Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)
Объем: 6700 [ символов ]
ПОЭЗИЯ СТАНИСЛАВА БОЖКОВА (вне конкурса)
Когда поэт Станислав Божков обратился ко мне с просьбой написать предисловие к его книге стихов, я совершенно искренне ответил, что сочту это большой честью для себя. «Нет, я не Байрон...» и не многие другие, куда более известные, чем скромный автор этих строк, разве что пишущий стихи на русском, украинском, английском и немецком языках... Сознаю неимоверную трудность предисловия вообще. А к поэзии, гармонично, синкретически соединяющей музыку, живопись и зодчество, – вдвойне. А к судьбе, назвать которую трудной значит почти ничего не сказать, – втройне. Но когда я читаю стихи Божкова или слушаю их в его неповторимом авторском исполнении, – все поэты читают стихи, как поэты, а не как актёры, и это прекрасно, – меня не покидает ощущение нашей близости и даже духовного родства. Мы дети одной и той же культуры, у нас общие поэтические приоритеты, общие учителя – великие поэты, у нас не так мало посвящений им, а также других стихов на общие для нас обоих темы. Близки мировоззрения, позиции. Поэтому столь обязывающая задача так радостна для меня.
 
Главная черта поэзии Станислава Божкова – триединая вера, надежда, любовь. Искушённый читатель поэзии, который видит не то что между строк, но даже и в других измерениях, сразу же ощутит незавуалированную, неизбывную любовь поэта к Слову и благоговение перед ним. «Сначала было слово...» Да разве только «было»? Оно и есть, и будет, и останется навсегда, увы, в отличие от его творца... Удивительно и прекрасно, что в наш грубый, «жестокий век», невзирая на эстафету собственных жизненных передряг, поэт сумел сохранить в душе неприкосновенный запас высоких и чистых чувств, без которого нечего и мечтать о взятии даже одной верной поэтической ноты. Это любовь к человеку как единственной мере всех вещей, – поэзия Станислава Божкова изначально, в своей основе гуманистична. Это любовь к женщине – животворной мадонне, да простится высокий слог (но уместен ли низкий?). Это любовь к истории, жизни, природе, всему неисчислимому земному. Это вера в красоту, духовность, поэзию (а что ещё может нас спасти?). Это надежда на лучшее будущее (а что ещё нам остаётся?).
 
Стихи Станислава Божкова отличаются, я бы сказал, культурностью. Это не просто симбиоз незаёмной свежести с начитанностью в классической и современной поэзии. Это отточенность, фольклорность, иногда афористичность строк. Это порой изысканные рифмы, способные доставить подлинное наслаждение поэтическому гурману. Это преднамеренные сбои ритма, нет, дыхания, фиксирующие и фокусирующие на главном мысль читателя и слушателя (а разве наша жизнь равномерна и прямолинейна, как в формулировке механического закона инерции?). Это своя собственная, неподдельная интонация, доверительная и трепетная, которая, словно девушка, ждёт внимания и, не побоюсь сказать, даже нежности. Это предположение у читателя немалой искушённости, развитого чувства причастности, желания и умения по-настоящему вжиться в судьбу поэта, даже породниться с ним, а не просто настроить собственный слух по его камертону. Радостно, что такие читатели были, есть и будут. Только благодаря вам, дорогие друзья, восхождение на поэтические Эвересты никогда не станет трудом Сизифа. А раз так, поэзия Станислава Божкова не будет гласом вопиющего в пустыне.
 
И в то же время она начисто лишена как элитарной оторванности, так и малейшего намёка на провинциализм. Это самовыражение судьбы, самоощущение личности – кровью от крови, плотью от плоти народной – в российской глубинке, в Прикамье, которое не отпускало даже меня, своего гостя, и чуть разжало объятия, лишь получив взамен триаду стихов о себе. И, быть может, это обстоятельство станет малым оправданием данного представления поэта его читателям, прежде всего его землякам.
 
Не думаю, что подлинная поэзия возможна без свободы – и внешней, и внутренней. Это цель, единственный выбор Станислава Божкова, безальтернативная форма его бытия и сознания, наряду с прирождённым гуманизмом – краеугольный камень его позиции, бесконечно близкой любой подлинной личности. Не было свободы – не было у Божкова никакой возможности выйти к читательскому уму и сердцу. Он не лгал, не притворялся, не перестраивался и не пристраивался, избегал струй и течений, оставался самим собой со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, понимал неизбежность одиночества для подлинного творца. И ждал своего часа. И боролся. И, к счастью, дождался...
 
«Как много в этом звуке...» Читая стихи Станислава Божкова и наталкиваясь не то что на мысли и художественные образы, но даже и на отдельные слова, я, как и каждый, наверное, читатель, вижу, вспоминаю и чувствую что-то своё, свою вереницу событий и судеб. Стоило ему упомянуть о кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем – и сразу вспоминается мысленная дискуссия с Робертом Рождественским, видится Александр Галич, вперёдсмотрящий поэт и бард, выбравший свободу и резко бросивший на ходу оппонентам: «А вы валяйте, по капле выдавливайте раба!» А ведь похоронены там целые пласты русской культуры. Ищущий обрящет...
 
«В поэзии нет ни друзей, ни родных...» Никто из читателей мне просто не поверит, если я скажу, что все без исключения стихи Станислава Божкова представляются мне (даже не смею сказать: «являются») эталонными. Разумеется, я вижу, что в некоторых местах его же мысль можно было бы выразить по-другому и, как мне кажется, чуть более ярко, выпукло и художественно, да и можно было бы избежать ряда не самых богатых и запоминающихся рифм. Но это были бы уже не его стихи. К тому же все эти и другие недостатки вкупе с неоспоримыми достоинствами сплавлены в единый, неповторимый и узнаваемый стиль Станислава Божкова. Дейл Карнеги, идеи которого я использую в своих лекциях, настаивает: «Не переделывайте!» Невозможно переделать сложившуюся личность, тем более поэтическую. И никому не нужно. Пусть он и впредь поёт лишь своим голосом, а его развитие будет саморазвитием. Недостатки же и, как минимум, неровности стихов присущи всем без исключения, в том числе и Пастернаку, и Мандельштаму, и Цветаевой. К тому же на светосильном фоне всё это больше бросается в глаза...
 
О стихах Станислава Божкова можно говорить до бесконечности, но пора и меру знать. Главное, они за себя говорят сами, а лучшие не отпускают без неоднократного перечитывания. Поэт подлинно выстрадал свою первую книгу. От души рад за него и желаю дальнейшего творческого роста, – пределов совершенствованию нет и быть не может. И, конечно, новых и многочисленных, а главное, истинных и искренних друзей-читателей. Показав некоторые из стихов данной книги автору предисловий к трём моим книгам Лауреату Государственной премии СССР 1990 года Борису Чичибабину, я услышал его оценку творчества Станислава Божкова: «Хорошие стихи».
Дата публикации: 24.10.2008 20:48
Предыдущее: <strong>ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ</strong>Следующее: АННОТАЦИЯ И ПРЕДИСЛОВИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РЕДАКТОРА КНИГИ ЮРИЯ СТРЕЛЬЦЫНА &quot;МОЙ ДЕДУШКА В ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ ЖЕНИЛСЯ...&quot;

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта