Конкурс МСП "Новый Современник"
Положение о конкурсе
Раздел для размещения текстов
Призовой отдел








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Творчество наших авторов на YouTube
Виталий Царёв. Хочу летать
Кабачок "12 Стульев"
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Игорь Царев
Объем: 6055 [ символов ]
МАСТЕР-КЛАСС - чем сердце успокиоится?
Пришла пора подводить черту под нашим экспериментальным виртуальным Мастер-классом. Осень выдалась у меня нелегкая. Работа не оставляет свободного времени для частых появлений в Сети. Да и число активных учеников (в связи с разными обстоятельствами) постепенно сократилось практически до нуля.
Что же мы имеем на выходе?
Нельзя сказать, что все было удачно. Организационные промахи смазывали многие положительные моменты. Но, надеюсь, вам все же было тут не совсем скучно. Косвенно это подтверждает счетчик посещений – он зарегистрировал тысячи безымянных посетителей. Значит нас читали, за нашими успехами-неудачами следили.
 
Осталось самое главное – определить по итоговым вашим стихам эффективность наших занятий. И я прекрасно понимаю, что именно этого вы давно от меня ждете. Но тут-то и вышла закавыка, заставившая меня на время взять паузу. Я думал, как выйти из этого щекотливого положения. Дело в том, что ваши экзаменационные работы не показались мне блестящими (чего очень хотелось бы). Конечно, можно было бы разобрать их в щадящем режиме. Но это было бы нечестно. И прежде всего по отношению к вам. Иллюзии успеха – еще хуже неудачи. Тем более, что откровенных неудач тоже не было. Вы честно попробовали применить те приемы, которые мы обсуждали. И что-то у вас получилось, что-то нет… Нормальный процесс, где бахвалиться особо нечем. Можно было бы с высоты положения Мастера разбирать ваши тексты по косточкам, выискивая недостатки (коих хватает). Но я сам не люблю «высокомерных» разборов своих текстов и никогда не позволяю себе относиться так к текстам других. Наверное, это сказывается личный жизненный опыт. Как-то меня (тогда еще начинающего и наивного) по косточкам разобрал один писатель. Его приговор был суров – мои стихи не показались ему чем-то интересным и имеющим отношение к поэзии. Писатель был провинциальный (я сейчас даже не помню его фамилии), но для меня его выводы были неоспоримы – ведь он был ЧЛЕНОМ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ. И я бесповоротно бросил это занятие, и лет десять вообще не писал стихов. Уж не знаю, пошла ли мне на пользу эта длительная пауза. Когда нарыв все же прорвало и я снова стал писать (уже получше), я иногда думаю, а если бы я трудился на поэтической ниве все пропущенные годы, возможно я был бы на 10 лет опытнее и искуснее? Или нет?
Сегодня я сам уже член союза. И не одного. Но никогда не позволяю себе «громить» кого-то, только потому, что мне не очень понравились стихи. Погромщиков с апломбом и без меня хватает. Я скорее готов что-то подсказать (из того, что сам знаю). Этим, собственно, мы и занимались в течение работы Мастер-класса.
Мне жаль, что он заканчивается. Мне есть еще чем поделиться. И потому вдогонку все же дам еще несколько немудреных советов.
Вот Есенин называл себя «божьей дудкой». Очень точное определение. Все поэты отчасти эти самые дудки и есть. Если вам в автобусе попался странный человек, взгляд которого погружен в себя, а губы что-то беззвучно шепчут, то с большой долей вероятности можно утверждать, что это поэт. И в этот момент ему слышатся слова, которые возникают как бы из ниоткуда, укладываясь в строки. Если не записать, то они моментально забываются как мимолетные ночные сны. Но начинаешь записывать – «голос из ниоткуда» пропадает. И остается только восстанавливать, реставрировать недослышанное, используя поэтическое мастерство и опыт.
Стихи рожденные, надиктованные вдохновением сразу видны. Они легки, искристы.
Стихи написанные в творческих муках, как правило, более неказисты. И только опытные мастера умеют так довести текст до ума, что разница практически не ощутима.
Поэтому.
 
1. Надо тренировать ухо, «слух», помогающий услышать «продиктованные» строки.
 
2. Надо тренировать руку, перо, технику, позволяющую восполнять «недослышанное».
 
Все это «несложно». Для этого просто надо ежедневно писать, ежечасно повторять про себя свои и чужие стихи, ежесекундно думать о поэзии.
 
3. Расширяйте свой активный словарный запас. Каждое новое слово позволяет создавать новые ассоциативные цепочки. Иногда стихи рождаются только потому, что поэт вспомнил (или узнал) «вкусное» слово. Родилась рифма-пара, и пошло, поехало…
 
4. Не пишите о том, чего не видели или не ощутили сами. Многие поэты (особенно молодые) так и норовят научить весь мир как надо жить. И начинают сыпать банальностями, которые им самим кажутся откровениями. Но эти откровения (за отсутствием жизненного опыта) почерпнуты из литературы. И это видно за версту. Пишите о том, что волнует лично вас, о том, что сами пережили. И это уже будет интересно. Но помните, что написанное становится литературой только тогда, когда в ней содержится некое обобщение, позволяющее апроксимировать ваш личный опыт на других людей.
 
5. «Внутри» стих должен быть больше, чем «снаружи». В этом заключается самый главный фокус. В этом вся мистика поэзии. Если в трехлитровую банку можно налить только три литра пива и ни каплей больше, то в небольшом стихе можно уместить целые вселенные, рассказывая при этом всего лишь об улыбке. То есть, в стихе желателен подтекст, второй план, а то и третий, и четвертый.
 
6. Чаще используйте образы, и реже сравнения. Образы выигрышнее. Приведу пример. Можно описывать сравнениями. Закат - как бархат. Или дождинка – словно слезинка. А можно так: Лишь по небу тихо сползла погодя / На бархат заката слезинка дождя.
 
7. Не идите на поводу у рифмы. Пишите то, что вы хотите, а не то, что выходит. Если, конечно, это не тот случай, когда текст приходит «свыше».
 
Пожалуй, тут стоит остановиться. Можно было бы продолжать, но цифра семь обладает некоей магией законченности. Пусть так и будет. Извините, за некоторую раздрызганность мысли. Писал в кратких промежутках между работой. Надеюсь, что хоть кому-то может пригодиться мной сказанное. Если у вас еще будут вопросы – не стесняйтесь, спрашивайте. Мастер-класс не закрывается. А распускается на каникулы. Мы подумаем как его можно будет преобразовать в нечто постоянно действующее и интересное для всех.
До встреч!
 
С уважением и благодарностью за общение,
Игорь Царев.
Copyright: Игорь Царев,
Свидетельство о публикации №112384
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентин Алексеев[ 25.10.2006 ]
   Игорь, весьма дельное завершение. Ваши советы прямо в яблочко, для меня, по крайней мере, дело за малым - применить их.
   Спасибо за Ваши занятия!
   Был искренне рад общению!
   С уважением и симпатией, Ваш Валентин
 
Игорь Царев[ 25.10.2006 ]
   :) Не прощаемся, Валентин, да?
Валентин Алексеев[ 25.10.2006 ]
   Ну, насчет "не прощаемся" - я всегда доступен, просто в конкурсе не хочу более участвовать. А с Вами и с Надеждой буду всегда рад общению!
   С уважением, Валентин.
   P.S. Игорь, хотелось бы увидеть Ваше мнение по последнему заданию в классе рецензирования...
Игорь Царев[ 25.10.2006 ]
   Конечно будем общаться :)
   И свои соображения по поводу класса рецензирования я тоже выскажу. Всенепременно.
   С уважением,
   И.
Дмитрий Половнев[ 25.10.2006 ]
   Игорь, огромное спасибо за науку. Жаль что не было времени более старательно заниматься, но тем не менее узнал много нового.
   Не напрасными были наши труды:)
   С уважением, Дмитрий
 
Игорь Царев[ 25.10.2006 ]
   Дмитрий, спасибо за теплые слова. Рад, что наши встречи были не напрасны
   Игорь Царев
Irena_light[ 29.10.2006 ]
   Уважаемый Игорь!
   Спасибо Вам за мастер-класс, Ваши занятия были живыми и интересными, от них мы получили и пользу, и удовольствие.
   С уважением. Ирина.
Игорь Царев[ 16.11.2006 ]
   Спасибо, Ирина. Будет желание, заглядывайте. Как я уже говорил, Мастер-класс не закрывается. Ну, а интенсивность общения и его интересность зависит от нас самих
Эдуард Филь[ 25.10.2006 ]
   Игорь, пункт 2... стоит ли расширить - значительно больше читать в слух и чужие стихи и особенно свои творения - свои творения...
   Что скажите?
 
Игорь Царев[ 25.10.2006 ]
   Эдуард, ну, да - повторять, читать вслух и про себя, свои и чужие... Но тоит уточнить, что чужие следует читать в особой пропорции. Большей частью из стихов, что заведомо лучше. Из классиков живых и мертвых. Потом свои. После классиков, задающих высокую планку, становятся видны свои ошибки и промахи, ранее не заметные. А чтобы после классиков не падало самоуважение, стоит немного почитать из чужих плохих. Но совсем чуть чуть! В большой дозе плохие стихи отбивают "стихотворный вкус" :)
Эдуард Филь[ 25.10.2006 ]
   И конечно слушать стихи в исполнении мастеров. В исполнение мастеров Слова...
   Я тут недавно в живую слушал Михал Михалыча Козакова, как он самозабвенно читал И. Бродского и Д. Самойлова - просто фантастика. Душа парила наслаждаясь...
   Больше нужно литературных вечеров, больше читать стихи мастеров и свои в слух заучивая наизусть- и тогда каждая буковка найдёт своё место)))))))))))))))­))­
   Спасибо Вам!
Игорь Царев[ 26.10.2006 ]
   Точно. В хорошем исполнении стих играет как бриллиант. Вдруг открываются грани, незаметные ранее.
Игорь Царев[ 26.10.2006 ]
   Надо подвести итоговую черту и под «Отделением критики». Зачем я астаивал на его существовании в Мастер-классе?
    Объясню.
    К сожалению, большей частью рецензии и так называемые критические разборы стихов, наблюдающиеся сейчас на литературных сайтах, сводятся к банальным «нра» или «не нра», разбавленных, по мере сил пишущего, некоей видимостью аргументации. Если автору наступают на мозоль, он обычно реагирует весьма прогнозируемо, по принципу – «сам дурак», указывая на недостатки стихов критика. Между тем, критик совсем не обязан уметь писать стихи! Но он обязан уметь многое другое. И самое главное – он должен быть мудрее, умнее и образованнее поэта. Ведь по наитию написать искренние, трогательные стихи может даже человек «от сохи», не знающий, что такое амфибрахий, но наделенный талантом от Бога.
    Критик же, кроме талантов, должен еще быть человеком с высшим образованием. А еще лучше сразу с несколькими высшими. Он должен знать историю поэзии, ее мировые тенденции и направления, владеть терминологией, теорией стихосложения, знать во множестве имена, даты, произведения, образовавшие ткань мировой литературы… И только обладая таким багажом, можно уже браться рецензировать чьи-то тексты.
    Нашему Мастер-классу повезло. Надежда Шляхова и Валентин Алексеев взвалили на себя нелегкую ношу рассказать и показать, «что есть рецензирование». И оба они вне всякого сомнения обладают нужными знаниями и качествами.
    Конечно, научить вас писать качественные рецензии вряд ли было возможно за столь короткое время и малое число занятий. Но вы хотя бы на время получили уникальную возможность (под руководством знающих и доброжелательных учителей) почувствовать себя в шкуре рецензента, посмотреть на мир и на собственные стихи с этого непривычного для каждого автора ракурса.
    Теперь, зная, как на ваши тексты смотрят настоящие рецензенты, вы уже заранее будете избегать тех промахов и ошибок, на которые ранее просто не обращали внимания.
   
    Я очень признателен Валентину Алексееву, что он активно участвовал в нашей работе, хотя у него в этот период было немало забот и в реале. И я думаю, что все мы дружно должны сказать ему БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
    Спасибо Надежде Шляховой, за ее интересные рецензии, немалую организаторскую.
    Спасибо Виталию Гайдачуку, который собственно и заварил эту кашу с Мастер-класом.
    Спасибо всем вам, согласившимся назваться учениками, принимавшим участие в этом эксперименте.
    И до новых, надеюсь, встреч.
   
    И.Царев
   
    P.S. Да, дорогие ученики, хочу вам сказать, что если вам понадобиться переговорить со мной, задать вопрос, я всегда отвечу, если вы напишете по адресу igor@trud.ru . Только напомните, что вы участник первого Мастер-класса.
Сергей Колоусов[ 31.10.2006 ]
   Игорь, спасибо! Надя, Валентин - спасибо! Виталий - спасибо! В самом деле много узнал из мастер-класса. Много больше, чем рассчитывал. И это еще багаж в чемодане, который вы передали, и этот чемодан еще нужно распаковать, расставить знания по полкам и ввести в обиход))) С каждым днем всё выше оцениваю то, что вы рассказали и тем больше хочется сказать
   спасибо!
   
   Если б у нас у всех больше было времени... а так - дважды заочники... Извините за неусидчивость)) Ну, посмотрим на новобранцев!)))
   Мы ведь не уходим из класса, мы остаемся в школе - кто во втором классе, кто на второй год... кто - в администрацию)))
 
Сергей Колоусов[ 31.10.2006 ]
   Да, кстати, за партой было столько интересных соседей... Вам тоже спасибо!
Игорь Царев[ 16.11.2006 ]
   Сергей, вы верно отметили, что соседей интересных много было. И жаль, что пообщаться по настоящему все же не удалось. Но еще не вечер, не вечер. Возможно вы и впрямь будете продолжать загляджывать сюда. И мне это будет приятно.
   И.
Юлия Чиж[ 10.11.2006 ]
   Спасибо всем педагогам и соученикам!
   Было очень интересно и познавательно.
   Сожалею, что обстоятельства стали помехой регулярным посещениям занятий.
   Извините, если что не так:)
   С уважением ко всем,
   Юлия
 
Игорь Царев[ 16.11.2006 ]
   Юлия, и вам спасибо, что посещали класс. Любое учение, кстати, всегда взаимно. Как бы иные преподаватели не раздували щеки :) Всегда помните об этом.
Валентин Алексеев[ 16.11.2006 ]
   Согласен на все сто!
   Я так столькому научился! :))))
Мария Даценко (Сударушка)[ 11.04.2007 ]
   Хоть и с огромным нелепым опозданием, но все же - огромное спасибо! Всем Вам, Игорь, Надежда, Алексей, всем-всем учителям и ученикам. Вы учили видеть и слышать лучше, быть чутче и скромнее, терпимее и внимательнее. И еще многому. Спасибо, счастья вам всем и сил!

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
ОСЕННИЙ МАРАФОН
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Форум редколлегии
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов