Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Любовно-сентиментальная прозаАвтор: Александр Балбекин
Объем: 30797 [ символов ]
ЗА ТЫСЯЧИ ВЕРСТ ОТ ПАРИЖА , часть 1-ая
Монмартр! О, Париж! Ты повсюду: в моих снах, мечтаниях, в бредовых раздумьях, в вожделенных страстях, в томительной тоске по жизни неизведанной, Эйфелевой башни, набережной Сены, где косяками бродят неслыханной доверчивости обольстительные женщины, интеллектуалы с интеллектуалками, сбежавшиеся со всего света в Мекку современного вертепа. Где вымысел и быт в абсурдном единении превращается в сказку, знаменитости – в идолов, жаждущие – в идолопоклонников. Где Свет и Тень, трансформируемые гениальным взором художника, в мгновение превращают пространство, преображая лед в пламень, уродство – в красоту, нищету – в богатство, пороки – в достоинства, извращения – в добродетель, искренность – в разврат. Где достижения мировой цивилизации естественно, гармонично вливается, словно донорская кровь, в венозные сосуды города, ставшего символом Приюта для униженных, оскорбленных, не признанных, обойденных и прочих Странников, мечущихся, рвущихся к Свободе, стремящихся к Истине…
 
Но мне никогда не дойти до тебя на яву. Нет, не суждено. Я не услышу биение Твоего щедрого сердца, не пересплю с обольстительной проституткой, не напишу романа о Тебе, не помолюсь в Твоих знаменитых соборах, не опущусь на колени у могил моих дорогих земляков Ивана Бунина, Николая Бердяева…
 
Господи, да разве всех упомянешь в коротком повествовании! Всех русских талантов, нашедших приют под Твоими гигантскими гостеприимными крыльями!
 
Да воздаст Тебе Бог за деяния!
Да простит Тебе Всевышний за прегрешения!
 
Я знаю, Тебя не покорить колено преклонениями и даже искренними признаниями в любви. Поверь, я не из тех самодуров, что отваживаются завоевывать, как говорят на Руси, "прошедшего огни, воды, медные трубы" – чистосердечными покаяниями, слезными умалениями, не исполненными обещаниями. Нет, я достаточно трезв, я не спятил и отдаю своим словам отчет.
 
Так-то, мой друг, Ты уж прости, таков у меня характер – зачислять в друзей только тех, кто мне дорог, кому доверился однажды, даже заочно, и кто способен слушать мою исповедь, а коль дочитал, не выбросил в мусорку сие сочинение, стало быть, заинтересовался. Если нет – без обид расстанемся прямо сейчас…
 
Пока ты в раздумьях, потороплюсь взять быка за рога в надежде «заговорить зубы» - так тоже выражаются на Руси, когда либо хотят закрыть рот болтунам-пустословам, либо, когда дурачат головы лозунгами, воззваниями и прочей ерундой.
 
Вообще-то, в Еримеевке, где я родился, - за тысячи верст от Парижа, - жил один старик, дед Иван, еще его звали Нечистой Силой, и все без исключения сельчане боялись, как огня, хмурого старца, но зубы лечить бежали к нему безоглядно. Лечил он их заговорами. Так-то, мой дружище. Знаю, в самом сердце Твоем, на Елисейских полях и спириты, и анашисты, и гомосексуалисты, и остальная дребедень, выдававшая себя за пророков, сколачивала капиталы на людском доверии, а зачастую на их несчастьях.
 
Дед Иван – фигура особенная. Денег он за лечения не брал. Людей к себе не зазывал. Жил на отшибе села в саманной избе, крытой соломой, с палисадником, сплетенным из "лозинок" – так у нас называют ветви лозы.
 
В ту роковую весну кустарник торчал обглоданными метелками по левобережью Безымянки. На правом, перед крутым спуском, ютился дед Иван в скромной саманной избушке. Самое удивительное, дед и не знал, что существует такой обольстительный город Париж. Потому ни в видениях, ни в снах он не являлся ему. Виделись деду все больше прозаические сны из раскулаченного прошлого, голодного настоящего, а в грядущее будущее его не мог заставить поверить даже Сам, тот, которого теперь называют параноиком, и по которому в ту знаменательную весну градом лили слезы трудящиеся массы. Дед не принадлежал ни к массам, ни к трудящимся. Он существовал сам по себе: вне времени, вне пространства, вне политики. Но, когда я объявился на пороге, саманной избы, дед первым делом, вместо «здрасте», поприветствовал внука сообщением:
 
- Сгинул с лица земли Сатана.
Я его понял тогда без последующего уточнения.
- Бог даст, маленько вздохнет земля русская от Иродов… однако не надолго, ты это знай…
 
Такой вот у меня был дед. Жил у него до четырнадцати годков, пока не осознал, что надо дергать из глухомани голодный в сытый город, где запросто за полтинник можно было на каждом шагу заправиться пирожком с ливером или повидлом, за трояк – бубликами обвеситься, батонами сытными разговеться, за оставшийся бывало рубль – супчику горячего похлебать в рабочей «чайной». Черный хлеб с горчицей, перцем и солью проглатывались на дармовщину, по-нынешнему – на халяву. В ту пору хлеб с горчицей, солью и перцем входили в меню и потому, если заплатил в кассу копейку за чай пустой ( в смысле, кипяток без сахара), набивай брюхо без зазрения совести дармовщиной черствой.
 
Марья Ивановна – хромоножка, что цербером начальством была поставлена охранять государственное добро от наглецов голодранцев, и та плохого слова не говорила обжоре за «шведским столом с яствами из черствого хлеба, включая соль, перец и горчицу». Правда, зыркала из посудомойки злобливо, когда засекала наглеца, запихивающего в карманы остатки со стола, но догнать-то хромоножка – не догнала бы шустрого сорванца.
 
Худо ли, бедно ли – выжил. Однако человеком не стал – по дедовским понятиям: они у него крутыми были: ни пить, ни курить, на баб попусту не заглядывать, чужого не трогать, но и своего не расточать, с начальством в споры не вступать, и, вообще, власть новую оберегаться – никаких пионерий, комсомолий, коммуний. В церковь тайком захаживать, по отцу с матерью заупокойные свечки ставить, про деда не забывать, заздравную почитывать, пока ноги волочат, а уж потом непременно включать в родительские списки. Все должно быть по уму, по-христиански, Бог воздаст. Тем паче, по его предсказаниям, внуку на роду написано в благоденствии добывать хлеб насущный. Ответственность Всевышнем отпущена великая, потому глаз да глаз со стороны необходим. В нашем случае – сам себе сторож. Что ж, неплохо.
 
Мне это нравилось. Заманчиво смотреть на себя со стороны в восемнадцать годков, когда ты вместо желаемого счетовода (бухгалтера), выдрессировался на баламута фигляра (артиста). Но дед Иван, Царствие ему Небесное, так и остался в неведении. Так толком и не разобрался, каким ремеслом овладел залетный гость Егорий, продолжатель рода Семеновых, явившийся в тот мартовский роковой день в Еримеевку.
 
- Ноне ночью скончаюсь, - греясь на солнышке на завалинке, доверительно сообщил он мне, - слухай с вниманием и перенимай. Один ты у нас в роду остался…
- Дед, забрать тебя решил в город. Комнатенку мне выделили отдельную, обживаться на новом месте начнем прямо с завтрашнего дня.
- Господь призвал к себе ноне поутру. Явился в звездном одеянии на крылечко, благословил и позвал… Ты не лыбься, не гневи Бога неверием… Он и про тебя сообщил, жди, мол, явится Егорий, внук твой бессердечный… Али, впрямь, душу Дьяволу продал? Какими-такими делами безлюдными занялся? Кайся! Не то, Крест Святой, из-под земли греховодника достану, костылем дурь из башки повыбиваю…
 
Сдрейфил тогда, чуть было не покаялся. Не знаю, что в тот момент удержало не сообщать пикантные подробности из городской жизни, где было место и прелюбодеянием, и не послушанию, и прочим, по-дедовскому разумению, грехам, и что в моей артистической жизни принималось за удовольствие и наслаждение. Шел мне тогда двадцать первый год.
 
- Дед, почему тебя Нечистой Силой кличут, а Господь, несмотря на то, является ? – попытался сманеврировать, надеясь отвлечь старика от щекотливой темы.
- Власть новая нарекла, люд со страху подхватил… но я на них не в обиде, все одно с болячками прутся к деду Ивану, как угорелые мчатся. Разговор, однако, не про них. Господь просил передать тебе Знамение. «Выдержит ли?» - поинтересовался я… Долго созерцал, потом изрек: «Образумится, будь покоен», - вот такая вот беседа с Господом состоялась. Стало быть, грешки имеются. Чую, Всевышний не пожелал терзать старца перед уходом. Раз умей, сколько их, мытарств, на моем веку отпущено бывало? Разве сочтешь?!
 
Пригорюнился дед Иван. И я вместе с ним. И больно, и обидно, и противно, и мерзко как-то стало на душе…
 
Сам посуди, имел ли я право в тот миг рассказывать старцу истинную правду? Нет, язык не поворачивался докладывать о своих художествах. О том, что арифметическая грамота в печенке лямблями въелась, а в желчном пузыре камнями застряла. Клокочущее сердце звало на подвиги, романтическая душа стремилась к полету. Благо, служебный вход в городской театр оказался напротив парадного в общежитие кооперативного техникума. Далеко ходить не надо было – перешел через дорогу, представился вахтеру дяде Пете горбуну. Он к известной артистке, заведующей студией, отправил.
 
Звали ее Адой Аристарховной. Женщина премиленькая, с виду лет на тридцать выглядела, деревенского бугая с отличными внешними данными сходу на второй курс приняла. Пригрела сироту в своем особняке на Набережной улице, полюбила счастливчика далеко не материнской любовью, преобразив увольняя к двадцати одному году в настоящего денди с аристократическими манерами, от которых девицы падали наповал и млели на глазах.
 
Зачем такая правда деду Ивану?
 
Не забывай, он жил за тысячи верст от тебя: слыхом не слыхивал о богемных притонах, об изысканных аристократах, о великом Ван Гоге, о знаменитом Бальзаке, о Жорж Санд, дочери Парижа, в которую до одурения была влюблена моя попечительница, слепо подражавшая кумиру даже в мелочах…
 
Поведай я в тот момент деду Ивану о салоне мадам Ады, где по средам собиралась городская знать; признайся, чем занимались в уютных апартаментах молоденькие девицы, вчерашние выпускницы десятилеток с ожиревшими, обрюзгшими боссами; открой ему сущую правду – он на глазах у меня тронется. Точно, крыша поедет от ужаса и страха. Он-то даже во снах не видел Парижа. Откуда? Читать не мог, глаза слепли, радио у него не было, в кино он не ходил, «Правды» в глаза не видел, толстых журналов и подавно.
 
Или покайся в тот час я ему в грехах? Каких? Ведь каждый мой шаг будет, по его разумению, не падением в пропасть, а прыжком – в пасть к Дьяволу.
 
Сам посуди, стою в тамбуре поезда, что мчал меня в ту роковую весну к деду. Подвязывается смазливенькая блондинка:
 
- Папироски, ма? – мурлычет.
- Нема.
- Стиляга.
- С чего взяла?
- С упаковки стильной.
- А-а.
- Куда навострился?
- Кто куда, а мы к деду Ивану.
- Совпадение. Я к бабке Аграфене, короче, Фени. Загнулась кочерга, барахлишко соседи просили забрать. Мать наотрез отказалась к набожной являться, при жизни матюгами прокляла старуху. По-честному, забирать нечего: иконки там, лампадки всякие, нолики, крестики. Живые помощи, молитвенники, значит, и другая дребедень. Я натура романтическая, ужас, как крестики с ноликами обожаю.
- Да-а?
- И стиляг сносных в упаковках.
- Зовут-то как ?
- Элизабет.
- По-нашенски – Лизка.
- Сам ты – склизка. Артистка такая в загранке имеется – Элизабет Тейлор. Не слыхал про такую?
- Доводилось.
- Все в один голос уверяют – мы две капли… Только заграничная нынче уже на насесте сидит, отпрыгалась, короче, крылышки по обмякли, мужчинам неинтересной стала…
- Не верь слухам.
- Не придуривайся, я тебя сходу узнала: ты в Ромео играл. Костюмчик у тебя там тоже срамной. Такой фраер – куда нам! И на шпагах классно воевал… Слушай, артисты на сцене по правде целуются?
- Нет, понарошку.
- Чего такой занозистый? Джульетта изменила? Между прочим, я в конце постановки всплакнула. Плюс Вашим талантам.
- Спасибо за комплимент.
- Ты тоже из наших… из лаптежных?
- Тоже.
- Как в цирк попал… ой, извини-подвинься, в театры?
- Волей случая.
- Ну да, потому что амбал приятный, поглядеть есть на что… У меня вон подруга Женька Матюшкина, она себя Жоржеткой величает, мордоворотка, каких свет не видел, а туда же, в артистки метит. Я ей говорю: Жоржетк, ты хоть раз в день в зеркало смотришь на свое отражение? Она психанула, вторую неделю глаз не кажет.
- Тебе когда выпрыгивать?
- Утром, а что, приелась?
- Напротив. В каком купе?
- Во втором. Но там народищу полно, одни мамзельки в горошковых платочках.
- Мой маэстро на следующей вытряхивается.
- Поняла.
 
И что? Я должен деду поведать, что было дальше? Я ведь, не за барахлишком, как Лизка, ехал… Действительно, собрался забрать в однокомнатную квартиру со всеми надлежащими удобствами. И дед Иван для меня не крестик с ноликом, а Дед, со всеми вытекающими понятиями о совести, чести, святости. В конце концов, он взрастил меня, с трехмесячного возраста возюкался и до ума довел. А я ему – бац – про салон мадам Ады сказки буду рассказывать, про то, как она меня к каждой юбке ревнует, сцены мне по хлещи шекспировских закатывает, в кастрата грозится превратить, если на новой квартире бордель устрою. Ну, да ей можно – она из голубых кровей. Ее предки при царском дворе служили, а я плебей, и она из меня, как Пигмалион из глины, вылепила Прекрасную Голотею.
 
Но не буду же, в самом деле, до скончания веку ублажать старуху сорокалетнюю! Хорош, надоела свистопляска!
 
Что учудила на последнем спектакле Арбузовской «Тани»: я играю Германа, Люся Селиверстова – Таню, мадам Ада - Шаманову. Мне выходить на сцену на встречу с Таней, которая, став врачом, спасает, по сюжету, сына Германа. Ада за кулисами, как на амбразуру, бросается на меня, преграждая путь, шипит:
 
- Не пущу развратника! Опять ее в засос поцелуешь?
- Ада Аристарховна, кругом люди, - старался, как можно благороднее, отстранить ее.
- Мне наплевать на бездарей! Пусть сплетничают!
- В зале главный.
- Пусть он голубизне мозги пудрит.
- Моя реплика.
- Пусть соплюха твоя покрутится, как ерш на сковородке – это ей полезно.
- Зритель-то при чем?
- Перебьются.
- Люся в истерике.
- Все, на что она способна, - мегерой заскочила в интерьер вместо меня, вымарав основную сцену, тем самым и смысл, и сюжет перечеркнула одним махом. Вдобавок, фурией налетела на ни в чем неповинную Селиверстову, на глазах у удивленной публики, вместо того чтобы отблагодарить Таню за спасение ребенка, залепила Селеверстовой пощечину, надрывно прошипев:
- Это тебе за шашни закулисные с Егором. За Германа получишь…
 
Бедная Селеверстова! Ни за что ни про что! Главное, ее героиня понятия не имеет, где ее бывший муж Герман, и что спасла она его ребенка. Но, как дисциплинированная артистка, вымуштрованная той же Адой по системе Станиславского, не выходя из образа, принялась выкручиваться в предлагаемых обстоятельствах:
 
- О чем вы, милая? Вы не больны случайно?
- Сопля! Дрянь!
- Я Вас не понимаю.
- Отлично соображаешь сплетница! Вот тебе справка из вен диспансера, вот! Никакой гонореи у меня нет и не было! Тебя проверим, будь покойна!
- Вы с ума сошли?!
- Из психиатрии принесу, будь уверена. Только после ноги твоей в театре не будет, мадонна картонная!
 
Несчастная публика из колхозного клуба! Впервые в жизни к ним приехал городской драматический театр и – бац! – жизнеописуемая сцена без прикрас.
 
Простодушные зеваки даже семечки лузгать перестали, не говоря уже о репликах с мест: зрители на протяжении всего действия неугомонно галдели, бесцеремонно урчали, комментируя события на сцене из зала.
 
Доверчивых созерцателей можно было понять: они собрались в клубе позабавиться, отдохнуть от житейских проблем, надеясь посмотреть на клоунов, а им вместо – драму подсунули, где надо в сюжет вникать, думать…
 
Однако, поразительно, когда на сцену выплеснулась закулисная склока, зал примолк. Может, оттого, что впервые вспыхнула настоящая жизнь, а все остальное было лицедейством? Скорее всего, так…
 
Но это с Тобой, прошедшим огни и воды и медные трубы, мы можем поразмыслить о возвышенном. Ты меня с полуслова поймешь, не осудишь. В Твоих борделях и не такое случалось.
 
Что касается закулисных интриг – по всему миру одна и та же дребедень, о которой до меня в подробностях представлено ярко. Но лучше англичанина Сомерсета Моэма, на мой взгляд, никому не удалось тончайшим образом отобразить сей благодатный для живописца натюрморт из протухших яиц с провонявшими поджаристыми куропатками.
 
Как Ты уже понял, дед Иван в картинных галереях не бывал, слов заковыристых не слыхал. Но я-то к тому времени кое-что повидал!
 
Дед, как Ты понимаешь, для меня был не пустым местом – мнением его до сей поры дорожу. Вот и представь: «хочется, колется и мама не велит» - так тоже пустословят на Руси, когда подмывает о чем-то поведать, а язык не поворачивается от страха.
 
Мне тогда хотелось, ах, как не терпелось сообщить о своих подвигах, особенно последнем, на выездном спектакле, когда взбеленившуюся Аду силком уволок со сцены. Зажав в углу колхозного клуба, по-мужски расставил точки над i.
 
- Ада, если не уймешься – конец, - сквозь зубы, но достаточно внятно прохрипел я.
- Я пылаю от гнева.
- Догорай молча. Селеверстову не трогай.
- Она обкрадывает твой интеллект. Она доярка с двумя извилинами. Я сотворила из нее Нимфу, из тебя…
- Сутенера. Ясно?!
 
Впервые властолюбивая Ада Аристарховна вздрогнув, обомлела, как изваяние, застыла в темных закоулках колхозного клуба. Тем временем я поспешил на сцену, в интерьер выручать Селеверстову, которая на последнем издыхании спасала спектакль, в истерике проговаривая финальные монологи.
 
- Таня, это ты?! – попытался вывести из бедственного положения партнершу авторским текстом.
- Я? – в зашоре спросила Люся.
 
До конца пьесы оставалось еще несколько картин. Половина финальных монологов Люся уже пробормотала в беспамятстве. Как-то надо выправлять было положение. Доиграть в состоянии аффекта Селеверстова при всем желании не смогла бы. Тут-то я и применяю тактический ход: хватаю в объятия Люсю, на ухо ей нашептываю:
 
- Я тебя люблю… Ты моя единственная… Завтра идем расписываться… Потом в церковь…
- Егор, я сойду с ума.
- Веришь мне?
- Да.
- Плюнь на интриги, работай по системе.
- С чего начнем?
- С моего выхода.
- Текст какой?
- Таня, ты?
- Нет, у меня другая реплика.
- Делай, что тебе говорю я.
- «Герман? Какая встреча!» - я отвечу.
- Шуруй.
- У Арбузова по-другому.
- Какая теперь разница, - после паузы, разойдясь, я начал: - Таня , ты?
- Герман?! Какая встреча!
 
За кулисами раздались аплодисменты. Зал ожил:
 
… смешок, хохоток и град реплик, которые я представлю специально для Тебя, мой друг, в спонтанном изложении:
 
«…молодец мужик… наш… по-русски воюет… сучка вихрастая было молодым малину не попортила… до Берлина протоптали, поглазели на людей… полячек да венгерок пробовал… немчурки так себе… мужики, язьви вас возьми, что вы все про иноземок вонючих тоскуете, осмотритесь – свово бабья навалом… крючком у их на своих… хватя, бабье, хватя, артистка косоротая на сценах заявилась… - это публика приветствовала финальный выход Шамановой. Секундная пауза с хоровым лузганьем, в которой Ада успевает произнести: «Прошу прощения, Таня».И по-новой забурлило, загудело: …хотя бы сисек нарастила, коза рогатая… и задница клином… татьянка чистая божья матерь с иконы писанная, гдей-то такую лебедушку отковыряли, прямо не идет, а пишет, земли под собой не чуя… мотрите, втюрился в таньку… чего мы кастрированные чевой-то… остерегайся, амбал по шеям навешает… мы чего однорукие чевой-то… видали мы бугаев похлеще нонешних… пара под стать… глухой чевой ли, он ей ясно нашептал про церкву… не балаболь – зря артистки в церкву не ходят, у их зарок… ну, бабье, без политике ни шагу… умолкли б на минутку – спектаклю послушать охота… ванюшк, что ты меня за лодыжки щекочешь… охота пуще неволи…его спектакля будоражит… за своим следи кабы на людях не опростоволосился опять…на что намекаешь?.. на недержание мочи…чья бы мычала… с обрезанным не суйся… натаха наплела… у самой глаз алмаз… какого хрена визжала, как кошка… одно другому не помеха…можить, хватит про срам… можить, чуток на людей из города полюбуемся… право-слово, срамье, стыдоба… гляньте на его, барбос, всех нашенских баб за лето перещупал, тут с говна порозовел, чево особо сказала… васьк, тебе не совестно при людях-то?.. отстань ты от его – у его привычка руки в карманах придерживать… братцы, братцы, кто, как поросенок, бздит, вонизма – не продохнуть… марусь, твоих проказ дело… сам вонючка американская… ну ты и кокетка взбалмошная… петька, какого рожна охальничаешь… подумаешь, пальцем поковырялся… на другое не способный… господи, безобразия прекратятся али мне самой юбку поднять на людях… с голодухи мартышкой довольствуешься… на морду не зырь – ниже пупа разглядывай… спасибочки, нагляделись на ширинки обосцанные… полинка, ты артистка чистой воды… не комплементничай попусту, конца спектаклю дождись… не лезь, куда не следует… недотрога, язьви тебя возьми… я тебе не фронтовая медсестра и не докторша, болячки лечить уговорами не собираюсь… фронтовичек не тронь, крыса тыловая, медали не за энто выдавались… по тебе заметно, косорыловка в изюме… падла недобитая, подстилка немецкая…напраслину плести… каждый второй твой герой… бабы, чево с дурру повзбесились, в волосья повциплялись, как очумелые визжите, людям не даете допоказать… господи, хотя бы кто догодался занавеску зашторить… где афанасьевич, пускай даст команду занавеску задвинуть… знамо дело, с любкой в стогу застрявший… кто любанько упамянул сквернословно… умолкни, пьянь, не смеши народ, глазища-то залил, а жонушка по стогам окалачивается… любаня ангел… васек, придержи слюнявого, того и гляди на крепжжоржет вырыгает… толян, отодвинь рыло на север, не порть людям настроение… пусти, петька, не удерживай… глянь, бабка настя заявилась, видать услыхала… надежд, чево руками размахалась, клавдюх, не стыдно – городских бы постеснялись… чево приперлась, тебя тут не видали, ошметку горбатую… на сестер полюбоваться, как-никак, матерью числюсь, срамницы безлюдные… надюх, чего произошло?.. неведомо, клавдюш… мам, ты чево?... на цирк пришла полюбопытничать, плетут на задах, будто львица из городу сдобренного мужика молодого проглотила… сплетня, баб насть, вон он между двух огней мытарится, не знает, к какому берегу причалить… ага, на одном конце чистая божья матерь, на другом – выдра зеленошерстная… срамники, люди вам культуру на дом завезли, а вы, как скоты, где попало оправляетесь… кто-нибудь занавеску задвинет… давно прикрыли, чево они не расходятся… две сестры на одного плюгавого… мужиков по пальцам пересчитать – все головушки сложили на фронтах… они на сцену прут… что им надо… ада аристарховна, вблизи хотят вас разглядеть… скажите им – это театр, а не зверинец… любопытничают… мужчины отвернитесь, женщины переоденутся… егор, грим забыли снять… я без грим играл… люся, а вы?.. я тоже… ада аристарховна… дома разгримируюсь… мужчины – налево, женщины – направо… глянь, срамота, артисты за полуторкой оправляются… чево они не люди… знамо – на блюдах форфоровых с золотыми коймами»…
 
С тем и расстанемся, оставим спонтанно выраженную мельтишню из далекого прошлого в эпизоде на выездном спектакле за тысячи верст от Парижа..
 
Театральная жизнь со всеми ее атрибутами вошла тогда в меня естественно, быстротечно, так, как талые воды ручьями вливаются в мелководную речушку, превращая ее на глазах чуть ли не в Матушку-Волгу, просторную, широкую, обольстительную. Но Волга – во все времена Великая река, а наша Безымянка через неделю-другую вновь обмельчает, заурчит тонюсеньким ручейком, от которого проку нет ни людям – рыбешки и той не половить, ни природе – корням неоткуда напиться. Такие вот дела, мой друг. И вспомнился в тот роковой весенний день на завалинке другой далекий эпизод, но уже из детства, от которого до сей поры волосы при воспоминании становятся дыбом.
 
Безымянка была уже ручейком, через который ничего не стоило перешагнуть. На той стороне, за жидкими, высохшими палящим солнцем лозинками, верст за пять по проторенной еремеевцами тропе на исхудавшем пшеничном поле, находился сахарный завод, который в царские времена принадлежал моим прадедам. В то знойное, засушливое лето дед Иван послал меня за патокой для поросят. Снабдил последней десяткой, цинковым ведром и напутственной речью:
 
- Помаленьку прошмыгнешь к дяде Федору, он там в сторожах ноне воюет, сунешь червонец, чтобы никто не видал, тихонько ведро к бочке прислонишь, вроде в колонке заводской воды собираешься набрать. Не забудь только поклон от меня передать, а уж Федор смекнет, по старой дружбе, авось, выручит…
 
Следуя дедовским советам, легко прошмыгнул сквозь щель проволочного забора. Труда не составило разыскать почтенного Федю, по-моему тогдашнему убеждению, человека строгого, недоступного и обязательно в военном кители – начальство в те далекие годы всегда у меня ассоциировалось с мундиром. Ну, а если дядя Федя патокой заведовал, значит, главное лицо на заводе.
 
Верзила военный без погон с протезом на левой руке встретил меня неприветливо:
- Ты, малый, как на территории оказался?
- Я к Вам от деда Ивана, вот… - и, как велел дед, подсунул ему в протез червонец и ведро сбоку, как дед учил, держал: мол, за водой якобы.
- Подними червонец.
Я поднял.
- Тебе, что надо?
Черт его знает, то ли писклявый голос верзилы, то ли прыщавая физиономия, пожелтевшая от злобы, взбеленила меня тогда:
- На! – сунул ему в карман кителя десятку. – Дед Иван кланяться велел… - хотя и погорячился, но вспомнил, что ведро надо держать сбоку: вроде за водой пришел.
- Дед Иван патоку просил?
- Нет, водицы напиться, - выпалил я с обидой.
- Суки, государство разворовывать! – захватив корявыми пальцами-клещами мое ухо, визгливо запищал верзила без погон: Тудыт твою етиж, покажу куськину мать! В рот па-ра-ход, на Колыму сукиных сынов! Родина-мать в разрухе! Выродки! Мать твою так! Отца в…
- Нет у меня отца, на фронте без вести пропал. Матери нету, умерла от чумной болезни, - корчась от боли, пытался вырваться из цепких клещей помутившегося от злобы военного верзилы без погон.
- Все, п…..ванцы, сиротами придуриваетесь! Три месяца командую – одна и таже п….нь: х….сы с разинутой пастью: «Дай!» Я вам, что – жеребец племенной?! Не стоит у меня, не стоит на ваши пасти раззявные! Самого из-за ваших пастей в хвост и в гриву… Кишку прямую вывернули наизнанку, овчарки! Я свою ж..у из-за вас подставлять педерастам на Колыме больше не намерен. С меня довольно.
- Выпустите, дядя Федя, - трепыхаясь между ног верзилы, лепетал я, изнывая от боли и страха.
- Какой Федя?! Отвечай, щенок вонючий, а то в доску… Ты у меня шилом в ж..е не вертись! Я тебе не целка обглоданная! Повидал на своем веку! За три месяца вызубрил назубок! Сначала козлами рогатыми с кастрированными яйцами прикидываетесь, а дай волю страстям – бегом к энкэвэдэшникам – в удовольствиях перепихиваться, готовые за пятак мать родную продать, спермой подавиться. Меня на мякине не проведешь. Всех заставлю вертеться на …! Все вы педерасты недорезанные у меня на ладони торчите мазолями…
 
Боже правый! Неужто ты меня услышал?! Чудовище выпустило из клещей ухо. Теперь ладонь его мерзкая торчала под моим носом… Ноги, что называется, в руки и вперед: без оглядки, без рассуждений… скорее-скорее к колючей проволоке… Туда, куда глаза глядят и ничего не видят впереди, но только подальше от смрада…
 
Приземлился тогда в толпе таких же оборванцев-босяков, как и я, сгруппировавшихся у входа в заводской клуб. Видно, Бог послал мне защиту, услышав слезные молитвы о помощи, подумал я тогда… Пробравшись в гущу, самую сердцевину возбужденной ватаги, сообразил тем самым обезопасить себя от разъяренного верзилы-преследователя… Выглядывая из-за бритых на лысо макушек, в непроходимом страхе ожидая появление из-за угла государственного охранника, в беспамятстве добрался до входной двери, где длинноносый очкарик, похожий на нашего директора школы, возвышался с протянутой рукой, в которую вздрюченная детвора совала полтинники, суетливо прошмыгивая в зал…
 
- Эй, заяц, куда? – поймав за шиворот, как щенка, поднял меня очкарик.
- Куда все, туда и я.
- Хорош гусь! Платить кто будет?
- За что?
- За спектакль « По щучьему велению и по моему хотению».
- У меня нет денег, последний червонец с цинковым ведром на территории остался… - и тут меня прорвало, впервые в жизни я разрыдался, причитая: - Чем теперь дед поросят накормит? С голоду подохнем… всю зиму в тифе на полатях провалялся старик, ели ноги волочит, пенсию не дают – кулакам не положено… а что отец без вести на фронте пропал – это положено?! За кого он воевал, а? Ответье мне! В чем вина деда? В том, что этот завод нашим при царе был? Мало им растерзанного деда Евсея – моего деда в могилу вгоняют! Взгляните, что пискля натворила? Мочку выдрало… и матерки в перепонках зудят… я из-за них и Вас теперь не слышу. Вообще, оглох… может, я калекой на всю жизнь остался… Кто за дедом присмотрит, когда немощным окажется?... Кто стакан воды на полати донесет?.. Некому. Одни мы с ним на всем белом свете, одинешеньки…
 
Пацаны, столпившиеся в дверях, ну, просто, со смеху начали надрываться над моими присказками. Видимо, они подумали, что я и есть Спектакль, о котором только что говорил очкарик. Даже те, кто занял места на скамейках в зале, повскакали и прибежали глазеть на представление у входа…
 
- Что нам с дедом надо? – заведенный до основания, безудержно, при честном народе, отчаянно раскручивал из кровоточащего клубка скопившиеся боли, обиды: - Подохнем скоро без куска хлеба! Где его взять, если третье лето засуха?! Весной – куда ни шло – из крапивы супчик наваристый, из щавеля, можно ракушек в речке насобирать – яичницу сгондобить… Крапива засохла уже, а ракушек еремеевские голодранцы опустошить успели. Перед убоем хотели тощих поросей побаловать. Чуток сальцем, чтоб обросли. Мы б его на рынок в район свезли – вот нам и хлебушек…
 
Среди возбужденной, хохочущей, подсвистывающей, подпрыгивающей, взвизгивающей от восторгов толпы только очкарик, замерший с протянутой рукой, молча слушал. Наверное, в тот момент лишь я один заметил, как из-под проволочной оправы выкатились слезы. Одна попала мне на лицо. Она не была ни соленой, ни горькой. Она была безвкусной, но теплой.
 
(Продолжение следует).
Дата публикации: 12.05.2011 07:31
Предыдущее: ДРЫН ДЫРЯВЫЙ, повестьСледующее: Когда за окном свистят пули…

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Денис Башкиров[ 05.09.2010 ]
   Прочел! Интересная и очень хорошая задумка (уверен, много личного, как и в "Дрыне..."­)­ - астафьевские, распутинские темы, но при этом чувствуется индивидуальность и авторский почерк.
   Напишу письмо Вам в личку.
   Д.
 
Александр Балбекин[ 05.09.2010 ]
   Спасибо, Денис!
    Жду!

Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта