В актовом зале совхозной конторы было многолюдно. Директор совхоза решил поговорить с людьми ,кто то из совхозных рабочих писал анонимные письма в райком, в обком и другие вышестоящие инстанции. Только за последнее полугодие с проверкой было пять комиссий,которые дотошно проверяли и начисление заработной платы,и совхозные детские сады и столовую . И вот новое письмо,написанное корявым неуверенным почерком ,с большим количеством орфографических ошибок,по числу которых, можно было уверенно сказать,что писал письмо человек малообразованный. В своем письме,он сообщал,что жена парторга купила где то сотню утят, а чем она будет их кормить,за чей счет? Вывод только один ,за счет совхоза. Письмо из района прислали назад в совхоз и просили разобраться. Повесив его на доске приказов и объявлений ,директор просил всех посмотреть на письмо ,может кто знает, чьих рук это дело. Выступая на собрании директор рассказал рабочим какие были приняты меры по устранению недостатков,о которых писал анонимщик. " Зачем писать,приходите ко мне со своими жалобами и просьбами,мы решим ваш любой вопрос, если это в наших силах." Так кто же пишет эти анонимки? Люди пожимали плечами,а ответа не было. После собрания рабочие подходили и читали письмо ,кто смеялся над содержанием, а кто и задумывался, а ведь правда,такую ораву утят кормить ведь не просто.... Посмотреть на письмо подошла группа доярок и вдруг одна из них,бойкая Тоня засмеявшись сказала,что она примерно знает,кто писал это письмо,но нужен эксперт,который точно скажет ,чей это почерк. Парторг обернувшись на слова Тони, спросил: " А где же его взять,этого эксперта?" Тоня лукаво ответила : " Так он тут же, свой; доморощенный,вот он !" И указала на тракториста Ивана Дик. Парторг удивленно поднял брови : "Мало того ,что ты баянист и пчеловод ,так ты еще и мастер по экспертизе почерка? Не знал,не знал!" Рабочие расcтупились ,давая возможность, Ивану подойти к доске объявлений и посмотреть на письмо. Тот польщенный всеобщим вниманием , посмотрел на письмо, потом на Тоню, и важно сказал ,что ему потребуется время,для того чтобы сделать заключение. Нужно проверить угол наклона почерка и особенности написания некоторых элементов букв, стиль письма и так далее... "Да какой стиль письма? Каракули, да и все!" Возмутился парторг,понимая,что его дурачат. Тоня с трудом сдерживая смех ,сказала : "Ну что, я права была ,когда сказала,что Иван точно скажет, кто эти письма пишет?" Парторг недоверчиво смотрел то на Тоню, то на Ивана. "И сколько же времени тебе потребуется на то,что бы узнать,кто пишет эти письма?" Все заинтриговано смотрели на Ивана, " Ладно Ваня,расскажи, я ведь уже знаю,кто писал это, если я не забыла этот почерк, то и ты не должен забыть." "Так это долгая история..." Ответил Иван ,но все зашумели ,требуя рассказать её. И Иван не торопясь начал свой рассказ: " В трудное послевоенное время, в Северном Казахстане в маленьких деревеньках было много ссыльных ,депортированных, репрессированных . Местные жители, казахи, помогали им выжить в то суровое время. Дети из немецких семей, быстро научились говорить на казахском языке. Дома разговаривали на трех языках. На русском,немецком и казахском. Отца моего забрали ещё в тридцать восьмом году и больше мы о нем, ни чего не знаем. У матери нас было четверо. В сорок седьмом году я закончил начальную школу ,а семилетняя школа была в соседнем селе Черуновка, за четырнадцать километров от нашего села. Ранней осенью я ,Тоня и другие ребятишки ,ходили пешком в школу и со школы,а как стало холодать, у кого одежды не было,те дома сидели, а меня, мать устроила к своей знакомой женщине на квартиру. У тети Марфы ,так звали эту женщину, был сын Петька,он был старше меня лет на шесть. Ему уже шел шестнадцатый год,ростом он был высокий и голос у него уже был как у мужчины. Но читать и писать Петька не умел. В школе не смог он ни одной буквы,ни одной цифры выучить .Вот сидел этот Петька дома и во все горло песни казахские распевал. Тетя Марфа меня взяла на квартиру с условием,что я буду её Петьку учить писать и читать А за это, она меня будет кормить. И вот придя со школы я пробовал учить Петьку читать, Как не объяснял ему буквы,какие примеры не приводил,ни чего не помогало. Обучение не продвигалось ни на шаг. Петька тоскливо смотрел в окно,или кулак мне показывал. К тому времени он уже на девчат начал поглядывать,но на такого дурня кто посмотрит? Вот и у Петьки созрел план мести девчатам. Он меня спрашивает, а как написать вот такое матерное слово ,я опасаясь,что нас услышит его мать ,предложил ему пойти в лес и там я ему покажу, как это слово пишется. В лесу на березовой коре,я нацарапал ему несколько матерных слов,которые Петька быстро научился писать, я понял, как его нужно учить. Каждый день, мы выбирали какую ни будь девчонку и Петька, какие только маты знал ,диктовал мне, я печатными буквами писал ему ,а Петька потом сам переписывал. И пошло у нас дело с обучением.За зиму Петька научился читать и писать. Потом я ему начал приносить со школьной библиотеки книжки. Особенно ему понравилась "Капитанская дочь" Он стал читать книги. Все четыре арифметических действия я его тоже научил. Вот как то весной ,в центре возле конторы, повесили афишу ,что завтра привезут кино. В то время кино было событием , в селе только и было разговоров про завтрашнее кино. Петька пробовал пригласить в кино то одну девушку,то другую,но все ему отказывали. Злой на всех девчат ,Петька вечером взял уголь и мел и тихонько ушел из дома.Через какое то время он пришел довольный, растянулся на печке и захрапел. А утром в деревне был переполох,все стены домов девушек,были исписаны матами. Если дом был побелен,то написано было углем,а если нет,то писал мелом, да писал крупными буквами, что бы из далека было видно. Все знали, чьих это рук дело, Петька весь день сидел дома, не высовывался на улицу, к вечеру все пошли в клуб смотреть кино. Пошли и мы с Петькой.Не доходя до клуба я заметил что с двух сторон возле дверей клуба стояли девчата ,а у стены стояли хорошие палки,я сразу понял,что сейчас будут Петьку бить за его писанину и учителю может тоже достаться. Я быстро вернулся домой.Тетя Марфа удивленно спросила, почему я не пошел в кино, сославшись ,что кино плохое ,я с волнением ждал Петькиного возвращения. Не прошло и двадцати минут, как на улице послышался Петькин плач,похожий на рев молодого бычка. Тетя Марфа всплеснув руками спросила: "Петенька,да кто же тебя так побил,да за что?" "Дееевчааатааа!" Жалобно ответил он. Пришлось ему все рассказать матери. Выслушав его объяснения,она схватила ремень и отстегала его ,приговаривая : "Ох подлец,ох срамец, что б тебя францы съели!" Кто такие эти францы, до сих пор не знаю. А почерк это точно его ,Петькин." В конторе стоял хохот, все желали знать, кто же этот Петька? "Да это Груздёв Петр ." Ответил Иван. Парторг и рот открыл от удивления... "Груздёв? Да как же мы раньше не догадались, ну и научил же ты его писать, на нашу беду , он ведь и на тебя Иван, донос написал в парторганизацию, о том, что ты собираешься в Германию переехать. Это правда? " Да правда, я уже собираю все бумаги ,которые нужны для переезда ,комендатуры теперь нет и я человек свободный,куда хочу, туда и поеду жить ,хочу для своих детей и внуков другой судьбы, хорошо,что времена настали такие ,не то, что в моем детстве ,когда от подлого доноса ,мы лишились отца,а я за тарелку супа должен был учить дебила. " Спокойно проговорил Иван. "Да что вы, немцы ,все туда ринулись переезжать,там что, в Германии этой , колбаса на заборах висит?" Спросил кто то из толпы. "Нет не висит , просто работать нужно везде , и быть уверенным в завтрашнем дне." Так ответил всем Иван. Люди стали расходиться по домам и в каждой семье обсуждалось решение Ивана Дик , переехать в Германию. Ведь уехали уже многие семьи, назад ни кто не вернулся . И все решили одно :- Поживем - увидим. |