…Завалят братишку за штуку грина, — лишь губы бессильно прошепчут: "Грена…" (Из ненаписанного автором) Существует поставленная задача: создать либретто мюзикла. С нуля. Но обещали денег… Сумму с несколькими нулями. Поэтому начнём-ка подобру-поздорову, а то возможность будет упущена. Как всегда… Итак. Действие строится примерно таким образом. Акт I 1. Всё хорошо. Описываются отношения главных положительных героев и обстоятельства их жизни. 2. Появляются первые признаки неблагополучия — результаты действий отрицательных героев. Акт II 1. Активное противостояние наивного добра и грамотного зла, в результате которого добро оказывается в полной… зависимости от стечения обстоятельств. 2. Парадоксальный ход, найденный одним из положительных героев (желательно второстепенным), приводит к неожиданному и сокрушительному поражению зла — и к торжеству добра. Сюжетная мизансцена… Время действия: историческая эпоха, являющаяся в нашем представлении утраченным "золотым веком"; ещё лучше — момент накануне событий, приведших когда-то к наступлению этого самого "золотого века". Место действия: наша страна или какое-то другое образование, бывшее в то время на месте нашей страны (только не очень древнее! — а то иначе ведь самоотождествления с главными героями от зрителей не дождёсси…). Варианты: Киевская Русь накануне Крещения (плохо: на Украину такой мюзикл не вывезешь, — им там, наверняка, интерпретация событий не покажется…); Москва накануне изгнания поляков (смутное время)… В Польшу тогда — тоже с гастролями не суйся… (М-да… И ведь не так уж и много на Руси бывало подобных моментов, чтобы было из чего как следует выбрать…) (Недостаток "исторического" подхода: нужно-таки владеть фактическим материалом, что проблематично. Недостаток подхода типа "канун эпохальных событий": вынужденное соблюдение законов классицизма (как минимум — единство времени и места действия, — ведь эпохальные события же назревают, и все участники должны быть на стрёме, наготове), что идёт вразрез с требованиями современности: мешает широте охвата темы, лишает сюжет динамичности (короче, Вольтеровских "Философских сказок" не получится).) Думаем дальше: Россия накануне изгнания французов? (Было! — "Гусарская баллада"… И потом, что на это скажут французы!..) СССР накануне победы в ВОВ. (Избито до полусмерти. Да и немцы не поймут…) …Чувствую, придётся отказаться от первоначально выбранного курса… Итак, коррективы… Время действия: наши дни. Место действия: Москва-Бандитская-и-Кислотная (а что ещё остаётся!..) Теперь попробуем определить действующих лиц. Это должны быть: 1) главный положительный герой; собственно, их должно быть двое: сейчас модно двое положительных; пусть это будут два брата — два человека действия, сироты, поэтому selfmademan'ы; 2) их лучший друг — раздолбай, склонный, скорее, не к действиям, а к размышлениям и наблюдениям со стороны; интроверт, замкнутый на самом себе и на абстрактных размышлениях о судьбах мира; зовут Митя; 3) мать лучшего друга: женщина, в которой радушие и доброжелательность, а также вера в хороших людей подымаются до вершин мудрости; сынок, хотя и испытывает по отношению к ней любовь, но с оттенком лёгкой иронии; а вот два брата, подолгу зависающие у Мити, относятся к Митиной маме с глубоким почтением и пиететом (мотив недополученной ими в детстве родительской любви) и нередко укоряют друга (Митю) за излишне легкомысленный подход к отношениям с представителями старшего поколения; 4) девушка младшего из братьев — сестра Мити, дочь его матери соответственно (кстати, мать зовут тёть-Таней; девушку, понятное дело, Марией); Мария — девушка хорошая; пока это единственное, что можно о ней сказать с полной уверенностью; ну, и любит она поэтому, как положено, всех, кого положено: мать, Митю и своего парня, одного из братьев; пусть братьев зовут Андрей (Дрюня) и Сергей (Серый); вот она, к примеру, любит Сергея. Митя относится к сестре двойственно: с одной стороны, конечно, хуже было бы, если бы (да кабы) её не было вовсе; с другой стороны — уж очень трудно привыкнуть ему к тому, что она, коза такая, выросла и её теперь кто-то пользует... — пускай даже и лучший друг, всё равно; хотя, формально-то, придраться не к чему: скоро Мария и Сергей должны пожениться… Теперь — отрицательные герои, гады: 1) бывший одноклассник Андрея — Виктор (Сергей, Мария, Митя — эти все на год младше, они, между прочим, тоже по-своему одноклассники, а двое последних — ещё и близнецы, ко всему прочему); Виктор — бывший школьный доминант, всех там, в своё время, строивший; когда-то он был довольно-таки агрессивно влюблён в Марию, на почве чего… возникало много чего: конфликты, последующая конфронтация с обществом и т. п.; к настоящему моменту — всё перегорело; он её больше не любит, но осадок остался, и тлеет в душе (чёрной!) мысль о том, что неплохо бы было отомстить… кому-нибудь. Сейчас Виктор выбился, типа, в серьёзные люди (владеет, в частности, сетью ларьков, хотя истинное его призвание, конечно же, рэкет); 2) быки Виктора — Колян и Вован (есть, конечно, и ещё, но эти самые заметные); с ними всё ясно; 3) конкурент Виктора — Руслан; персонаж ещё более отстойный; 4) девушка Руслана: страдающая от непонимания, тяготящаяся своим положением красивой вещи, начинающая догонять, что неплохо бы как-то отделаться от своего опасного покровителя, но желающая сделать это по возможности красиво; девушку зовут Аня; она — тоже одноклассница Мити, Марии и Сергея (единственная школа в районе, слушай!..). Кроме того — массовка (резерв персонажей — их можно будет вытаскивать из колоды по мере надобности). Сюжет. 1. Живут себе положительные герои, никого не трогают. Решают помаленьку свои локальные проблемы. Проблемы таковы. В первой сцене первого действия первого акта Сергей и Мария объясняются друг дружке в любви. Далее — нужно денег — на свадьбу и обзаведение. Денег, конечно же, нет: мать — на пенсии; все, кроме Андрея, — студенты; а Андрей работает кем-то, типа библиотекаря или смотрителя музея (по ночам разгружая тяжёлые фуры на таможенном терминале), он тоже не очень богат, мягко выражаясь… Сергей решает искать работу. После долгих поисков он устраивается продавцом в ларёк — шмотками торговать (а владелец ларька — Руслан, во как!). Всё это происходит на фоне того, что девушка Сергея, Мария, учится в консерватории по классу скрипки... Возможно, позже следует ввести комического персонажа — соседа, которому занятия Марии мешают смотреть сериал (а в этом сериале, в свою очередь, действия развиваются примерно так же, как в нашем мюзикле… хотя какой это, к бесам, мюзикл!.. тягомотина какая-то…). Тёть-Таня обеспокоена состоянием Мити, немного двинутого на почве компьютера, — в частности, на 3D-аниматорах (в этом случае можно будет назвать мюзикл "3D"!! — броско и современно)… Так Митя вроде нормальный парень, но что-то чересчур уж как-то увлекается виртуальной жизнью... Не надо 3D… Пусть он у меня лучше книжки читает. Короче, вроде бы всё пока в ажуре. Если не считать того, что "грузчик" Андрей по ночам работает в паре с тем самым соседом тёть-Тани, Мити и Марии, который не любит музыки, и основной темой трёпа этого деятеля является проклятая скрипачка этажом выше, которая его — достала; Андрей — что делает ему честь — обычно отделывается односложными репликами, однако в глубине души — сочувствует: ведь у его друга — как раз сестра такая же… тоже скрипит, почём зря… (отождествления одной с другой чудесным образом не происходит). 2. События начинают развиваться. К ларьку, в котором работает Сергей, подкатывают Колян с Вованом и требуют для Виктора денег. Серёга пытается их отослать по инстанции выше, к Руслану, но Серому чистят рыло и в качестве трофея уносят с собой самую ценную часть товара: песцовую шубу. Избитый Сергей идёт на поклон к Руслану. Тот — в непонятках. Встречается с Виктором: дескать, объявись. В контексте разборки Русланом мимоходом произносится фамилия Сергея (например, Орлов). И Виктор, задав ещё пару как бы ничего не значащих вопросов, уясняет для себя, что речь, оказывается, идёт о его школьном сопернике в любви. Вот она — возможность отомстить… Он — типа "вспоминает", что — ё-моё! — оказывается, учился в школе с этим Серёгой, он ещё тогда, вроде, с Аней какой-то гулял — с Третьяковой (а это девушка Руслана). Тот: "Свистишь!", а Виктор: "Зуб даю!"… Внимание Руслана переключается на Сергея. Виктору он только и говорит: "Но шубу — вернёшь!" — и тут же валит на сторону, торопясь увидеться со многими заинтересованными лицами. В первую очередь, с Сергеем… Руслан говорит ему следующее: "Я тут поспрашивал, эти двое — не Червивого бойцы (Червивый — это погремуха Виктора), а фуфлыжники какие-то залётные; мне за ними бегать нет резона, разбирайся, как хочешь, а за хлопоты выплатишь мне — не одну, а две шубы; сроку — неделя (вообще, нет… нереальные планы… этот, как его… волюнтаризм!.. пускай будет месяц), процент с двух шуб в день; через месяц я из тебя самого шубу сделаю." (Во-во! Типичный мюзикл!..) Сергей — со всей этой бедой — приходит домой; вернее, даже не домой, а к Мите, Марии и тёть-Тане (да это, в общем, и есть его настоящий дом: они-то, с Андреем, живут в крошечной однокомнатной квартирке, которую им, интернатским, на двоих с трудом дали, да и ту лишь на время мюзикла… и так тесно там, бесприютно!..); Андрюха-то — давно уже на месте — за столом сидит, чаем надувается на шару. 3. "Семейный"… да можно и без кавычек — семейный совет — на тему "Что делать?"... …Тёть-Таня начинает задавать конкретные вопросы — "А сколько лавэ нужно?", "Может, продадим чего — или займём у кого?" и т. п. — "Не в этом дело, тёть-Тань, с какой стати я ему башлять буду?! Пусть сам мазу держит!" и т. д. …Думают дальше. Решают в конце концов обратиться за советом к Виктору (вот ведь тоже — нашли к кому!..). Ведь никто из них чудесным (опять-таки!) образом не подозревает, в какого окончательного гада тот превратился за истекшее время, то ли забыли, каким он обещал стать в школе, то ли просто такие наивные и беспечные лохи… Не знаю. Не важно. Так или иначе, некоего Червивого — координатора деятельности Коляна и Вована — Сергей со школьным Виктором Черевиком никак не сопоставляет, ну не в курсе он, что тут поделаешь!.. Что же дальше. Находят полустёршийся телефон в записной книжке. Звонят Виктору… Виктор — отменно внимателен и деликатен. Обещает помочь. А сам связывается с Русланом и грузит его на тему того, что, мол, "достали меня твои орлы — верну я тебе шубу, не мельтеши только и сявок своих не подсылай". В расчёте на то, что Сергей — по результатам этого разговора — крупно огребёт. Действительно, отделанный под орех неизвестными ему лицами, Серый попадает в больницу. А счётчик — тикает… …Андрей, вместе с дядь-Геной (это тот самый сосед-антискрипач), решает самостоятельно разыскать и наказать обидчиков Сергея. Безрезультатно (и слава Богу, если представить последствия…). Митя — даёт мудрые советы. Мария — грустно пиликает на скрипке целыми днями; сосед — в перерывах между поисками Русланового кодла — скрипит зубами от бессильной ярости. (Придумать — почему он просто не подымется на этаж выше и не познакомится с музыкальными соседями поближе, заодно и всех идентифицирует… И вообще, интересно получается: вот они с Андреем окончили разгружать, пора домой, а им-то, выходит, практически "по пути", причём до самого дома, до самого подъезда, до самого… (Андрей-то, как и брательник евонный, по постоянке у тёть-Тани зависает!..) Ёксель-моксель! Они ведь в одном лифте подымаются!.. Удивительно ещё, как это дядь-Гена не заподозрил, что это сам Андрей на досуге скрипкой балуется!.. Ну, мог же этот дядя по-соседски справки навести, по крайней мере: "А кстати, ты ведь, Дрюня, наверное, в курсе, хто ето у вас там такой музыкальный, давай, колись!"... Непонятно… Хотя — в жизни бывает ещё и не такое… Никто в чужую жизнь не лезет… Ну и что, что вместе корячимся на работе!.. Человек человеку — бревно!.. Хотя, поди ж ты! — вместе Серёгиных обидчиков ишшут… Нет, что-то не сходится у меня всё это… Надо подумать… Какой же всё-таки это геморрой — либретто писать!.. Но — денег обещали, вот в чём дело… Так что…) 4. Виктор, тем временем, цинично (и коварно!) предлагает семье деньги. Так как Сергей в больнице, за деньгами к Виктору посылают Митю (видимо, за неимением лучшей кандидатуры). Тот получает бабки с напутствием такого типа, что, мол, вообще-то, Виктор их может дать только ненадолго… И тут же, в ближайшем закоулке, их у Мити отбирают заранее предупреждённые Колян и Вован. (Ну что у меня за герои такие подобрались — все, как один, пальцем деланые!..) Всё. Теперь денег должны ещё в два раза больше — засада. Митя чувствует себя виноватым и думает, что ему теперь делать со всем этим… У него созревает план. Не то, чтоб он его выращивал на подоконнике, в цветочном горшке, но типа того… Кроме того, не совсем ещё забывший школьного Черевика (сам не раз на него нарывался по малолетству!), с некоторой задержкой (да и то — снявшись со своего обычного ручника только под воздействием потрясения фактом кидалова) прозревает его в Червивом и — понимает, наконец, откуда ветер дует и кто тут есть реальный who. Вернувшись домой, он необдуманно рассказывает обо всём Марии (урод!). Мария — в ужасе. Она ищет встречи с Виктором — и немедленно её находит... Виктор вкрадчивыми речами усыпляет её бдительность и каким-то образом умудряется завлечь к себе домой, где насилует — долго и нудно, с особым, прошу заметить, цинизмом... "А скажешь кому — убью, дура!"… "И ведь действительно убьёт", — слабо думает, возвращаясь домой, Мария, но как жить со всем этим, не представляет и… без какого-либо, логичного в данной ситуации, перерыва решает принять активное участие в операции под кодовым названием "Возмездие"... 5. Тем временем Руслан по полной программе грузит Аню: "Дешёвка! Лярва! Маруха левая!" — и всё такое. Аня — ни сном, ни духом, но Руслан ей не верит… Раздражённый, он уходит наконец восвояси (в какую-нибудь авторитетную сауну, к примеру), заявив напоследок, что он её, шмару похабную, насквозь видит и ещё выведет на чистую воду. Аня, поразмыслив, приходит к выводу, что — пора… пора дистанцироваться… Она звонит Орловым, выясняет у Андрея, в какой больнице лежит Сергей (как она Андрея ещё застала, непонятно, он ведь всё у тёть-Тани ошивается)… Приезжает к Сергею, добавляет ему информации к размышлению, в частности, признаётся в том, что ещё со школы по уши влюблена… в Андрея. В Дрюню нашего!.. Который, к слову, по жизни пребывает в состоянии блаженной позитивистской толстокожести ("все люди — братья, все бабы — сёстры, люблю всех, но никого в отдельности для себя не выделяю и т. д."). Сергей при случае сообщает Андрею об услышанном, ну, тут уж, конечно, и Андрея на ответную любовь пробивает. На халяву-то — и уксус сладок (и рот — корытом). Тёть-Таня пребывает в дауне: уж так всё плохо, так плохо!.. Кстати, пора мне тёть-Тане (а также и всему её выводку) фамилию какую-нибудь дать. Пусть будут — Уховы… Так вот, тёть-Таня Ухова — в дауне. Однако она, как уже было сказано, мудрая женщина (хотя доселе это ничем и не подтверждено, но — поверим автору на слово), она тоже ищет пути решения проблемы… Тут вдруг Митя решает посоветоваться с ней по поводу своего плана (а чё тут базарить! — штакет в зубы — и отъезжай…), и она с удивлением констатирует для себя тот факт, что план — чёткий (отборные шишки! — не беспонтовка какая-нибудь…), выверенный, более-менее выполнимый, и понимает, что мальчик, наконец, вырос и, видимо, толк из него выйдет (во-во! — если не повяжут!..). План такой: каким-то чудом стравить между собой Виктора и Руслана, — чтобы они все там друг друга замочили. Но — как этого добиться? Вопрос, конечно, интересный… Сергей выходит из больницы — пока на костылях. Вся семья собирается на очередной сходняк. В качестве то ли почётного гостя, то ли нового члена семьи присутствует Аня. (Кстати, вот ещё что надо не забыть! На сцене всю дорогу присутствует этакая балетная группа сопровождения (бессловесная, пантомимическая) — в нарядах ментов самого разного калибра — ОМОНа, СОБРа, РУБОПа, муниципалов там разных и всяких прочих друзей. Причём, ни во что из происходящего на сцене не вмешиваясь (всё должно быть как в жизни!). К примеру, оказываясь невольными свидетелями наезда Коляна и Вована на Сергея, ограничиваются тем, что в немом ужасе прижимают ладони к щекам или типа того. Короче, ведут наружное наблюдение... Мысль в этом всём заложена такая: сегодня можно полагаться только на собственные силу, ловкость, расторопность, смекалку и глазомер (а также — тягу к добру, блин!) 6. Так вот. Семья Уховых решает сделать так. Сергей подбросит деньги (не деньги — в том-то и дело! — а куклу) Руслану в почтовый ящик, написав на обёртке: "Шубись, баклан, и умойся! Привет от Вити" или что-нибудь в этом роде. Руслан и так разозлится, когда это прочитает, а когда увидит, что в пачке резаная бумага, вообще озвереет. Разъярённый, позвонит Виктору и, естественно, наедет. Виктор, — по идее, тоже заведётся с пол-оборота. Забьют стрелку. Хорошо бы при этом — не немедленную, а так, на следующий день, например... Тогда Сергей как можно скорее поспешит встретиться с Виктором. Ему он скажет… А, фигня! — ему он ничего не скажет, потому что завтра они всё равно друг друга завалят... Не нужно Серёге ни с кем встречаться… …А вот если не завалят, что тоже не исключено, то для всей компашки положительных героев эта затея может кончиться очень плохо… …Так, стоп… Нужно как-то по-другому… …Короче, семья решает следующим образом… …Сергей приносит куклу Виктору и говорит, мол, отдал Руслану долг, а он велел мне обождать, побыл где-то пару минут, вернулся и попросил "вот это" передать Виктору, сказав при этом, дословно, следующее: "Товар выкупаю, отправь его с этим человечком". Тот развернёт куклу, озвереет, позвонит Руслану и... скажем, проявит некоторую несдержанность. А Руслан наездов никому не спускает… Вот они на стрелке друг друга и положат. Чёрт! Опять не в ту степь заносит!.. Всё это как-то слишком искусственно… И с какой радости серьёзному человеку выкупать то, что и так ему принадлежит! Виктор сразу поймёт, что это какие-то фокусы... А если так... Мария звонит Виктору и говорит, что должна с ним встретиться и сообщить кое-что очень важное — не телефонный разговор... У Виктора, конечно же, первая мысль: залетела!.. Он — тут же согласится с нею встретиться, чтобы приморить, разумеется… Не — лажа... …Аня сообщает Уховым, что, мол, — скоро пожалеет о своей вписке в их тёплую компанию: за ней, дескать, постоянно следят последние пару дней, видимо, кто-то из руслановцев… Это наталкивает Митю на идею. Посовещавшись, общими усилиями все приходят к единому мнению и решают сделать так… И так. И вот так… …Митя покупает пистолет и… Хватит! Я сейчас сам пойду покупать пистолет!.. Зажмурюсь, в натуре!.. …Как бы помочь положительным героям сварганить деньжат из ничего!.. (Себе помоги!) …А за либретто можно было бы огрести нетухлых денег… …Идеи, идеи… Где же мои идеи?!.. Чёрт!.. …В комнате — от табачного дыма — хоть топор вешай. И сам вешайся рядом с ним, конь педальный!.. Ну хоть бы одну дельную мысль!!.. Итак, либретто. Действие происходит в Москве. Символически этот факт отображается декорациями: на заднем плане, как неприкаянные, торчат кремлёвские башни, слегка размытые gaussion blur'ом. Время действия — наши дни. Поэтому в небе, между башнями — аккурат по центру, ярко освещённый лучами прожекторов, висит рекламный аэростат "Acid-Cola". …Можно все декорации выполнить в 3D… Нет, это выше моих сил!.. Акт I Действие первое Сквер. Скамейки, фонари. На одной из скамеек в пол-оборота друг к дружке сидят Сергей и Мария; они поют. Мария. …Ну, мне пора… Сергей. Останься на минуту, /я не сказал тебе… Мария. Не надо! Сергей. …Но когда?! Мария. Не знаю… Стало зябко почему-то… Сергей (сдирая с себя парку и накидывая на голые плечи Марии, — на улице — вечер, поэтому она — в вечернем платье). Мария, я люблю тебя! Мария. Ну да, /я знаю, мне самой на этом свете/ тебя давно нет ближе и родней… Сергей. Так что же мы… Мария. (кладёт ему на уста печать молчания, ну то есть губы ладошкой припечатывает). Ни слова!.. Я в ответе/ за маму. Я должна остаться с ней… Далее — они всё-таки как-то договариваются, сойдясь на том, что маму (тёть-Таню!) в нужде прозябать не бросят. Скрепляя этот договор, а также в знак солидарности, в знак решения пожениться, они сливаются в ритуальном поцелуе. За этим делом их застаёт милицейский патруль. Менты. …Так! Что у нас тут?!.. Ага, нарушаем! Берут влюблённых за жабры. Влюблённые (беспомощно). П-п-послушайте… Да послушайте же!.. Менты уже готовы усадить наших недотоковавших покемонов в "каблук", но тут из кустов — вспышка фотоаппарата. У ментов на это реакция, как у наркоманов на яркое солнце: рефлекторно закрывают лица обшлагами рукавов (или чем там ещё…). Аня (хорошо поставленным грудным контральто). Добрый вечер! Мы — корреспонденты газеты "Московский управленец" — проводим опрос общественного мнения по поводу надвигающегося демографического кризиса… Вот вы, товарищ старший лейтенант, — как вам видится… Старший лейтенант. …Тьфу ты!.. Все менты быстро и дружно сваливают. Мария (с облегчением). …Фу-у-ух!.. Анка! Откуда ты взялась?! — Ты же нас просто-напросто спасла!!.. Аня (своим обычным, кислотным тоном). Вау! — Я всегда появляюсь вовремя!.. (Снова голосом корреспондентки.) Ну, а теперь — попрошу вернуться к тому, чем вы тут только что занимались… Влюблённые исполняют свой поцелуй, по степени взаимопроникновения граничащий с половым актом... Аня делает снимок. (Внимание! Этот снимок ещё "выстрелит"!)… Действие второе Утро. Мать (тёть-Таня) накрывает на стол. Лицо её светится спокойным, тихим счастьем. Счастьем быть рядом со своими близкими. Слышен звук спускаемой в туалете воды. Появляется Митя. Мать. Сынок, ты будешь кушать? Митя. Не хочу я. Мать. …Сейчас уже ребята подойдут… Митя. Ну да, все эти запахи почуя… /Прости, я пивом с вечера надут — /не влезет ничего… Мать. Скажи-ка, дядя… (то есть Митя), /не много ли ты стал… Митя. Да, это так… /Мне стыдно… (Неожиданно горячо.) Но и вы меня поймите… /(Пошатываясь, хватается руками за воздух.) Пойду прилягу — повело чердак… Мать укоризненно качает головой. Митя, нетвёрдо держась на ногах, уходит. Митю можно понять: он потерял работу. И вот уже много времени — ищет, ищет — никак не найдёт. Он ведь по образованию философ, а человеку с такими данными, как известно, даже лоток на рынке доверить рискованно. Поэтому спрос на Митю невелик. Вот и стал помаленьку принимать вовнутрь. Чем дальше, тем целенаправленней… Мать скорбно задумалась. Должно быть, о хреновой женской доле — до старости возить на горбу великовозрастных сыновей. Но тут входит Мария, и лицо тёть-Тани проясняется. Мария одета в строгий костюм цвета "мокрый асфальт". Футляр со скрипкой (хотя — как мы можем быть уверены? — вдруг там бутерброды и фаллоимитатор) тоже при ней. Мария. Привет, мамуль! — Опаздываю жутко!.. Мать. Маняша, ну хоть йогурта лизни!.. (Читатель ищет рифмы "проститутка" - а шиш тебе! — не будет. Отдохни.) Мария (радуясь жизни и цветению собственной, ничем пока не омрачённой, молодости). Как Митька? Мать (отводя глаза, начинает). …Он вчера вернулся поздно… Мария (особо не вслушиваясь). Привет ему!.. Короче, я пошла… Мать хочет её поцеловать на прощанье. Мария. Нет, не целуй! — Я, кажется, гриппозна… /Крупозна я! Кикозна!.. Жизнерадостно убегает. Митя (выглядывая из норки). Во дела!.. Это всё, конечно, шуточки. Но в каждой шутке, знаете ли, есть львиная доля… Действие третье (или какое там?) Офис. Сидит Виктор — считает дневную выручку, напевая при этом: "…В натуре, в натуре, зелёная была…"; неожиданно он кидает взгляд на фотографию в рамке, стоящую на столе, и тяжело вздыхает. Поёт, обращаясь при этом к президенту на баксе, который держит перед собой в руках. Виктор. …И чем она взяла меня — не знаю. …Поверишь — до сих пор не разберу… Не рана! — огнестрельная, сквозная Душа во мне пылает, как в костру!.. К чему мне скороспелые "тонары", На кой мне скорострельные бойцы, Коль без неё — постель тверда, как нары; Коль киви без неё — как огурцы… …Постепенно из арии становится понятно, как сильно, беззаветно и безответно Виктор любит Марию, с которой когда-то учился в школе (она училась на класс младше), и даже не раз чистил рыло её однокласснику Сергею. Но — ничто не помогло. Она его, это самого-то Виктора — ну надо же! — отвергла. Почему-то. Входит Колян. Колян. Звал, Вить? Виктор (раздражённо). Стучаться надо! Выйди и войди! Колян (пожимая плечами) входит и выходит. То есть наоборот. Виктор. Чего хотел? Колян сообщает, что пришёл крендель от Руслана; просил передать, что Руслан назначает стрелку (Руслан, как потом выяснится по ходу, оппонент Виктора в его тёмных делах). Виктор. Руслан… Кто такой?.. Интересно… Интересно… Действие четвёртое Вечер в доме Уховых. Все в сборе. Плюс ещё — входят Сергей и Андрей. У Сергея вид, как у кота, обставленного со всех сторон плошками со сметаной, — уже слегка пресыщенного, но всё ещё полного сил и намерений. Все встают из-за стола — с чаем и сушками в руках — и идут навстречу пришельцам… …В колонну по одному? Шеренгой?.. Опять лажа. …Короче, возвращаемся к тому месту, где семья собирается, чтобы решить, как ухитриться отдать деньги и Виктору, и Руслану, а попутно придумать что-нибудь такое, чтобы оба гада запомнили этот мюзикл надолго. Напомню: у Мити есть какой-то план. И у мамы его, тёть-Таня которая, тоже имеются свои соображения… Какой план?.. Какие-такие соображения?!.. Никаких зацепок… …Хорошо. Попробуем содержание плана пока пропустить. Допустим, наши друзья его уже применили. И — пускай он увенчался успехом… Хотя был момент, когда всё висело на волоске. Но — неважно… Смотрим, как это было… Руслан (Виктору). Глину пойдёшь охранять!! Виктор (руку — за пазуху). Ответишь?!.. Резкое движение Виктора вызывает цепную реакцию — в смысле, все присутствующие с обеих сторон быки как будто с цепи срываются. Волыны — одна другой быстрее — выхватываются из потаев. Шквальный огонь с обеих сторон — стволы нервно подёргиваются в натруженных лапах, плюясь раскалёнными газами и металлическими маслинами… Секунда… Две, три… пять… пятнадцать… И вот — всё кончено… Терминатор в данной ситуации выразился бы следующим образом: "Человеческие потери — 100%". Если не считать положительных героев и персонажей, — которые живы и здоровы, целы и невредимы… Кругом валяются пухлые пачки отечественных и зарубежных банкнот крупного достоинства. Сергей нагибается и вытягивает из негнущихся пальцев мёртвого Вована (или, скажем, Коляна) исполинский брикет замусоленной зелени, перехваченной резинкой. Вертит его в руке; подходит к Марии. Серый. У тебя что-то упало, любимая… Мария (смотрит на капусту недоверчиво, как собака на отварную рыбу). Это мне? Серый (тоном папы, читающего ребёнку подписи к кадрам диафильма). Это нам. Мария неожиданно всхлипывает и прячет голову у него на груди. Сергей гладит её по волосам, приговаривая "ничего, ничего…" (Ещё бы! — Конечно, "ничего"… Они теперь, вообще-то, до самой пенсии смогут не работать! Или, если подберут все остальные дензнаки, купить уж себе сразу самолёт и отель в Майами, что ли, да улететь на этом самолёте в тот отель…) Дядь-Гена, неожиданно почувствовав себя лишним (чего, как правило, с ним не происходит — чувствуется, растёт человек над собой), делает движение уйти. Дрюня. Куда, Петрович? Дядь-Гена. …Да ну!.. Чё я буду… Ясное дело — дело теперь семейное… Мария (отнимая мокрое лицо от Серёжиной груди). Дядь-Гена, знаете… Дядь-Гена. Чего, доча? Мария. Я больше никогда не буду играть на скрипке… Не смогу. Дядь-Гена (очень бурно на эту реплику реагируя). …Да ты… Ты… Ты что это, а?!.. Ты соображаешь, воще?.. Да чтоб я этих слов от тебя, Марья, больше не слышал!.. Понимаешь… (Неожиданно проникновенно.) А ты думаешь, нам в войну легко было?! — Э-ээ… Но играли, доча, играли!.. Во все инструменты играли, в какие жизнь заставляла, так что фрицам жарко делалось!.. (Снова взрывается.) Да если ты пиликать не будешь… Я тогда… Я тогда с моста кинусь… Вот прямо щас же (делает движение в направлении перил)… Почему, интересуешься?.. А потому… Звуки приближающихся сирен. Тёть-Таня. Всё, канаем. Дрюня. Кочумай, Петрович, сваливаем! Петрович (по инерции). …шта-а… Сваливается вниз с моста. Все остальные быстро делают ноги. Следующая сцена. Заключительная. Подъезжают менты. Это — те же, что и в начале. Вылезают… Тучный старлей вытирает белоснежным платком-простынкой мокрый багровый лобешник. Старлей. М-да… Вот те на!.. Младший сержант, водила (высовываясь из окошка). …А чё тут, а? Старлей. Хоть ты, капрал, не суйся!.. Молодой летёха. И правда, чего это здесь такое… (Обводит гекатомбу томным взглядом; ещё немного — и его будет дюже сильно рвать на родину.) Старлей (подхватывая лейтенанта под мышки и подтаскивая его к УАЗику). Чё-чё! — А ничё!!.. Сваливаем... Степь отпоёт. Звучит хор "Славься…" Занавес. Бурные аплодисменты, переходящие в овацию и топанье ногами… Цветы, поздравления, восхищённые поклонники… То есть поклонницы. Губу закатай!.. Сначала нужно сделать всё, как следует… …Всё-таки!.. Что такое надо придумать, чтобы Сергея отмазать, да и прочим положительным — выпутаться из этой ситуёвины?.. Что же?.. Что??? Итак, совещание. Мария рассказывает, что Виктор её изнасиловал. Все. Ка-ак?!!.. (Немая сцена). Сергей молча подходит и берёт её за руку. Мария (порывисто подымая голову). Ты всё ещё меня любишь? Сергей. А разве что-то изменилось? Мария. Ты не ответил. Любишь? Сергей (твёрдо). Да. Остальные — окружают их, приобнимая за плечи. Голос Мити. Я тут подумал… Тёть-Таня. И я… Все расступаются таким образом, что центральными фигурами оказываются — Митя и мама (и Мария, которая на протяжении их короткого диалога, подобно судье матча по пинг-понгу ("мяч налево… мяч направо…"), молча переводит взгляд то с матери на брата, то наоборот). Митя. Типа, план у меня… Мама (принимает подачу, закручивает). И у меня. Митя (отбивает из последних сил). У тебя какой? Мать (гасит! — торжествующе). Как вы все любите говорить — "мало не покажется"! Достаёт "корабль" и гильзы. Все забивают, жмурясь от предвкушения. Мария робко улыбается… Всё меня не туда заносит… …Следующая сцена. Аня выходит из подъезда и, нервно оглянувшись по сторонам, двигается вдоль по улице. Тут же к ней подваливают какие-то быковатые тени и запихивают в машину (на фоне нервного, стремительного танца балетных ментов). Аня и Руслан. Руслан. Ну, Анюта, что ты сегодня поделывала? Аня. Была в гостях, ты же знаешь… Руслан. Давай рассказывай. Аня (виртуозно изображая внезапный гнев). …Знаешь, это свинство!.. Руслан. Ага, вот и я про то же. Аня (с деланой досадой). Да я не об этом!.. Представляешь, у Серёжи неприятности. Руслан (выкатывая шары). Да что ты говоришь!.. А он, значит, для тебя уже "Серёжа"? Аня (пожимая плечами). Я знала, что ты просто так не успокоишься… На, смотри! (Протягивает ему фотографию.) Это я у них из серванта свистнула. Руслан (разглядывая). С кем это он? Аня. Мы все вместе учились… Руслан (задумчиво). …Фартовая… Аня (взволнованно). …А Виктор… Ты знаешь, что он сделал?.. Руслан (поднимает голову; заинтересованно). ?? Аня. Он её... Он... (Закрывает лицо руками). Руслан. На кой? Аня (сквозь ладони). Любил он её. Ещё в школе любил. А она Сергея предпочла. Руслан (поражённый). Ага… Ага… Ну ладно, Червивый… Не, опять туфта. Какое там "ну ладно"!.. …Руслану, в общем-то, положить на то, кого там натянул Виктор, Руслан и сам это хорошо умеет — при случае... И держать мазу за чужую кадру, пусть и фартовую, ему резону нет никакого… …Хотя, постойте. Это что же получается: Червивый-то Руслана, выходит, припахал, как молодого, для своих целей — всё равно, что на спину плюнул. Ответит!.. …Да и Сергея, выходит, не за что более… …Эге!.. Не за что, ну так и что же? — Вызвать его и сказать: "Братан, свободен — к тебе базаров больше нет!"… И кто же Руслан после этого получается? Он же тогда, по понятиям, лажовый свистун! на него, если эта байда всплывёт, каждый тянуть будет!.. …Не-е, так не получится. Придётся всё же заплатить Сергею. Или не придётся?.. …Что делать?.. …Стоп! Идея!!! Андрей, вспомните! — подрабатывает грузчиком. А разгружает что? — Правильно, фуры с товаром. А чей товар?.. Так-так… Так… Главное теперь, не сбиться с мысли… …Андрей и дядь-Гена, ошиваясь возле очередного прибывшего из Махачкалы транспорта, случайно подслушивают разговор таможенника и водилы. Напарники выясняют, что получателем данного груза является… Кто? Пускай Руслан. Соответственно, в кузове — товары, аналогичные тем, какими торгует Серый в своём ларьке… …Ближе к утру, когда бдительность охраны притупляется до полной индифферентности к происходящему, а шофёр спит в кабине без задних ног, заранее опоённый водовкой с клофелином, Дрюня с Петровичем короткими перебежками приближаются к фуре, сноровисто её вскрывают и начинают рыться в тюках. Через некоторое время они натыкаются на шубу, аналогичную той, которая была изъята у Сергея Коляном и Вованом. И ещё много на что натыкаются. Наскоро побросав вещи в приготовленные загодя баулы и замкнув фуру, они проскальзывают за территорию, — улучив момент, когда вахлак с проходной побежал до ветру. Прячут всё, что надыбали, в заброшенном ангаре… …И быстро возвращаются назад. На терминале — всё спокойно. У вахлака, видать, запор… Андрей и дядь-Гена пристраиваются в облюбованном ими перекурочном уголке и прикидываются ветошью: режутся в бур-козла… …Приходит утро. Компаньоны, потягиваясь, выходят из укрытия; отливают, приветствуют охранников, те приветливо машут им в ответ (ведь пока никто не обнаружил пропажи). Петрович. …Ну, всё, что ли? Один охранник. Да уж теперь, вроде, до вечера голяк… Дрюня. Тогда мы двинули… Второй охранник. Попутного ветра! Все добродушно склабятся. Наши друзья спокойно, стараясь не делать резких движений, двигают в направлении, противоположном ангару. Покружив по прилегающим переулкам, они выходят к своей нычке с другой стороны, забирают добычу и — прямиком на рынок. Там — методом тыка — находят одного барыгу, который по-дружески соглашается взять всё оптом. Правда, узнав, что вещи палёные, а деньги нужны немедленно и наликом, он сбавляет цену вдвое, — но и этого с лихвой хватает… …Петрович предлагает отметить тот факт, что дело выгорело, но Дрюня, пристыдив его и напомнив, чем у них эти отмечания обычно кончаются, убеждает в необходимости довести начатое до логического конца. Они приносят башли домой, к Уховым. Все счастливы. Петровича наперебой благодарят и знакомят с членами семьи. Из глубин апартаментов, привлечённая шумом, выходит Мария, — надеясь, что народ пробило на очередную плановую церемонию, — а ради этого и репетицию прервать не грех. В руках у неё — скрипка и смычок. Петрович застывает на месте, поражённый в самое сердце невиданной им доселе красотой девушки. Тут он замечает у неё инструмент и счастливо смеётся, как ненормальный. Смех дружно подхватывается присутствующими, но, чтобы зрители не подумали, что вся труппа в одночасье заболела и пора вызывать крезовозку, актёры тут же умеряют веселье и идут пить чай. С сушками и прочей бациллой… После этого Сергей относит деньги Руслану. Тот — удивлён, хотя и смущён немного… Сергей объясняет, что продал родительский дачный участок и дедушкин гараж (кирпичный, пол бетонный, с ямой). Руслан почему-то удовлетворён этим фантастическим объяснением. Руслан. Ну, братан, базаров к тебе больше нет. А с понедельника иди в отпуск,- отдохни, заслужил… Серый. Понимаешь, Руслан, я в институт решил готовиться… Так что, видимо, придётся мне уволиться… Руслан (благодушно). …Как знаешь, дело твоё… Что за институт хоть?.. Серый. ГУБИ… Государственный университет безотходной иммунологии… Руслан. Чё-то и не слыхал о таком… Серый. Да он недавно открылся… Руслан. …Ладно, учись… Может, толк выйдет… В наше время без диплома — никуда!.. Серый. Ну, я пойду? Руслан (зевая). Ага… Давай, пока!.. Сергей возвращается домой, а там уж — весёлым пирком, да за свадебку!.. Две свадебки! Три!.. Сергей/Мария — это раз; Андрей/Анюта — это два… Ну и, пожалуй, Петрович/тёть-Таня, вот вам и третья… Неделю гуляли — пока деньги не вышли, а когда вышли — у соседей заняли и продолжили… под хор "Славься…"… …Что-то я разошёлся… Во-первых, уже к концу первого дня гулянки — если не раньше — на таможенном терминале вскроется пропажа части вещей. Даже если внешне незаметно, но по накладным-то… Начнут искать, сопоставят факты… Подозрение — на грузчиков… Да и Руслану сразу же доложат… А Руслан — всё ещё никак не опомнится от ирреального возврата долга Сергеем… Тут — такое известие… И, кроме того, Аню он так просто на сторону не отпустит… В общем, — не так всё гладко выходит, как хотелось бы!.. Да и Виктор ещё остаётся. Ему-то Сергей тоже должен. Опять-таки, в финале, как мы помним, все злодеи накрывают друг друга медными тазами… И что же ляжет в основу?!.. Нестыковочка на неувязочке… …Ладно… Предположим, Андрей и дядь-Гена выручили за шмотки достаточно, чтобы с обоими сторонами расплатиться, пускай. Пускай таможенники проявили халатность и недостачи не обнаружили. Допустим, — хотя и с большой натяжкой, — что и Руслан не разобрался, что к чему… Но вот как провернуть финальную бойню?.. Добро-то должно торжествовать или нет — я вас спрашиваю?!.. Виктор ведь Марию, как ни крути, "тово"… Обесчестил. Моральную травму нанёс. А отвечать?!.. …Думай, куплетист беспонтовый, думай!.. …А что, если так… Митя увлекается-таки 3D-редакторами. От нечего делать он создаёт анимированную модель прекрасной девушки (с линками там, со всеми делами…), особенностью которой является то, что каждый, взглянувший на неё, узнаёт черты своей собственной любимой… Подобно Иегуде Ливе бен Бецалелю, продвинутый юзер каким-то чудом вдыхает в "трёхмерку" жизнь, — вернее, подобие жизни. Отныне она — совсем, как настоящая; при этом — во всём подчиняется своему создателю, являясь чем-то вроде живого робота, зомби. (Что я несу!..) Митя налаживает эту виртуальную девицу к Руслану, чтобы тот приторчал и — понял, что недостоин быть даже пылью на её туфельках и т. п. …Так и происходит: Руслан при первом взгляде на иллюзорную "Аню" (3D-андроида), восторженно выпадает в осадок, — а настоящая Аня под шумок растворяется в дождливом вечернем сумраке… …Как и любой низкоорганизованной личности, Руслану не терпится похвастаться своим счастьем. Он решает устроить неофициальный приём, преследуя этим две цели: показать народу Аню, чтобы у всех челюсти поотвисали, а кроме того, заманить к себе Виктора и между делом разобраться, что там за фигня у него с Марией и Сергеем, — дескать, "за кого ты меня держишь" и т. д. Съезжаются братки. Их встречают Руслан и псевдо-Аня. Прибывшие пялятся на красавицу, — и никто из них не может воткнуть, — откуда здесь его, конкретно каждого, подруга и почему вдруг Руслан называет её Аней. Но, поразмыслив здраво, понимают, что, по всей видимости, имеет место быть внешнее сходство, и постепенно успокаиваются. А вот Виктор размышлять здраво и успокаиваться не желает. Он-то видит перед собой явную Марию, в душе у него, естественно, всё вскипает, он горько и гневно, не выбирая выражений, упрекает Руслана за такие дела, — потом сплёвывает на мраморный пол и уезжает. Слегка оторопевший от неожиданной эскапады оппонента, хозяин, впрочем, тут же приходит в себя и пускается в погоню… На пустынном (по случаю утра) Крымском мосту, пустынном, если не считать положительных героев, решивших по случаю счастливой развязки прогуляться и встретить рассвет с понтом, Руслан догоняет Виктора. Прижимает к бордюру, вынуждает остановиться. Из многочисленных иномарок, как горох, сыплются бойцы обеих группировок, мгновенно принимая боевые стойки и корча грозные рожи. Идущий в арьергарде "мерин", не успевая сманеврировать, врезается в опору электропередач. От удара багажник распахивается (при этом у него отваливается крышка), и на дорогу, покувыркавшись в воздухе, рушится вместительный чемодан с деньгами (это НЗ Руслана, он его всегда возит с собой — на всякий случай, вдруг подвернётся выгодный деловой контакт). Чемодан разбивается вдребезги (он пластмассовый), и во все стороны брызгают пухлые пачки. Некоторые парни (в прошлом — хорошие боксёры и каратисты — с присущей им всем завидной реакцией) машинально ловят неопознанные летающие объекты свободными руками. Рассматривают… Пытаются "на глазок" определить, на сколько тонн тянет хапнутое… Но сразу берут себя в руки и возвращаются к надлежащей бычке. В это время из машин вылезают, наконец (не спеша — они не сявки какие-нибудь), Руслан и Виктор. Сходятся. Молча меряют друг друга взглядами. На заднем плане — положительные герои притворились голубями, хлебными крошками и бычками, затаились и ждут, чем кончится долбаный мюзикл… …Руслан (Виктору). Глину пойдёшь охранять!!.. …Ну и т. д. (см. выше)… …Слава Богу! Наконец-то я разобрался с ними!.. Где тут были мои сигареты?.. P. S.: В наступившей тишине (зрители ещё не успели сообразить, что пора рукоплескать и забрасывать автора цветами) слышен надсадный вой приближающегося мотора с турбо-наддувом. На кислотно-лаймовом "Феррари" к месту развязки подлетает позабытая всеми в пылу погони девушка-киборг. На её точёные плечи небрежно накинута песцовая шуба. Девушка выпрыгивает из чрева своего колёсного монстра и, брезгливо лавируя среди луж крови и натёкшего из раскуроченного "Мерседеса" топлива, приближается к распластанному на асфальте Виктору. Он, оказывается, ещё жив. Беззвучно разевая рот, силится приподняться… Возможно, что-то сказать — прояснить ситуацию… Или, к примеру, попросить прощения за все те муки, которые он причинил всем тем, которые… Но времена сейчас жестокие — и девушка не желает прощать. Более того, не желает и слушать. Она грациозно замахивается и с нечеловеческой (что вполне объяснимо) силой впечатывает массивный носок своего "гриндера" в беззащитный бандитский пах, пропахивая тело несчастного почти до самых гланд. Слышен характерный звук, как если бы с большой высоты в вязкую цементную массу упал кирпич. Кое-кто из присутствующих начинает подозревать, что актёры в мюзикле заняты одноразовые… Гальванически дёрнувшись и в последний раз булькнув горлом, Виктор замирает. Кажется, отмучался. Усмехнувшись, голем вынимает из сумочки сигареты (которые всё никак не мог отыскать автор, вот они, оказывается, где!), закуривает и — направляется к "Мерсу", из пробитого бензобака которого продолжает хлестать бензин. Через пару секунд сцена погружается в пучину огня и дыма. Зрители в панике шарахаются к выходу, начинается давка. Мощный взрыв потрясает театр, и несколько первых рядов — вместе с теми театралами, которые не успели, карабкаясь по спинкам кресел, пробраться поближе к выходу, чтобы быть раздавленными чуть позже, охватывает бушующее пламя. По проходам с воплями мечутся живые факелы — право, это уже перебор… Трещат от жара старые деревянные стены, полыхают тяжёлые складки занавеса, сердито топорщится его узорное золотое шитьё… …За кулисами — жутко ухмыляющийся Митя складывает ноутбук (дополненный странным приспособлением с антенной) и убирает его в рюкзачок. P. P. S.: Да! Чуть не забыл! На протяжении всего действия из оркестровой ямы доносится весьма недурная музыка, впрочем, это уже не ко мне… 26.11.00, г. М |