Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Евгений Ткаченко
Объем: 11574 [ символов ]
ПИЛИГРИМКА
Только отметили тринадцатилетие дочери Катюши, как получаем из Польши письмо, а в нем - очередное настойчивое приглашение приехать в гости. И дочь тут же начала уговаривать с новой силой: «Папа поедем, папа, поедем, как же так - я там жила и ничего не помню». Приглашение получили от семейства Валугов – одного из трех семейств, с которыми активно переписываемся до сих пор.
Нахлынули воспоминания, и надо сказать, воспоминания очень приятные. Вот уж десять лет, как закончилась моя командировка в Польшу. За два года жизни там эта страна стала родной и близкой. Судьба подарила нам чудесных друзей, с которыми так хорошо, как не всегда бывает даже с близкими родственниками. Особенно все хотят видеть Катю, которой тогда было всего два года, а сейчас ей целых тринадцать. Это и понятно: двухлетней Катюшей все были очарованы, и желание видеть, какой же она стала, – очевидно. После некоторых размышлений, на радость дочери, принимаем решение: в августе на пару недель съездить в Польшу.
И вот – выезжаем. Команда собралась всего два человека - я и Катя. Провожают нас, как это ни странно, как и в 1976 году, две московские тетки - Таня и Оля, только на этот раз из Ленинграда, с Варшавского вокзала. Жить будем в семье Валугов.
Ханя и Адам Валуги - веселые, добрые, трудолюбивые люди моего возраста. У них две дочери - Агнешка, которая на три года старше Кати, и Каролина – на три года младше, так что подружки Кате обеспечены. Живут они в своем двухэтажном доме вместе с бабушкой - мамой Хани. Мама – известный в Польше человек, пожалуй, единственный узник, пробывший в Освенциме больше двух лет и выживший. В Польше издана книга воспоминаний узников Освенцима, есть в ней и воспоминания Ханиной мамы.
Живя в Польше, всегда удивлялся обилию религиозных и национальных праздников, ритуал которых традиционен и строго соблюдается в каждой семье. Абсолютное большинство праздников имеют религиозное содержание. Человеку, выросшему в стране с коммунистической идеологией, отрицающей религиозную культуру, это было загадочно и непонятно.
Праздники, к которым нас приучили, имели характер внешний, связанный со словом «демонстрировать». Самые главные советские праздники - 7 ноября и 1 мая. Основные ритуальные действия этих праздников так и называются - «демонстрация», так называемая «демонстрация трудящихся», когда во всех городах и весях страны человеческая масса идет мимо трибун, демонстрируя свою преданность коммунистической партии и советской власти, и «демонстрация мощи Вооруженных сил» на главных площадях главных городов страны. Иначе эти праздники и выглядеть не могли – не было в них души и не было духовной составляющей. Очень хорошо, что они остались в прошлом.
Праздники в Польше оказались совсем другими: все праздники с глубоким внутренним содержанием, а их ритуал отработан веками. Как правило, праздники имеют характер внутренний, семейный и, в конце концов, национальный. Власть практически ничего не организовывает, а только максимально доброжелательно комментирует и не мешает.
Удивительно, но без всякой искусственной «демонстрации» праздники завораживают стороннего наблюдателя. Думаешь, как же так - нет организованных толп людей, нет флагов, транспарантов, оркестров, а ощущение, что праздником пропитано все вокруг.
Вспоминается 1976 год, и первое, пока со стороны, наблюдение праздника, через месяц после приезда. Жили мы в гостинице на седьмом этаже. И вот когда стемнело, обратили внимание на зарево. Зарево было над частью города. Первая мысль – пожар. Однако в зареве не было агрессии, было оно ровным и спокойным. Пару раз за ночь я подходил к окну, а зарево над городом все стояло. На следующий день поинтересовался, и мне объяснили, что накануне все население поминало усопших, своих предков, и на каждой могиле всех кладбищ всю ночь горели специальные свечи в виде плошек. Это было зарево над городским кладбищем.
На следующий год я уже непосредственно участвовал в этом празднике вместе со своими польскими друзьями. Был поражен, как бережно хранится в семьях память о предках и как же ухожены все могилы на кладбищах, и какой же там царит порядок.
Сразу вспомнился аналогичный праздник в Союзе, который привязан к православному календарю и носит отчасти религиозное содержание. Праздник называется «Троица». Участвовал я в нем неоднократно и всегда на кладбище деревни Сологубовка. Сравнив, я устыдился. Ничего мы не помним и не желаем помнить о своих предках. Кладбища и могилы в хаосе и безобразии. Ритуалы - тоже безобразны. Приходят с водкой и пьют, и пьют, порой тут же и заваливаются, а порой начинают петь песни совсем не духовного содержания. Оказывается, этот ритуал появился в советское время и никак не связан с православной традицией.
Приехали. Радостная встреча, объятия, поцелуи, праздничный стол. Мы рассказываем о себе, хозяева - о своей жизни, о жизни наших общих друзей в Польше. И вот в разговоре выясняется, что через два дня вся Польша отмечает большой праздник. Он будет длиться несколько дней, и впервые непосредственным участником этого праздника будет их старшая дочь Агнешка. В народе праздник называется Пилигримка. Лучшие представители молодежи со всех городов и весей пешком идут на Ясную Гору, в Ченстохову, к главному костелу Польши. Адам и Ханя не могут скрыть своей радости и гордости за дочь. Оказывается, чтобы стать участником, нужно выдержать серьезную конкуренцию. Организует это мероприятие Церковь, а каждую группу молодежи возглавляет молодой ксендз. В эти дни все спортивные, политические события уходят на второй план, и страна живет только этим национальным «семейным» праздником.
Большая честь и радость для любой семьи непосредственно участвовать или дать ночлег пилигримам и накормить их. Нам с Катей предложили принять участие в событии, и мы с радостью согласились. От Домбровы Гурницы до Ченстоховы примерно 70 километров. Пилигримы планировали преодолеть эту дистанцию с одной ночевкой. Наше участие заключалось в том, что мы должны приехать на место их ночевки, проконтролировать ситуацию и отправить пилигримов в дальнейший путь.
На следующий день нас посетил ксендз со своим помощником. Посещение ксендза - важное и значимое событие для семьи, и подготовка шла целый день. К их приходу был накрыт праздничный стол. С интересом и даже волнением я ждал этого события. Никогда в жизни не приходилось встречаться и общаться с религиозными деятелями. Все, что находилось вне светской жизни, казалось загадочным и непонятным. Наконец, звонок, все взволнованы и идут к входной двери. Подходим и мы с Катей. Дверь открывают, и входят двое молодых, где-то 35…40 летних мужчин, в обычной светской одежде. Но отношение к ним почему-то необычное, дети заметно взволнованы и напряжены, а у Хани и вовсе слезы счастья на глазах. Хозяева расцеловываются с гостями, знакомят нас, и все вместе мы проходим к столу.
Внимательно слежу за служителями культа. Все неожиданно и все удивляет - умны, интеллигентны, абсолютно раскованы и очень расположены к детям. Разговаривают не только со взрослыми, но и в постоянном контакте с детьми, причем разговаривают с ними не назидательно, а по-приятельски. В этом плане они очень похожи на качественных вожатых советских пионерлагерей. Позы абсолютно никакой, также как и мы, выпивают и разговаривают на все темы. Катя произвела на ксендзов исключительное впечатление, и ей было уделено особое внимание. Конечно, основная беседа шла вокруг пилигримки. Обсуждали роль, которую хотели поручить в походе Агнешке. Обсуждался также вопрос участия в плане транспортной поддержки похода старшими Валугами. В качестве балласта этого раздела программы рассматривались наши с Катей кандидатуры.
В конце вечера мы с Катей получили приглашение ксендзов посетить их строящийся костел. Как пишут в прессе, приглашение было принято с благодарностью.
И вот ранним утром мы отправляем милую, уже такую самостоятельную Агнешку в поход. Для девочки испытание достаточно серьезное. Наша задача на следующий день - также рано утром быть в населенном пункте N, проконтролировать состояние пилигримов и отправить их дальше.
Дети ушли. Родители, конечно, волнуются. Связи никакой, ведь мобильных телефонов еще не было. Был, конечно, общий фон. Дикторы и радио и телевидения, как о самом важном событии в мире, наперебой рассказывают о пилигримке, показывают ее на экране, берут интервью у участников.
На следующий день встаем очень рано. Садимся в машину, едем. Едем, как объясняет Адам, коротким путем - проселочными дорогами, по-нашему. Ждал я, ждал этих проселочных дорог, да так и не дождался. Дороги эти в Польше уже тогда были лучше наших автострад. По пути Ханя развлекает нас рассказами, и все рассказы крутятся вокруг события, в котором мы участвуем, вокруг пилигримки. Ханя рассказывает, что пункт N – это обычное село, которое дает приют на ночь пилигримам из Домбровы уже на протяжении десятков лет.
Въезжаем в приятный городок - вдоль дороги двухэтажные коттеджи, и вдруг Ханя заявляет, что приехали. Это и есть пункт N. Останавливаемся у симпатичного двухэтажного домика, дверь открывается, выходит хозяйка и быстро идет к нам навстречу, обнимается и расцеловывается с Ханей и Адамом. Мы с Катей стоим в сторонке. Ханя нас представляет, женщина здоровается, но ощущаю, что мы для нее всего лишь обрамление чего-то более важного и значимого. Важное для нее сейчас только одно – Пилигримка. Видя такую теплую, сердечную встречу, интересуюсь, не родственники ли это.
- Что ты, Эугениуш, нет – говорит Ханя. - Просто, когда я была в возрасте Агнешки, эта же семья давала мне ночлег во время Пилигримки.
Спрашиваем, где Агнешка. Оказывается, на окраине села, у дороги, у отряда сбор, и Агнешка десять минут назад ушла туда.
Садимся в машину, проезжаем метров триста и видим, как на дорогу выходят наши пилигримы, веселые и бодрые, с венками, крестами и, как это ни странно, с гитарами. Молодежь тяготиться нашей опекой и несколько сторониться. Подошли ксендз и Агнешка: оба улыбаются, их лица светятся, говорят, что все здоровы, все в порядке, и мы можем возвращаться. По лицам и фигурам легко читается, что они сейчас живут какой-то своей интересной жизнью, и мы в эту жизнь никак не вписываемся. Нам действительно надо возвращаться, что мы и делаем.
Едем назад, и я думаю, что вот всего девять утра, а сколько уже новых ощущений и информации и для ума, и для сердца. Порой живешь годами и проживаешь события, внешне более бурные, проходит время и не остается от них никакого следа. Здесь - милые, тихие встречи, а и душу они переворачивают, и восприятие жизни меняют.
Праздник для меня неожиданный и очень интересный. Праздник помог ответить на вопросы, которые сидели в душе годами:
Почему поляки так добросердечны к человеку?
Почему их личная жизнь многограннее и интереснее нашей жизни?
Почему люди здесь ярче и пестрее одеты?
Почему они больше улыбаются друг другу?
Почему пьяный здесь стесняется своего состояния и просит прощения даже у столбов, которые задевает по пути к дому?
И, наконец, почему, вернувшись из командировки, я минут десять стоял на
площади у Белорусского вокзала, глядя на протекающую мимо нескончаемую человеческую толпу, ощущая, что что-то не так, и не понимая, что? Потом дошло – неулыбчивые, чем-то озабоченные лица и несуразная одежда булыжного цвета.
Стало неуютно от мысли, что именно это - первое, что видят в нас наши гости, приезжающие в СССР из других стран.
Интересно, появится ли у нас в России подобный праздник, когда мы все будем
искренне улыбаться друг другу и ощущать себя братьями и сестрами. И удастся ли дожить до того времени?
Дата публикации: 23.09.2009 19:29
Предыдущее: ОТЦЫСледующее: УТОЧКА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта