Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Вадим Чирков
Объем: 16171 [ символов ]
Абстракционист
АБСТРАКЦИОНИСТ
 
Я пришел в парк Кольберта и сразу увидел на скамейке дядю Мишу. Двое его соседей о чем-то горячо спорили, а мой одессит явно скучал. Увидев меня, он встал и отвел к пустой скамейке. Кивнул на спорщиков:
-Тратят драгоценное время!
-О чем они?
-Политика! – В голосе его было чуть ли не возмущение. – О ней можно говорить всю жизнь – а что-то изменится? Им что-то прибавится? Или кому-то еще? Пусть о политике говорят те, кому за это платят!
Дядя Миша чуть помолчал.
-Хотите, я расскажу историю, что вам прибавится?
-О чем вы спрашиваете, дядя Миша!
-Вы еще не слышали про Гену Шихова? Нет? Это был мой сосед. Я его знал с детства. С тех пор, как он надел очки. Он примерно ваших лет.
Ну так вот – он был первый в городе абстракционист. Так его звали в горкоме партии, в том отделе, который отвечал за воспитание подрастающего поколения. Сам себя он видел драматургом.
Что такое абстракционист в то время? К Гене тогда ходили все начинающие поэты, художники, сценаристы, прозаики. Они приносили свои работы и показывали Шихову. Гена читал стихи или он смотрел на картину и вот он поднимал на поэта ледяные очки и говорил:
-Ну и что? - Это значило, что в работе нет ничего нового, оригинального, а искусство, он говорил потом, оно как физика: в нем можно только открывать. Его «Ну и что?» плюс ледяные очки знала вся Одесса, а я видел эти сценки в его квартире, потому был его сосед и заходил к его маме посоветоваться насчет здоровья.
Или он говорил:
-А что?.. Это... - Тут Гена снимал очки и протирал глаза.
Шихов был тогда самый большой культурный авторитет в Одессе. Его вызывали в горком и спрашивали:
-На что вы толкаете молодежь? На какие-такие открытия? На тлетворный западный абстракционизьм? – Тогда в партийных кругах было модно произносить это слово с мягким знаком – как Хрущев.
Гена Щихов (вдобавок к очкам и едкой натуре) картавил. Он отвечал:
-Какой абстъакционизм? Ъебята ищут! Одни находят, дъугие нет. Я им помогаю опъеделиться.
-Вы бы лучше помогали нам, - говорили в горкоме, хотя мы уже определились. А их и так найдут.
Шихов рабатал в парке, в отделе культуры каким-то методистом. Его зарплаты хватало на две порции гречневой каши.
Но у Гены была героическая мама. Она была старая комсомолка, в годы войны она держала в Бердянске антифашистское подполье и была потом награждена орденом и каждый год медалями. Клара Александровна работала в аптеке, имела что-то к зарплате как подпольный ветеран и воспитывала без мужа троих сыновей. Вот вам еще пример ее героизма.
Они жили в коммунальной квартире на Пушкинской, на втором этаже. В коммуналку вели мраморные ступени. Они были сильно побиты, эти ступени – еще, может быть, с 18-го года, когда из квартиры выносили куда-то рояль и другую тяжелую мебель или втаскивали пулемет. Или просто стукали по мрамору прикладом винтовки, чтобы оставить по себе память.
Шиховы занимали большую комнату с окнами на Пушкинскую, с миллионом книг Гены и большим балконом, в котором провалился пол. В ней жили то Гена с мамой, то они и семья младшего сына Валеры из четырех человек (тогда комнату разгородили стеной), то старший сын ссорился с женой и переходил к ним на целый месяц, то на них сваливался какой-то родственник из Бердянска... А сколько было гостей летом! Они приезжали ради моря и фруктов, и Клара Александровна, старая комсомолка, всех принимала.
-Миша, - встречала она меня на улице, - вы не возьмете к себе молодую пару москвичей на несколько ночей? У меня на сегодня шестнадцать человек, а кровати всего две и три раскладушки.
Лицо у нее было всегда измученное, как будто немецкая оккупация еще не кончилась, но вот героического было уже совсем мало.
Я сказал, что в коммуналку вели мраморные ступени. Там до революции
жил какой-то богатый немец – в четырех комнатах, с прихожей, как зал, и еще была комната для прислуги. Немец оставил по себе, кроме квартиры, еще память: в трех комнатах подряд у него на стенах были большие барельефы на тему жизни как она есть. Я видел их все. На первом молодой человек в камзоле и треуголке объясняется в любви юной девушке в капоре. Ну, Карл и Гретхен под столетними липами... На втором он откуда-то пришел, а она, уже в домашнем чепце, сидя возле колыбельки, протягивает ему для поцелуя маленького сына... На третьем барельефе они же, но уже старые – он все в той же треуголке – сидят у могилы на кладбище, а рядом с ними только большая собака, у которой голова высовывалась в комнату, но ее отломил, верно, все тот же винтовочный приклад. Или срубили саблей, как буржуазный пережиток.
Революция разделила эту грустную историю на три семьи. В одной - радовались молодой любви. В другой – что супруги уже имеют сына. Третьим – это как раз были Шиховы – достались старость, кладбище и собака без головы.
Но это, конечно, не все. В прихожей (которая как зал) новоселы сразу же построили фанерную кухню, покрасили в темно-зеленый цвет, поставили пять столиков, к каждому провели свою лампочку, принесли примусы и керогазы. Столиков – пять, шкафчиков – пять, примусов – пять, веников - тоже пять, водопроводный кран – один. Тут варят борщ, тут – уху, здесь – жарят котлеты, здесь – пекут синие... Если бы тот немец вошел в эту кухню, он бы сразу умер. Он бы просто задохнулся.
И ватерклозет, понятно, был один, но в нем висело пять лампочек.
Что вам сказать? За такие фанерные кухни в Гражданскую, говорят, положили 8 миллионов человек...
Дядя Миша какое-то время сидит молча, но брови и морщины на его лбу совершают какой-то танец и плечом он пожимает – это он что-то еще домысливает, договаривает...
-Что вам сказать? – снова подает он голос. – Тот немец бы, наверно, умер. А люди жили! Что им оставалось?
У Гены начался вопрос с девочками, - продолжает старик. - Он решался тогда – решался? – на улице, у парадного подъезда, когда молодые люди стоят рядом и всю ночь разговаривают о писателе Толстом или о поэте Лермонтове. В доме это делать нельзя, потому что там спит мама, которой утром на работу.
А как жениться? Карл Маркс об этом не успел подумать, он был занят «Капиталом» и «Манифестом». Ждать, когда у основоположников дойдут наконец руки до супружеской постели? Что говорить – даже Райкин выступал на эту тему. Кто смеялся, а кто и качал головой...
Гена таки женился, и молодые жили то у ее матери – им там уступали комнату, то на Пушкинской – Клара Александровна уходила на ночь к подруге.
Теща узнала где-то, как именовала Гену правящая партия, и звала его в разговорах с дочерью не иначе, как «этот твой абстракционист». «Надо быть сумасшедшим, говорила она так, чтобы и он слышал, в наше время заниматься культурой? Какая культура?! У Сени в сапожной мастерской одно место, но он каждое лето ездит в Сочи!» Короче, Гена очень скоро не оставался в том доме даже на ночь.
А Ната, его жена, из-за чего-то поссорилась с Кларой Александровной и сказала, что ноги ее не будет на всей Пушкинской.
Где им теперь встречаться? – они разошлись. У Наты родился сын, первый и последний, он остался у матери. Гена имел «День отца», как он его называл, раз в неделю.
И вот: вопрос, который не успел разрешить Маркс из-за «Манифеста» и за который бился Райкин, висел у Гены Шихова над кроватью, как крест в комнате богомольного католика. И он с этим вопросом прожил еще лет 30-40. Связи он имел только с теми молодыми женщинами, у которых «есть хата». Такие, конечно, в Одессе были, но они не все красивые, - и не всем из них, между прочим, подходил наш маленького роста, картавый, но умный Шихов. Вечная проблема... Хорошо, что все они собирались в кофейне гостиницы «Красная» и там мужчина, ходя от столика к столику, мог наконец завести полезный разговор.
К этому времени случилось то, чего все ждали и не могли дождаться и даже не верили, что дождутся: коммунисты кончились! Они и так сильно задержались. В последнее время их знали только через анекдоты.
И новой власти - представьте себе - оказался нужен наш Шихов! Ей вдруг понадобился абстракционист. Для связи с молодежью. Кто еще поймет молодежь, наверно, думали они, как не абстракционист, и кого еще будет слушать молодежь, как не абстракциониста!
И на этот раз власть не ошиблась. Через какое-то время прежде гонимый Шихов уже ведал всякими шоу, устраивал концерты, приглашал знаменитостей. Он завел собственное дело! Нынешняя власть вставала, когда он входил к ней в кабинет.
-Геннадий Михайлович, - спрашивала власть, - а как мы проведем в Одессе этот праздник?
Геннадий Михайлович садился и рассказывал, а начальство только кивало.
Вы не поверите, но у Гены есть фотография, где он снят с патриархом Алексием! Они жмут друг другу руки. «Кто это рядом с Шиховым?» - спрашивали в Одессе.
Всего я знать не могу, мне и не нужно знать все. Но главное мне известно: через некоторое время мой сосед стал зажиточным человеком. Не богатым, как Ротшильд, Гейтс или король Брунея, но все-таки. И что он сделал в первую очередь? Вы не догадаетесь! Для этого надо быть немного абстракционистом.
Наш Гена стал освобождаться от соседей. Он давал им недостающие деньги – у всех что-то было на отдельную квартиру - и они ее покупали. Вот выселился один... второй... третий... Они летели к собственным квартирам, как на крыльях. Как называется этот процесс у политиков?
-Контрреволюцией, - сказал я.
-Может быть, и так, - согласился дядя Миша и пожал сухонькими плечами, - пусть будет так...
-Я пришел к Гене, - продолжал он, - когда парадная дверь с пятью звонками была открыта. Он стоял в прихожей, на самой ее середине, один, и почему-то оглядывал потолок.
-В чем дело, сосед? – спросил я. – Что вам тут не нравится?
-Вы знаете, дядя Миша, в каком году здесь в последний раз делали ъемонт?
-Ну...
-В 1918 году!
-Что вы вдруг вспомнили о ремонте, Гена?
-Дядя Миша, я только что стал хозяином этой кваътиъы! Полчаса назад выехал последний жилец. Идемте, я вам кое-что покажу.
Мы ходили из комнаты в комнату, открывали высокие белые двери, которые были забиты большими гвоздями еще в 18-м, и Гена показывал мне барельефы. Теперь вся эта грустная немецкая история снова была в одной книге. Она имела начало, но она имела и конец.
-Геночка, - сказал я, когда мы посмотрели последний барельеф, где кладбище – а через открытые двери были видны и второй, и первый, - Гена, это такое невиданное событие, что я не знаю, что вам делать – смеяться или плакать.
-Плакать, дядя Миша, - ответил мне Гена, - плакать, ъыдать! Потому что я имею эту кваътиъу, когда мне стукнуло 60, а не 25! Сколько къасивых баб пъошло мимо нее, даже не обеънувшись! Сколько пьес здесь не написано! Сколько детей не ъождено!..
Очки у Гены, я вам говорил, могли быть ледяными, когда он читал чьи-то плохие стихи или смотрел на плохую картину. И вот они покрылись туманом, как в ноябре, Гена их снял и так долго протирал, что я отвернулся и стал смотреть в окно...
Я думал, что история на этом закончится, но дядя Миша произнес неожиданное на этот раз:
-Что вам сказать! Что вам сказать! Если бы здесь можно было поставить точку, получился бы какой ни есть хэппи энд – ведь лет 15-20 Гене еще светило. Можно сесть и написать пьесу, от которой весь мир ахнет. Можно еще раз жениться или какое-то время побыть холостяком, что тоже полезно. Детей, правда, заводить уже поздновато...
В историю жизни нашего бывшего абстракциониста вмешалось Время. Иное Время крутит людьми как захочет. Оно не тик-так, тик-так, а, скорее, погремушка в руках у малыша, в которой горошинки беспорядочно летают из угла в угол, не ведая, в каком очутятся через минуту.
А еще, может быть, это Время походило, по иронии судьбы, на... абстрактный холст, глядя на который полагается делать понимающее и даже снисходительное лицо и ежеминутно кивать, про себя же чертыхаться, скрывая мысль, что художник писал этот холст в припадке безуми или похмелья.
Только-только Гена Шихов стал владельцем дореволюционных апартаментов, как весь старый дом (в нем десятки квартир) купила у города для своих надобностей некая быстро расцветшая – за ночь, как пышный южноамериканский цветок гибискуса - фирма. Шихову, потерянно бродящему по семи комнатам, предложили за них большие деньги.
Что делать?
За эти деньги можно купить квартиру в совсем уж центре города, где когда-то жили самые богатые одесситы. Квартиру с большими-большими окнами, выходящими на Ришельевскую. Или другую, на Дерибасовской...
Наш маленький владелец больших апартаментов скоро присмотрел новое жилье. Он водил к нему всех своих знакомых и показывал пальцем на окна. Знакомые цокали языком.
Фирма выплатила ему деньги; произошло это на Пушкинской улице, где на стенах квартиры были немецкие барельефы. Пришли молодые уверенные люди из фирмы (костюмы от Кардена, обувь от Баланини), вынули из папок с золотыми уголками кипу бумаг... Бумаги были торжественно подписаны «обеими договаривающимися сторонами». Потом Гене отгрузили увесистые пачки зеленых. Представители фирмы (и нового Времени) договорились о сроке освобождения площади и ушли, оставив в комнате ароматы дорогих мужских одеколонов. На улице, под балконом мягко хлопнула дверца машины.
Тик-так, тик-так... Жизнь продолжалась. Но уже на каком-то новом этапе. Этот этап проглядывался пока что смутно.
Вечером «на огонек» заглянул приятель – из тех немногих, что остались с далекого прошлого. Он был близок общими мытарствами по ухабам советских дорог, один из ухабов – проблема жилья для молодого человека, другое – поступление в ВУЗ, близок был общими «бабами, даже дальним родством, одними и теми же кинофильмами, анекдотами... Приятель был уже совладельцем известного в городе банка, и, понятно, Шихов поделился с ним новостью, кивнув на угол, где были спрятаны деньги, и проблемами своего завтрашнего дня.
-Ты, сумасшедший, Генка! – для начала объявил гость. – Держишь такие лавэшки дома? Думаешь, те ребята хранят покупку твоей хаты в тайне? О ней знает уже половина Одессы! Ты можешь до утра не дожить, завтра твой окровавленный труп будут полоскать из шланга в морге. Отнеси их в банк и лишь тогда ложись спать. Нет, правда, он двинулся мозгами? – обернулся приятель к жене Гены.
Та кивнула, но неизвестно чему.
-А что, может, ты и прав... – забеспокоился Шихов.
Короче. Три этих человека берут машину и едут в банк. Увесистая сумка с пачками долларов на коленях у Гены. Рука проверяет и проверяет, закрыт ли замочек.
В банке отделение с ячейками заперто так, что нужно вызывать трех работников банка, у которых три разных ключа.
-Оставишь лавэ у меня в кабинете, - сказал приятель, - в моем сейфе. А утром мы с тобой поместим их в ячейку.
Еще короче. Утром денег в сейфе – по-киношному эффектный эпизод, если бы не был правдой! – денег в сейфе не оказалось.
Приятель разводил и разводил руками. Разводил и разводил...
-Что я могу сделать?! – восклицал он. - Режь меня, убивай – нету их! Нет!... – Он прямо-таки призывал Шихова присоединиться к категоричности и безысходности своего «Нет!». Он прямо-таки умолял не искать ему объяснений. Ибо исчезновение такой суммы - 75 тысяч долларов - заложено в ней самой: деньги должны были исчезнуть, испариться - они и есть мистическая причина пропажи.
Душа покинула Гену, отлетела куда-то, к кому-то, тело же было приведено женой домой, накормлено и напоено чаем, уложено на диван. Его, тело, поднял телефонный звонок. Энергичный и бесконечно доброжелательный голос представителя фирмы предложил Шихову в недельный срок – вы уж нас извините, но бизнес есть бизнес! – освободить квартиру, фирме нужно произвести там капитальный ремонт и использовать помещение...
 
У каждого времени свои герои, они действуют согласно его недолговечным, но очень жестким законам. Есть, конечно, и другие герои, которые к законам, диктуемым Временем, относятся свысока и верят, что все равно вернутся те, вечные... Эти герои живут трудно, Время чаще всего избавляется от них тем или другим способом: иногда просто убирает со своего пути, задвигая в чулан безвременья, если же герой упрямится, убивает его. Наш Гена Шихов принадлежал двум временам. В первое другу можно было верить, во второе – нельзя. Время не убило его, оно его, имевшего кое-какую слабину, попросту списало со своих счетов, вычеркнуло из списков...
Дата публикации: 29.11.2006 20:49
Предыдущее: Крушение столаСледующее: Соринка

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта