Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Ольга Черниенко
Объем: 19662 [ символов ]
Ворона часть 5
«Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей,
не стреляй просто так из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
что без промаха бьешь по мишеням живым…»
ДДТ. Юрий Шевчук(Не стреляй)
 
Большую перемену перед последним уроком, я, как всегда, решила провести подальше от одноклассников, и на этот раз забрела в левое крыло первого этажа, где располагались школьные мастерские.
Здесь была выставка работ старшеклассников: разделочные доски, скалки, полочки, табуретки;
совки, лопатки, молотки, петли, дверные ручки, несуразные поделки в виде « серпа и молота»…
Выставку почти никто не посещал, и у меня была возможность целых полчаса побыть в одиночестве.
Я прислонилась лбом к оконному стеклу. Пригревало солнце, звенела капель, и, казалось, что черные сугробы вот-вот испарятся, прямо на глазах.
Несмотря на весеннее настроение, одолевало беспокойство – как там поживают мои крылатые подопечные?
Накануне вечером я не успела их навестить - задержалась в музыкальной школе: наш камерный оркестр готовился к праздничному концерту, который должен был состояться в городском клубе через неделю. И мы до темноты репетировали сюиту №3 Баха Ре-мажор.
Она до сих пор звучала в ушах, и пальцы бессознательно, по подоконнику, как по струнам, выстукивали скрипичную партию.
Музыка неземной красоты, написанная гением. Добрая, прекрасная, вечная. Что за душа была у человека, который мог создать ТАКОЕ чудо? И разве можно сказать, что человек этот умер? Ведь душа его звучит в веках!
Какая чистая, хрустальная грусть! Хочется плакать, и бежать подальше от серой обыденности, взлететь, и парить в голубом поднебесье.
Думаю, Бах слышал звучание Вселенной, космическую симфонию записывал в нотных знаках, и,с тех пор, вот уже почти три столетия через его музыку беседует с нами сам Создатель!
Она наполняет все мое существо лёгкими, чистыми вибрациями, поднимает к небесам, и кажется, что коснувшись чудесного, тонкого мира, я смогу научиться летать…
 
- Ты что здесь делаешь? – загремев ведром, прервала мои грезы вошедшая уборщица.
- Фартук кухонный рассматриваю, хочу такой же сшить, - произнесла я заранее приготовленное оправдание моего присутствия в неположенном месте.
- Вот пойдешь в пятый класс, и научишься, – недовольно буркнула она.
- Я сейчас хочу. Разве запрещено выставку смотреть?
- Да, смотри, на здоровье, только не сломай ничего.
Что тут можно было сломать детским руками? Табуретку? Молоток, совок? Серп и молот?
- Вон, видишь под потолком? Руками не трогай!
- Но это же высоко, мне туда и не дотянуться… - начала было я, и замерла на полуслове, изумленная, и очарованная.
Над топорными, грубо сколоченными полочками и табуретками, парило нечто прекрасное - волшебная птица в кружевном оперении, устремленная ввысь - символ освобожденного от всей земной суеты духа! Это резное деревянное изделие было настоящим произведением искусства - гармоничным, светлым, изысканно простым, как все ещё звучавшая во мне музыка Баха. От летящей птицы исходила необыкновенная энергетика - ощущение тепла, покоя, истинного счастья. Казалось, взмахнет она сейчас крылами, и понесется нежный, ласковый поток воздуха от дерева к дереву, от травинки к травинке, от зверушки к зверушке …
Вместе с этой волшебной птицей, взлечу и я - высоко - высоко, чтобы увидеть красоту всей Земли! Легкость, свобода, радость, умиротворённость! Кем я хочу быть? Человеком или Ангелом? Наверное, все же человеком, ибо только в человеческом обличии, можно что-то изменить в этом мире.
Кто же из наших школьников смог создать столь чудесное творение, кто сей искусник и маг? На бирке разглядела надпись - « Птица счастья» (поморский голубок) вырезан из дерева учеником 8-го класса Виктором Милославским». Так вот, оказывается, кто был волшебником: мой друг – стиляга!
 
Услышав звонок на урок, я бросилась вверх по лестнице, и тут же столкнулась с Димкой Яковлевым – другом, и верным Санчо Панса Витьки.
- Ты куда пропала, малявка? Я тебя всю перемену ищу. Вик заболел, на занятия не пришел, а меня просил передать тебе, чтобы без него к баракам не ходила. Опасно там.
- Почему? Что случилось?
- Гопники место оккупировали. Дядьки взрослые - жлобы здоровенные, водку жрут за твоим столиком. Значит, малявкам там делать нечего!
- Где же мне теперь птиц кормить? В лес идти?
- Сами прокормятся - лето скоро. Беги на урок. Опаздываешь.
Учительница уже стояла у доски, все сидели за партами, когда я прибежала в класс.
- Где ты шляешься? Звонок не слышала, оглохла? - грубо орала она, - Быстро садись за парту - у нас сегодня контрольная!
И так, дети, все приготовили чистый, двойной листок в клеточку?
Я полезла за тетрадкой в портфель, и рука моя натолкнулась на что-то теплое, липкое, влажное.
Вся ладонь была в крови.
Кто-то подложил мне труп вороны! Я вскочила, вытащила птицу на свет, и сразу узнала Няму…
Пашка громко хихикнул, и, как будто по команде, смешки быстро, перекличкой, облетели весь класс.
Крылья Нямы были сломаны, голова бессильно висела, но он был ещё жив - приоткрыл глаз, посмотрел бессмысленным взглядом, откинул голову…
Я прижала его к щеке, как это делал он, когда ласкался, и тут же почувствовала - жизнь покидает его обмякшее тельце…
Пол вдруг стал уходить у меня из-под ног, голова закружилась, в ушах стоял гул. Я видела, что учительница открывает рот, но не понимала речи. Боль пронзила сердце острой иглой, и, словно сквозь вату, издалека, я услышала ее раздраженный голос:
- Что ты там возишься? Урок давно начался! Садись, работай!
- Можно мне выйти? – с трудом шевеля губами, спросила я.
- Зачем?
- Я плохо себя чувствую… И мне надо похоронить птицу.
- Что? Какая ещё птица?
- Ворона. Моя ворона.
- Ты в своем уме? Какую ворону среди урока хоронить собралась?
- Мне кто-то подкинул убитую ворону… ее надо похоронить, - повторяла я упрямо.
Брезгливо взяв из моих рук Няму за крыло, он властно приказала:
- Павел… пойди, выкинь эту гадость … хоть в форточку, что ли…
Почему в тот миг я не могла шевелиться? Только дергался рот, и слезы катились из глаз.
Пашка подхватил мертвое тельце бедной птички, подбросил в воздух.
- Гы-гы-гы… - возрадовался класс, - может, взлетит?
Трупик глухо шмякнулся на пол…
- Павел! Прекрати цирк!
Пашка, не слушая училку, поддал Няму ногой.
- Это же вредитель! Всего лишь мертвый вредитель! Никогда не взлетит. Мы вчера постарались - из рогаток их били, только лапки отрезать не успели. За них патроны дают.
Так вот почему я слышала крик раненой птицы!
Очнувшись, наконец, я схватила труп Нямы, и выскочила из класса.
- Куда бежишь? Куда, ненормальная? Пашка! Останови ее!
Но я уже ее не слушала. Я бежала к баракам…
Трупы птичек валялись под деревьями, на трехногом столе, чернели грязными пятнами на белом снегу… Настоящее, кровавое побоище!
Здесь и старый Карр, и Настенька, и подростки… и даже голубь, что сидел у меня на руках. Все ручные, родные, маленькие души…
За что с ними так?
 
Надо отдышаться, успокоиться… свинцовые тучи, заслонившие весеннее солнце, вот-вот разразятся снегом… собрать трупики, похоронить… где? Наверное, в лесу, у озера… нужна лопата.
И вдруг, совсем рядом, я услышала шаги, сдержанный смех - за мной кто-то следил! Смех раздался со стороны барака, я резко оглянулась, и в проеме двери заметила мелькнувшую тень…
Страшно и жутко. Но бежать нельзя - дорожка к дому ведет через такие же покинутые, с заколоченными окнами, бараки!
От ужаса бил озноб. Я засунула руки в карманы, нащупала свисток, и вспомнила - Витька! Вик! Вот, кто мне сейчас нужен! Я уже спиной, как зверь, чувствовала - сзади крадется хищник. Медлить нельзя! Милицейский свисток разорвал тишину. И тут же хлопнуло резко распахнутое окно где-то на верхнем этаже нашего дома.
- Бежим к тебе! – раздался Витькин голос, - свисти, не прекращай! Свисти!
Загромыхала тяжелая дверь подъезда, и вскоре показались запыхавшиеся мальчишки.
Как же я рада была видеть эти чубастые лица! От горя, и радости у меня началась истерика. Слезы бежали ручьем, меня трясло, я рыдала и никак не могла успокоиться. Долговязый Витька наклонился, взял меня за плечи, слегка встряхнул.
- Перестань плакать. Они ещё здесь, наблюдают. Не надо показывать им своих эмоций. Не доставляй им радость. Тебе же рассказывали про кодекс аристократа?
Я обомлела от удивления. Откуда Витька знает, о чем я разговаривала со своим ангелом-хранителем?
- Кто тебе об этом сказал?
Витька горько усмехнулся.
- Бабушка. Она приходит меня навещать, когда родителей нет дома.
- Так значит, та добрая женщина с голубыми глазами, твоя бабушка? – изумилась я.
- Да. Моя родная бабушка! Родители запретили ей появляться в квартире - слишком много о религии говорит, и они боятся, что у нас будут неприятности.
Так вот. Запомни! По кодексу аристократа нельзя показывать другим, что тебе плохо… Ясно? И поэтому утри слезы. Выше нос, не сутулься, расправь плечи! Ребята лопату принесут. Пойдем хоронить. Похоже, что кто-то раскидал здесь ещё и отравленное зерно.
И мы всей компанией двинулись в лес, в сторону озера.
 
Суров и живописен Кольский полуостров. Леса здесь смешанные – березы, осины, ели, да сосны. Деревья невысокие - три, самое большее, четыре метра; особенной формы. Березы, с причудливо изогнутыми стволами, и маленькими круглыми листиками, похожими на мелкие монетки, из-за сильных холодных ветров, способствующих промерзанию почвы, гнуться к земле. У елок нижние ветви растут до самой земли, образуя шатер – «юбку», стволы же от морозов лысеют, сохраняя лишь верхние ветви с подветренной стороны - это делает их похожими на развивающиеся флаги. Кроны деревьев в лесах не смыкаются, и отлично освещенная почва, покрытая мхами, лишайниками, кустарниками дает осенью богатый урожай грибов и ягод: брусники, морошки, черники…
Город наш со всех сторон окружен озерами, да сопками: на востоке Хибины, крупнейший горный массив Заполярья, на западе - Мончетундра -
Монче (по саамски – красивый) горный хребет, простирающийся на сотни километров до самой границы с Финляндией.
В ущельях несутся быстрые реки, струятся прозрачные, хрустальные водопады. Кристально чиста и ледяная вода в озерах с каменистыми берегами, усыпанными круглыми, белами валунами, похожими, как здесь говорят, на »яйца динозавров».
Места безлюдные, таинственные, мистические.
Иногда идешь по лесу, и вдруг, кажется - смотрит тебе кто-то прямо в затылок! И накатывает тогда панический ужас…
Вот и сейчас, пробираясь к озеру, мне показалось, следом крадется нечто…
Печка ли самодвижущаяся с Емелей-дураком, кузнец ли Вакула с чертом за плечами, а может, и сам Морозко с волшебным посохом, или даже страшная баба Яга с длинным носом и крючковатыми пальцами? Не случайно мне мерещились популярные в те времена персонажи из фильмов – сказок: все они в разное время снимались в окрестностях нашего города.
 
«Страна сказок и колдунов» - так окрестил сердце Кольского полуострова – Лапландию - астролог, оккультист, писатель-фантаст, профессор А. В. Барченко.
В начале 20-х годов экспедиция под его руководством в районе Ловозеро (а это всего лишь в ста километрах от места, где в середине 30-х годов началось строительство нашего города) нашла следы древней доледниковой, высокоразвитой цивилизации, которую ещё античные писатели и путешественники называли Гиперборей. Гиперборейцы владели секретами атомной энергии, строили воздушные корабли, и даже летали в космос.
Барченко искал здесь мифический камень с Ориона (Грааль), который, согласно легендам, обладал способностью накапливать психическую энергию, и давал возможность контактировать с космическим разумом.
Рядом с Ловозерским погостом, населенным потомственными оленеводами и рыболовами - лопарями (саами, находится таинственное Сейдозеро (Священное или озеро Духа) - «Северная Шамбала», где при странных обстоятельствах гибнут, и исчезают целые туристические группы. Страшные легенды ходят здесь о снежном человеке «йети», пожирающем людей; о маленьких, злых и коварных карликах – чакхли, способных утащить человека под землю. Местные жители до сих пор поклоняются хозяевам леса и озер - “чадць-илле».
Все вокруг живое, считают лопари, и потому существуют в мире с океаном, ветром, священными камнями – «сейдами» ( высокими колоннами, сложенными из камней), в которые, по их поверьям, вселяются души усопших нойдов (шаманов).
 
Жить в гармонии с природой – традиция маленького северного народа. Никогда не ломали, не пилили они живые деревья и кустарники, используя сухостой для кострищ, разводимых только на месте старых, дабы не ранить почву, не причинить ей много боли. Даже свои стоянки лопари-оленеводы переносили в другое место лишь тогда, когда заканчивался в окрестностях сушняк, потому как не хотели причинить вред ЖИВЫМ растениям. Да и охотились они так, чтобы добычи хватало только на выживание.
Сейды, напоминающие фигуры животных и людей, похожие на истуканов острова Пасхи, чаще всего можно встретить на берегах озер, и побережье Баренцева моря
С их помощью, нойды совершали свои колдовские обряды, поддерживали связь с предками.
 
Саамских шаманов Барченко считал носителями знаний о древней Гиперборее, передаваемых из поколения в поколение, из уст в уста.
Традиционно нойды Лапландии почитались самыми сильными колдунами.
Ещё Шекспир упоминал их в своей «Комедии ошибок»: - «Заехал я в страну воображенья? Иль город здесь лапландских колдунов?»
А когда в начале 1584 года появилась на небосводе светящаяся, крестообразная комета, Грозный Царь – Иван Васильевич призвал к себе 60 лапландских чародеев, дабы разгадали они, что означает сие явление. Били они в бубен долго, камлали, а потом явились к Царю с вестью скорбной: умереть должен Царь - наш батюшка, и число назвали точное - 18 марта 1584 года. Не обрадовало известие Грозного, повелел он казнить «шарлатанов» в день кончины предполагаемой, да не успел – скончался пред самым ужином.
У лапландских шаманов учились колдуны и чародеи Финляндии, Швеции, Норвегии… Ибо умели они повелевать стихиями, обладали способностью видеть будущее; насылали гибель на врага, и видели его мучения на расстоянии за сотни, тысячи километров; лечили тяжелобольных, и воскрешали самих себя после собственной смерти…
Вот и Гришку Отрепьева считали в народе учеником лапландских шаманов, колдуном, продавшим душу дьяволу. На пользу пошли самозванцу тайные знания: сумел одолеть он смерть свою. Вылезал из могилы под звуки бубнов, колдовского камлания - не принимала земля злого чародея! Выкопали тогда бояре труп Лжедмитрия I, сожгли прилюдно, прах его вместе с порохом в пушку зарядили, да выстрелили в сторону Польши…
Но вернулся он, как Лжедмитрий II, и Марина Мнишек - вдова самозванца первого супругом своим его признала …
 
Связи лопарей с духами, древними предками, космическим разумом пришлись не по нраву большевикам - атеистам. А посему,
в рамках «борьбы с мракобесием и пережитками прошлого», они рушили и разбирали каменные сейды, расстреливали шаманов, преследовали ученых – краеведов;
и даже сфабриковали знаменитое дело о контрреволюционном «Саамском заговоре», по которому 15 человек было расстреляно, и более ста арестовано только в одном Ловозеро! И это при том, что все саамское население на Кольском полуострове составляло не более двух тысяч человек!
Трагически сложилась судьба Барченко и его экспедиции: все материалы засекречены до сих пор, все участники расстреляны.
 
Пострадала в советское время и природа Кольского полуострова: с введением в эксплуатацию горно-металлургических предприятий, все было направлено на добычу цветных металлов. Партия звала « план выполнить и перевыполнить!« И цель оправдывала средства! Ни о каких очистных сооружениях, здоровье жителей, благополучии природы никто тогда не задумывался. А ведь цветная металлургия, с ее едкими выбросами в атмосферу, всегда являлась одной из самых вредных для окружающей среды отраслей промышленности. В результате, земля вокруг городов полуострова постепенно превращалась в выжженную пустыню. Едешь, бывало, по области, любуешься изумительными по красоте озерами, сопками, и вдруг, внезапно оказываешься в центре техногенной катастрофы, ибо за очередным холмом открываются поистине апокалиптические пейзажи: черные долины в окружении обожженных черных скал, незамерзающие черные речки, и полное отсутствие какой-либо живой растительности. А если где-то вблизи предприятий и сохранились леса, то ягоды и грибы представляют ныне большую опасность для здоровья человека. Бруснику, например, местные жители по праву называют - «брусникелем».
 
По преданиям, дабы добавить жизненную силу вымирающему саамскому народу, нойды переместили в человеческие тела души птиц и животных. Так появилось три рода: саами-олени, саами-тюлени, и лесные саами-вороны.
Мистика, фантастика, волшебство Мурманской Лапландии ощущается даже в сохранившихся саамских называниях озер, рек, водопадов и гор, тесно связанных с устными народными преданиями, легендами и традициями.
Айкуайвенчорр – Спящая красавица или гора с головой матери Бога.
Куйвчорр - Гора Великана
Юмъекорр (Яммейкорр) - Ущелье Мертвых,
Юдычвумчорр - “гудящая гора”, часто издающая под воздействием ветра странные, похожие на речь, звуки.
Все эти рокочущие, труднопроизносимые названия напоминали мне тогда имена ацтекских богов: Кецалькоатль, Ицпапалотль, Истаксиуатль, Акуэкукиотисиуати…
Разве не созвучны им и саамские названия северных рек, озер - Иоканга, Куцколь, Лумболка?
 
Озеро Лумболка, с редким лесом на берегу, и было целью похода нашей компании.
Хрипели и стонали терзаемые ветром деревья. Неслись по небу лохматые, насупленные тучи, вот-вот готовые разразиться обильным снегопадом. Мелькнул на мгновение солнечный луч, и вновь утонул в мрачных облаках. Похоже, даже небо было возмущено жестокой расправой над птицами.
Трупик Нямы я нежно прижимала к сердцу, под курткой, почти как два года назад, когда его - маленького воронёнка, оказавшегося в беде, несла домой, мечтая вылечить, вырастить, «дать путевку в жизнь». Сейчас же я отчаянно надеялась встретить колдуна, лесного саама-ворона, способного воскресить всех моих погибших питомцев…
Потому и приглядывалась к каждой тени, похожей на человеческий силуэт, прислушивалась к каждому шороху…
Словно читая мои мысли, Вик остановился, замер настороженно.
- Здесь будем копать яму? – нетерпеливо спросил его Димка Яковлев.
- Стой, погоди, я слышу, кто-то идет…
(Продолжение следует)
Дата публикации: 19.03.2020 10:40
Предыдущее: Ворона часть 4Следующее: Ворона часть 6

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта