Дмитрий Шашкин и проект "Мнение. Критические суждения об одном произведении" приглашают авторов принять участие в обсуждении произведения Дмитрия Шашкина "В России рая нет без ада". Читайте на Круглом столе портале и заходите на форум проекта!
Кабачок "12 стульев" представляет








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Восточные формыАвтор: Александр Сухих
Объем: 12 [ строк ]
Старость в деревне
Японский сонет-рэнга
 
В землю осевший
дом, в опахалах ветвей
майского полдня.
 
Клен у забора
спилен, но стебель у пня
выпростал листья.
 
Дремлет старик на скамье.
Яблоня сыплет
в руки ему лепестки.
...Пульс – на запястье.
 
26.02.2008г.
Copyright: Александр Сухих, 2008
Свидетельство о публикации №162498
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.03.2008 23:54

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Павел Отставнов[ 19.04.2008 ]
   Александр, список произведений, предложенных для рассмотрения Вами, уже исчерпался, но остановиться я не могу. А значит – не могу и закончить статью… Я нахожу еще не менее интересные работы, которые раскрывают новые грани Вашего авторского поиска.
   Вот сейчас читаю восточные формы…
   …
   «Формалисты», как таковые, мне не интересны. Точнее, не интересно их промежуточное состояние в поиске…
   Поиске чего?
   Искать можно форму для более точной передачи содержания, для более яркой передачи… Это я считаю обязательным для человека, считающего себя пишущим автором! Синтез авторских идей с авторской подачей – это и есть Автор.
   
   Но, кто-то говорит, что искать можно форму ради… ради формы.
   Можно?
   Да, можно, конечно, но, увы… Сквозь нагромождения «ново»формообразован­ий,­ чаще всего, ярко видно вполне реальное содержание: страх перед окружающим миром и неспособность создать свой идеальный мир… Но можно ли укрыться от мира за частоколом букв, не связанных между собой идеей? Боюсь, что рассыпается такой «частокол»…
   
   Но, но, но… Я уверен, что есть и более глубокие в своем поиске авторы. Это те, кто ищет глубинную связь фонетического воздействия с возможными образами слушателя (и читателя, мысленно проговаривающего стихи).
   Что ж, минимальными средствами создать у читателя задуманный поэтом образ - это стремление к талантливой краткости. Это замечательное стремление, так как правишь свою работу для того, чтобы отсечь лишнее, не нужное, мешающее, отвлекающее от главного…
   Только важно вовремя остановиться, так как может исчезнуть поэтичность и все окажется уже прозой…
   Но проза без содержания, без смысла – это уже бессмыслица, бред!
   …
   Ваши, Александр, восточные формы воспринимаются, как поиски выражения содержания через адекватную форму. Вы идете от содержания, от идеи и это для меня очень интересно!
   
   Понимаете, Ваши стихи не воспринимаются как промежуточное звено поиска, в стадии, когда еще не ясно – для чего же это выражено…
   Нет, произведение закончено, образы ясны, объемны и подчеркнуты найденной адекватной формой! Подчеркну, абсолютно ясно, для чего была найдена именно такая форма.
   
   «В землю осевший
   дом, в опахалах ветвей
   майского полдня».
   
   Да, именно такой был у нас старый дом-дача в деревне! Образ точный и законченный. Дом все больше и больше уходит в землю, как предел старости, всё идет к тому, что он окончательно исчезнет с лица земли… Старость, старость… Но старость почетная, старость заслуженная и окруженная заботой… Дом долго послужил, дом сделал всё, что смог для людей, но и никогда не обрывал связь с Природой, не противопоставлял себя Ей, он даже сделан был из материалов, которые дала Природа… Вот и заботливо обмахиваемый ветвями деревьев, с которыми прожил всю свою Жизнь, уходит Дом и сливается постепенно со своим началом – Природой. Круг замыкается - Величественный и Простой, одновременно, Круг Жизни!
   
   «Дремлет старик на скамье.
   Яблоня сыплет
   в руки ему лепестки.
   ...Пульс – на запястье.»
   
   Старик-Человек и Старик-Дом… Как все это слитно между собой, как это слитно с Природой… И человек тоже прожил в ладу с Природой, не отрываясь, не вредя Ей, прожил словно в обнимку, как с дорогим Существом…
   И Природа так же щедро дарит свою заботу и другу-человеку – и яблоня и опахивает его тоже, и дарит последние свои подарки – свои лепестки…
   
   И символично, что все это происходит в мае, а не под волчий вой злой январской вьюги…
   
   «стебель у пня
   выпростал листья».
   
   Мудрость этой Жизнь и мудрость Природы – в бесконечности Круга Жизни и его неразрывности…
   И Дом и Старик уходят в Землю, но не пропадают бесследно, ненужно, бессмысленно – они сливаются со своей Матерью-Природой, прожив всё то, что было начертано им Добрыми Знаками от Бога!
   …
   Александр, по моему мнению, именно выражение, задуманных Вами идей, в форме японского сонета-рэнга, обеспечило необходимейшую слитность формы и содержания!
   
   Каждое из трех частей стихотворения являются сами по себе законченными образами, и именно форма сонета-рэнга дает прямое указание искать именно здесь и сейчас. Это заставляет читателя вчитываться в каждую букву и искать и искать, ЧТО и КТО скрыты за этими такими короткими строками… И тот, кто ищет в соавторстве с Вами, то находит отражение мудрого, чистого и спокойного Мира Природы!
   
   И все это так неразрывно, что сама форма не выглядит чужеродно, как японская, нет, это как раз тот удачный момент, когда получилась неразрывность – непременная и обязательная черта истинного произведения!
   
   С уважением, Павел Отставнов.
 
Александр Сухих[ 19.04.2008 ]
   Павел, спасибо за столь подробный Обзор, но мне, право, неловко... Вы столь много времени
   уделяете мне, что я невольно чувствую себя чуть ли не эксплуататором :) Причем Обзоры Ваши столь многоплановы, глубоки и точны, что они являются по сути законченными эссе. Вы улавливаете всю межстрочную махину содержания, всю гамму того, ЧТО я вкладывал интуитивно-отстранен­но,­ по-хорошему галлюцинируя в собственных образах и фантазиях. И толкуете именно так, как я и задумывал, выращивая свои детища.
   
    Совершенно точно Вы ухватили, что поиск формы мне, как и Вам, неинтересен, без вкладывания в Стих душевной энергетики Чувств. Меня в Рэнгу втянули друзья-знакомые... Я отнекивался, а они настаивали, объясняли, учили, иронизировали, уговаривали... И я постепенно начал что-то ощущать, читать по теме и как-то втянулся ;) Даже понравилось и, вроде, что-то по крупицам начало складываться... Мне вообще очень по душе внутренне отритмованные сжатые формы - а в Японском Сонете такая изысканная аритмичная гармония, что просто тянешься иногда вложить туда свои ощущения и наблюдения. И еще - я очень ценю и люблю детали, а в ЯСах, да и вообще в восточной поэзии, созерцание через детали - одно из главных составляющих...
   
    Вы, кстати, еще не посмотрели "По волнам рода" - мое главное ЯСодетище русского разлива, ввиде венка. Вроде, оно было в списке? Вот какой я ненасытный - жалею и тут же противоречу своим словам. Эгоисты мы Поэты :( извините... И еще мне хотелось услышать хоть два слова о "Неслышных разговорах"/цик­л­ из пяти стихов/. Нахальство в кубе! Все - Вам надо идти от моих Стихов в отпуск! Я болен Поэзией и втягивать Вас в эту болезнь - неправильно...
   
    Вообще, я просто удивлен... Когда я читаю Ваши Рецензии на мои работы, они, в большинстве своем, так совпадают с моими мыслями-чувствами, что кажется, будто я сам их написал. И еще поразительна Ваша Работоспособность, я бы на такой Обзор потратил недели две :(
   
    Низкий Вам творческий поклон, Павел.
   
    С теплом,
Павел Отставнов[ 15.12.2008 ]
   Александр!
   П-О-З-Д-Р-А-В-Л-Я-Ю!­!!­
   Истинно заслуженное признание!
   И истинно победное стихотворение!
   Да, можно и так, без ложного пафоса, крика, шума…, а спокойно и внешне негромко донести до каждого сердца бесконечную мудрость этого Мира и человеческой Жизни!
   Дальнейших успехов, Александр!
   С уважением и дружеским теплом, Павел.
 
Александр Сухих[ 15.12.2008 ]
   Спасибо, дорогой Павел! Дружеские, искренние слова родственного душой Человека-Автора КРАЙНЕ приятны и важны... Ты уже давно дал свою тончайшую оценку, практически - разбор, этого неброского, но пульсирующего внутренней силой сонета. Слава Богу, что есть тонкие ценители сложных внутренних связей и в нашей судейской бригаде :)
   
   С высокой сердечностью,
ИРИНА БЖИСКАЯ(Провинциалка)[ 18.12.2008 ]
   Ваше произведение мне посоветовала прочесть Юлия Мельникова. Спасибо и ей, и Вам. Мне очень понравился Ваш сонет. И, действительно, есть что-то созвучное с моим "обветшавший дом стоит..."
   Ирина:)
 
Александр Сухих[ 18.12.2008 ]
   Спасибо, Ирина. Я у Вас на странице почти полновесной рецензией разродился... :) Вот, скажете, пришла хвалить - на свою голову :))
Владимир Штайгман[ 30.12.2008 ]
   Уважаемый Александр! Дивно! Но по мне бы без рэнги а "русского полдня".Эпидеми­я­ с этими японцами, Фудзиямой и хокку! С Новым годом!Жму руку!
 
Александр Сухих[ 30.12.2008 ]
   Спасибо Владимир! Вас и Ваших близких - с Новым Годом. Всех благ, радости и здоровья!
   
   Вы знаете, когда рождался Стих, то я особо не думал о форме... Не узил глаза, не штудировал классиков Востока, не обозревал Фудзияму:))... Просто - рисовались картинки потерянного для меня родимого сибирского дома, отца в саду, наших вечных кленов, вросших в забор... Фантазия и воображение, с Божьей Помощью, вдохнули в строки жизнь, сгустили Стих и облекли в рэнгу... Скажу откровенно, эта форма мне очень импонирует, в ней - удивительная внутренняя музыка и ритмика... А если Вам не нравится словцо "хокку", то ведь можно их просто называть трехстишиями :) Главное - содержание. А совпадение с Востоком, наверное, находится на вкусовом и стилистическом уровне и ощущениях. Я обожаю детали, неторопливое их созерцание с попытками проникновения в их плоть, наполнения и поиска связей... Ведь, якобы случайные моменты, случайны только до тех пор, пока кто-то не пытается их соединить, гармонизировать или столкнуть с миром...
   
   Искренне,
Инга Артеева[ 26.02.2009 ]
   Все понравилось, кроме последней строки. В предыдущемй строфе про клен так было хорошо сказано, что он спилен, но появился новый стебель - далее логично идет про дремлющего старика, в его руках свежие млодые лепестки - тут бы кругу и замкнуться - ан нет! - вы влепили сюда медицинщину - какой-то пульс. Зачем?
 
Александр Сухих[ 26.02.2009 ]
   А "нос" тоже медицинский термин, а "голова"??­ :)) Если б я написал, допустим, "фурункулез&quo­t;­ - тут можно бы про медицину гутарить :) А в словарях не говорится. что слово медицинское :)) Ну а если Вы не поняли НЕОБХОДИМОСТИ этого слова - Вы и саму рэнгу и содержание ее и весь ее диапазон НЕ ощутили. Объяснять не буду, дам ссылки на Обзор в ВКРе, где эта работа в номинации: твердые строфические формы заняла 1 место из 114 сильных Авторов самого Главного конкурса Портала:
   
   http://www.litkonkurs.ru/?pc=forum&;m=3&vid=190236&­amp;project=88­
   http://www.litkonkurs.ru/?pc=forum&;m=3&vid=190240&­amp;project=88­
   
   А вот словцо "влепили" совсем не из поэтического антуража - "влепить" можно в ухо и или в иную составную часть сапиенса, али еще матюгом можно... А я вставил то что чувствовал. "Если не можешь найти необходимого слово, ищи хотя бы точное" - говорят классики. А это слово было, по-моему, да и по откликам не самых последних людей сайта и реала именно "необходимым&qu­ot;...­
Лазарева Людмила Викторовна[ 11.03.2009 ]
   Этот сонет-рэнга достоин рисовой бумаги, сделанной вручную. Согласна с Вами. Чувствуется "пульс - на запястье" и слышен шорох лепестков яблоневого цвета.
    Людмила
 
Александр Сухих[ 13.03.2009 ]
   Спасибо, Люда. Рад быть достойным "рисовой бумаги" :)) И рад, что вы тонко прочувствовали образы...

Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Положение о проекте
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов