Где же он получил такую прививку? Должно быть, в своей семье -
от отца, моего деда Ивана. Общеизвестно, что «культура мата»
выращивается в семьях. Как-то раз в молодости в присутствии отца
позволил себе всего лишь полунецензурное выражение, и отец меня
тут же осадил.
Анализируя все это, невольно удивляешься силе русских
культурных традиций. Больше тридцати лет в стране власть пытается
эту культуру подорвать, уничтожить. Она же продолжает
существовать, несмотря на то, что практически уничтожена основа ее
– православная Церковь, а власть навязывает стране рабочих, как
самых передовых людей современности. Навязывает, как сегодня всем
очевидно, совсем не случайно. Рабочие, в массе своей такие же
беспочвенники как и сама власть. Не имели они ни историко-культурной
привязанности к родной земле и никакого духовно нравственного
соединения с русским народом. Совсем не случайна эта помешанность
их на интернационализме. Пропагандируемый всеми средствами
массовой информации рабочий класс как самый передовой, как раз и
нес народу русскому бескультурье, а в язык его внедрял мат.
В этой связи невозможно не отметить довольно странное и
неожиданное явление, которое определенно наблюдалось, особенно в
Ленинграде. Это тяга народа к культуре. Известно, что после войны к
Ленинграду было особенное отношение жителей всей страны и не
только оттого, что выстоял в блокаде, а потому, что, по мнению народа
там жили самые культурные люди. И это, правда, и это было чудо. Чудо
потому, что после войны город населяли в основном некоренные
жители. После блокады истинных петербуржцев, носителей русской
культуры, в городе осталось очень мало. Чудо то, как смогли эти
единицы в кратчайшие сроки невольно для себя и вопреки всему
культурно оплодотворить основную массу приезжего населения. Не
сомневаюсь, что на людей действовало мощное культурное поле
великого города. То, что оно существует, в этом нет сомнения и лучшее
доказательство тому удивительная книга Анциферова «Душа
Петербурга». Изначально новые жители не вписывались в него, в это
поле им было неуютно. Полная гармония с городом была только у
выживших петербуржцев, и это чувствовали все. Должно быть, от них
исходили какие-то культурные волны, флюиды, которые жадно
впитывало приезжее население, и благодаря этому на удивление
быстро вписывалось в город, принимая эту культуру и невольно
оказываясь носителями ее. К счастью, в детстве мне довелось
встречаться с коренными петербуржцами, и я, даже будучи ребенком,
видел их отличие от всех окружающих меня людей. Они были другими
во всем; и в поведении, и манерах, и речи. Надо сказать, отличие это
было и обворожительно, и притягательно. Интересно, что даже те, кто
не имел способностей к культурному росту, менялись все равно.
Перенимали у петербуржцев внешнее: что-то из языка, манеры, нормы
поведения.
Двор – мат, безусловно, место имел, но всегда воспринимался либо
как что-то очень грязное или глупое. Мат постоянно исходил от столика
посреди двора, где почти целый день проводили доминошники-
козлятники. Это - среда низа, отстоя общества, и не дай Бог туда
попасть. Объяснения не требовались, понимали это даже самые
маленькие дети. Мат, исходящий из этой среды, играл определенно
положительную роль. Он наглядно показывал, что является атрибутом
падших и никчемных. Пьяные, бузившие и матерившиеся, порой уж
очень грязно, были рядовым явлением дворов в то время. Но и они
играли тоже роль положительную, демонстрируя неприглядность свою,
позоря близких и показывая всем как худо и некрасиво их безобразие.
Школа – мат исходил от самых грубых и неудачливых, от тех, кто
происходил из проблемных семей. Мат не имел в школе почвы для
подражания, он был не авторитетен. Самое удивительное, что в то
время автоматически работало табу, которое выполнялось даже
безобразниками – нельзя сквернословить в присутствии девочек.
Впервые я встретился с людьми неспособными разговаривать без
употребления слов матерных, только на производстве в среде рабочих.
Произошло это довольно рано, когда исполнилось мне всего пятнадцать
лет. Попал я на хрущевскую реформу школы, и последние три года
учебы в школе два дня работал на производстве слесарем и четыре дня
учился. Правда, надо заметить, что там, как и везде, существовала
иерархия, и рабочая элита мат употребляла редко, обычно на
эмоциональной волне во время ссор или разносов. Мат постоянно
присутствовал в речи, как правило, у самых низко квалифицированных
рабочих.
То, что я наблюдал в детстве, привести к удручающему падению в
культуре и нравственности нашего народа не могло. Да, сверху процесс
шел, и шел на понижение, но снизу люди это не принимали.. Кстати,
стихийное никем неорганизованное сопротивление - лучшее
доказательство того, что народ насильственно отлучали от здоровых,
соответствующих Божественным законам жизни, традиций.
Процесс этот был довольно странный и неравномерный.
Сопротивление народа заставляло временно отступать. Совершенно
отчетливо в период коммунистической власти в стране наблюдалось
целых три культурных «ренессанса». Два произошли на историческом
фоне безвыходности, когда злые силы заходили в тупик. Ради
собственного спасения власть оба раза временно поступилась
принципами.
Время двадцатых-тридцатых годов – страна после революции и
гражданской войны в полном хаосе, хозяйство в упадке.
Народонаселение еще есть, а вот специалистов нигде нет. Власть
поступила в данной ситуации достаточно умно – за привилегии и
хорошие деньги привлекла к работе старых специалистов. Зарплата им
была установлена выше, чем партийным руководителям. Известный
фильм «Верные друзья», где Меркурьев играет роль академика
архитектуры Нистратова, как раз об этом. Вся страна увидела, что
культура и образование стоят дорого. Так же как в случае с
послевоенным Ленинградом, сразу появилась и эффективно заработала
естественная система окультуривания народа. С этим интересным
явлением мне пришлось встретиться в жизни.
После окончания института я был направлен работать на завод, в
конструкторское бюро. За соседним кульманом оказалась
интеллигентная женщина очень зрелого возраста, почти пожилая,
звали ее Нина Ивановна. Пять лет мы проработали рядом и
подружились. Она достаточно много рассказывала о своей жизни. В
Ленинград Нина Ивановна приехала в 1928 году вместе со своей мамой
из деревни. Образования у мамы не было, она с трудом читала. Судьба
оказалась к ним благосклонна, и мама по рекомендации была взята
домработницей в семью академика Графтио. Графтио - автор проектов
Волховской и Свирской гидроэлектростанций. Одиннадцать лет Нина
Ивановна прожила в квартире академика. У Нины с мамой была там своя
отдельная комната, и академик не делал различия между ней и своими
детьми. Она участвовала во всех семейных праздниках, и наравне с
детьми самого Графтио получала подарки и на свой день рождения, и
на Новый год.
Надо было видеть, как она рассказывала об этих годах своей
жизни. Без сомнения, это были самые счастливые ее годы. А инженеры
в ее детском восприятии были лучшими людьми в мире. Живя в семье
Графтио, маленькая Нина увидела высокие нравственные качества
людей образованных и культурных и, конечно, это подвигло ее на
хорошую учебу в школе и получение высшего инженерного
образования.
Общегосударственный результат первого «ренессанса»
превзошел все ожидания. Народ, как и маленькая Нина, потянулся к
культуре, к образованию, и страна всего за двадцать лет вышла по
экономической мощи на второе место в мире.
Следующий аналогичный «ренессанс» произошел в годы
послевоенные, и опять власти хватило ума сделать ставку на культуру и
интеллект собственного народа. Результат снова превзошел все
ожидания. Мы - первые в спорте и в космосе, а наш балет – лучший в
мире. Капиталистические страны испугались не на шутку и вынуждены
были дать ход своим социальным программам.
Третий «ренессанс» был коротким, в основном культурным, совпал
со вторым и связан с приходом к власти Хрущева - известное движение
«шестидесятников».
К сожалению, а может, и к счастью, наша коммунистическая
однопартийная власть деградировала на глазах и, возомнив, что все
успехи страны принадлежат ей, провозгласила лозунг – «руль в руки
партии». На «ренессанс» четвертый ума ей уже не хватило, оторвалась
от жизни, заелась, опустилась на глазах нравственно. Результат
известен - десять лет и полный развал государства и его хозяйства. Если
бы только развал хозяйственный, а ведь до сих пор идет падение
культуры в стране, начало которой определенно положили Ленин со
Сталиным, продолжил Хрущев, политикой унижения православия и
неумеренного возвеличивания рабочего класса, развил Брежнев, а
мощное ускорение придал Горбачев своей перестройкой. Именно
Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза
подарил нашему народу двух самых беспочвенных, чуждых России
правителей, нанесших самый страшный, может и смертельный, удар
нашему языку и культуре. С правления Горбачева меня не покидает
ощущение, что нас кто-то завоевал и использует как рабов. Именно в
его время началось беспримерное унижение нашей истории и культуры.
Искажение русского языка – есть позорное отпадение нас от Бога.
Пример тому дал политический лидер девяностых годов Горбачев с
его бесчувствием к русской культуре и языку: облЕгчить, нАчать,
прИнять, углУбить… Многие смеялся над этим, но, думаю, здесь было не
до смеха. Именно он начал активно менять наши прекрасные слова на
иностранные, чуждые нам. Встреча стала – саммитом, согласие –
консенсусом. Придворные и средства массовой информации этот
процесс развили до полного безобразия. Вот стихотворение Н.П.
Колесникова:
 
У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных «умных» слов,
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, плеер, бартер,
Бонус, саммит, комби,
Кастинг, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, фитнесс,
Дайвинг, драйвер, клиринг,
Селинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму.
Что к чему и почему…
 
Дальнейшее резкое падение культуры и языка произошло в 1991
году с переходом страны к «строительству» капитализма. На
поверхность жизни выплыли капитал, криминал и финансово
поддержанные ими средства массовой информации. Язык тут же стал
бандитским, наполовину матерным, а наполовину воровской «феней».
По радио и с телеэкрана нас начали учить новым словам: «мочить»,
«хавать», «крыша», «разборка», «достал», «бабки», «стрелка» и так
далее.
А что же мат? Да он как раз широко внедрился в наш язык
параллельно с засорением и унижением его словами иностранными и
бандитской «феней». На фоне этого засорения мат не казался уже чем-
то страшным, и даже использующие его могли ощущать себя
патриотами. Так низко культура в России не падала никогда. И можно
заметить даже какое-то соревнование на степень искажения родного
языка. Забавно и грустно слушать разговоры наших школьников, где
мысли передаются уже при помощи всего трех слов: «короче», «блин» и
«прикол».
Мат не только проявление нашего бескультурья, но и физическое
действие, уничтожающее нас россиян. Академик П. Гаряев своими
работами продемонстрировал, что во время отборной брани рвутся
хромосомы. От нее гибнут и не произрастают семена. В ходе
экспериментов он доказал, что воздействие брани равносильно
радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген. Оказывается, что
грубые матерные слова не только расшатывают здоровье и вызывают
болезни, но и в состоянии убить человека. Видимо это одна из причин
высокой смертности в стране.
Сегодня мы отравлены сквернословием, не понимая того, что оно
хуже наркотиков разрушает и тело и душу, и не только того, кто
сквернословит, но и всех окружающих, и особенно детей.
Так неужели тупик, и наша культурная деградация и связанная с
ней экономическая, продолжаться? К сожалению, такое может
случиться.. Возможен и оптимистичный вариант. Хочется быть
оптимистом. Ведь наблюдали мы, кратковременные правда, культурные
взлеты и в советское время. Эти явления имели место только в тех
случаях, когда власть хотя бы на время делала ставку на специалистов,
профессионалов, и они занимали то место в обществе, которое и
должны занимать. То есть возврат к естественной жизни, без
искусственных политических искажений, провоцировал взлет
экономики, а с ним и культуры.
Сегодня имеет место опять искусственное, хотя и не политическое,
но совсем не меньшее искажение жизни. Опять культура и
профессионализм унижаются и нещадно эксплуатируются. Кстати, в
советское время внешняя ситуация была благоприятнее для
оздоровления общества. Все жили в одной стране, и вынуждены были
быть патриотами, деться было некуда. Зайдя в тупик, искали только
внутренние резервы. Сейчас значительно сложнее, мы открыты. Силы,
эксплуатирующие Россию, имеют поддержку наших
недоброжелателей на Западе и поэтому делают это цинично и жестко,
рассматривая страну и народ только как средство наживы. Вряд ли
можно надеяться на их прозрение.
Оптимистический вариант я вижу только в нашем понимании
ситуации и в том, что мы уже не одиноки, и появилась реальная сила,
которая может помочь прозреть и повести нас за собой. Вопреки всему
случилось чудо, и на наших глазах растет мощная плотина, которая в
состоянии остановить негативные процессы в обществе - это
Православная Церковь. Она набирает силу, крепнет день ото дня, и,
возможно, вот-вот настанет момент, когда также быстро начнет
возрождаться и наша национальная культура и наш прекрасный
русский язык.
Copyright: Евгений Ткаченко, 2011
Свидетельство о публикации №247321
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18.04.2011 13:03

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
ОСЕННИЙ МАРАФОН
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Форум редколлегии
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов