Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Светлана Макаренко (Princess)
Объем: 5670 [ символов ]
Этюды о М. Цветаевой. Этюд первый. Об Ирине Эфрон и не только...
О Марине Цветаевой.
Не отпускает меня эта тема. . . Вот и опять и опять. . Об Ирине Эфрон. . Какие то странные созвучия с сегодняшним днем. Все чаще я вижу репортажи о том, как страдают дети ( и приемные, и собственные) от отношения к ним родителей. Избиения, издевательства, вплоть до смерти, увечий, потери памяти. . Что случилось? Что с людьми происходит? Озверение? Но даже зверь не трогает своего ребенка, детеныша. . . Подрастая, тот ему соперник, сородич, но никак не раб, задавленный и замученный. Отупение? Вылезают наружу самые низменные чувства? Амбиции? Скрытая гордыня? Что происходит с нами, люди? И какое же мы тогда имеем право судить о чужой стране и об отношении к детями там, (Франция, дело Элизы Андре) если сами показываем миру, какой то чудовищный оскал. Не зверя. Монстра. . . Другого слова и не подберу. О М. И Цветаевой тоже пишут, что она била свою младшую дочь, привязывала ее к ножке стула, уходя с Алей куда – либо (В Звягинцева, , еще другие вспоминатели, есть отголосок об этом и у Лидии Корнеевны Чуковской в беседах с Ахматовой). Но было ли это? Могло ли быть? Я сомневаюсь. До примерно 18 года у Ирины и Али была няня, чуть позднее – Марина Ивановна сама взвалила на себя ношу тяжкого ухода за детьми, девочками! В мерзлой, голодной, темной Москве, без водопровода, канализации, отопления. Она умудрялась стирать, варить картошку в самоваре, во что то кутать детей, читать и петь им на ночь.
Да, Ирина была нездорова – от недоедания. Но она не была полной идиоткой, как ее пытаются представить в мемуарной и полумемуарной литературе. Задумчивый ребенок, с огромными глазами, (как в Освенциме, замечу про себя) Она тихо ходила и все время говорила что то нараспев, как бы стихи складывала, как вспоминает Аля. . Копия самой Марины в детстве? Наверное. Часто просила то чаю, то картошки. Гладила Маринины волосы, водила по комнатам за руку Алю.
А подруги, которые иногда у Марины ночевали – то ли от зависти, то ли от чего то еще - есть такое женское злорадство! - почему то вспоминали не о мерзлой картошке, засоренном пшеном самоваре или сырой кухне, где сутками сохли пеленки для Ирины – печка была маленькая и быстро прогорала, - а о том, что Марине хотелось всю ночь напродлет говорить о стихах. Да она сочиняла их. Но в них было столько боли. Вспомним, будто горестный сонет из времен шекспиро - елизаветинских, как глоток воды, соленой от слез: . " Две руки, легко опущенные"
Кто из подруг Цветаевой кормил Ирину хотя бы коркой хлеба, промерзлой свеклой, горсткой пшена? Сонечка Голлидэй. . . Вполне может быть. И я почему то верю, что Сонечке доставалась часть необъятной материнской нежности Марины, той самой, которую Цветаева испытывала к собственным детям. Быть нежной к Софье Евгеньевне, так полно воспринимать ее, как человеческую личность, актрису и быть суровой к своим маленьким девочкам – до битья, до безразличия? ! ! Разве такое может быть? Не могу себе представить. Психологически несовместимо это. И как все остальные маститые историки, литературоведы не понимают этого - я парадоксально не понимаю. . .
Боль от потери Ирины мучила, преследовала Марину Ивановну многие годы, прорывалась и в беседах с друзьями и в письмах и в творчестве. . Но эти горькие следы из исследователей ее творчества мало кто и тогда, и потом замечал. . . . Мало, кто думал над ними, "памятными следами", "зарубками на сердце"
Думаю сейчас я. . . . О нежности, горестной трепетности, требовательности горькой и стальной, что проявляла Марина Ивановна потом и к Муру и к Але - в отношении внешнего вида, еды, аппетита, души – впихивала, вкачивала, выпаивала – и их самих, и души их, неустанно. . .
Изящество манер, умение носить и самый залатанный костюм, и рваные ботинки со щегольским видом пришло к Муру именно от требовательности материнской. Также, как и к Але. После пятнадцати лет сибирских лагерей и ссылок она могла носить платье из " парижского сундука" с такой элегантностью, что вызывала непременную зависть литературных дам Москвы. Таких, как Мария Тарасенкова - Белкина, "дама с красивым телом" (Дневник Г. Эфрона) А горечь тех следов памятных – навсегда в Марине Ивановне , в восприятии ею жизни. Маленький Мур с досадою не раз говаривал: "Что у Вас, мама, так всегда сначала все плохое: не придут, не вспомнят , не будет, не сбудется? ! " Вечная частица, горькая частица "не. . Неизбывное, незабываемое: "У меня в Москве ребенок от голода умер, я в Москве элементарно дохла, а все только восхищались моими стихами! " Вся жизнь сквозь сжатые зубы. . Как мне это знакомо, как понятно, с полувздоха, с полуслова, с полунамека. И как оправдано жизнью! Из последних сил - свободой дыхания, горечь эта выталкивается и преображается, быть может, в силу прозрения и все – таки – не отрицания Дара Жизни.
Почему же, почему, все это так непонятно другим? В личности Цветаевой, ее алмазных скрижальных гранях общество, люди, человеки, не ищут теперь незамутненной шекспировской силы и гордости духа, а видит лишь свои, искаженные пороками и слабостями черты. Так, увы, любой гений ближе! Но соответствует ли это все - истине? Или она – непреложна и в каком либо соответствии вовсе не нуждается? Так и есть. Вот только грустно, что сегодняшнее, непонятное мне зло, так парадоксально ищет оправдания в пороках великих. Даже и не существующих. Тяжесть свою уменьшает? Вопрос без ответа. Пока. . . . .
Дата публикации: 11.05.2009 11:24
Предыдущее: " Неназванные строки" Цикл стихотворений.Следующее: "Чужое, странно милое лицо..." Отрывок из цикла стихотворений.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена Ерофеева-Литвинская[ 19.08.2009 ]
   Дорогая Светлана! Полностью разделяю Ваше горестное недоумение и негодование. Все, о чем пишете Вы - мне понятно "с полувздоха, с полуслова, с полунамека". Спасибо Вам - не только за эту статью, но за Человеческий Поступок. С уважением, Лена.
 
Светлана Макаренко (Princess)[ 19.08.2009 ]
   Вам спасибо, как читателю. От всего сердца. Очень многие мои очерки "дергают",­ придирчиво выковыривают из них что - то.. Мало кто читает сердцем. Вы одна из тех, кто читает и сопереживает! Благодарю...

Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта