Пути и цели Ко славе страстию дыша Дорогой читатель! Эти слова Рылеева Кондратия Федоровича о Ермаке, покорителе Сибири, мне показались очень подходящими для эпиграфа к нашему разговору. Тема разговора «Пути и цели», а что движет человеком, когда он выбирает цель и пути её достижения? Только, чур, честно! Смею утверждать, что именно эти три слова. Только здесь они возвышенно, усиленно и обнаженно говорят о естественном стремлении каждого сделать дело наилучшим образом и быть при этом, по крайней мере, «не хуже других», а желательно и получше многих. Согласитесь с этим, читатель и мы продолжим рассуждения дальше. А если Вы отверните это с возмущением, то и это я приму, не осуждая, ибо каждый имеет право на своё мнение. Но, так или иначе-продолжим. Цели Мы всегда в пути. Даже когда спим, ведь во время сна мы просто набираемся сил для движения дальше. А цели? О! Это у каждого своё. Нас на планете более шести миллиардов человек и у каждого из нас своя цель. А целью человека, сочинения которого вы сейчас читаете, а он соответственно сочиняет, является желание удержать Ваше внимание, читатель, и при этом оказаться не хуже других. Но если копнуть глубже, то целью окажется литературное мастерство, а, если ещё глубже – желание принести пользу людям. Но, если уж быть до конца откровенным, то-продлить жизнь души своей через размышления, в том числе и по теме «Пути и цели». Вот оказывается, как не просто ответить на такой элементарный вопрос-что ты делаешь, если отвечать серьёзно, без иронии и усмешек. Сложность самого выбора заключается в том, что «всё течет всё изменяется» и цель, назначенная тобой, постоянно подвергается пересмотру с точки зрения её соответствия изменившейся обстановке и наличия сил своих для преодоления, встретившихся препятствий. Андрей Тарковский, наш известный кинорежиссер в фильме «Сталкер» останавливает трёх своих отчаянных героев, преодолевших страх и многочисленные трудности. Останавливает их перед последним шагом в Комнату где, якобы, будут исполнены их самые сокровенные желания. Они возвращаются назад, ибо не уверены в том, что они смогут принять то, что лежит на самом дне их подсознания. Так и мы нередко отказываемся от своих первоначальных целей. Хорошо это или плохо? Трудно сказать, ведь всякая истина конкретна. Может оказаться, что цель была слишком велика, и мы не рассчитали свои силы, а может просто поддались сомнениям и пустили всё « по воле волн». Говорят, что примером ничего нельзя доказать и примером ничего нельзя опровергнуть. Это верно, ведь чего только в жизни не бывает. Но для пояснения своих мыслей всё же я буду их приводить. Пример первый. Друг моего детства и юности, Ленька Белкин, загорелся желанием купить баян. Гармонь, которую он легко освоил, не устраивала его малым количеством полутонов, и царапала его тонкий музыкальный слух. Баян стоил в то время восемьсот рублей, а рабочий средней квалификации зарабатывал сто, сто двадцать рублей в месяц. Мы же были деревенскими подростками. Денег в колхозах не давали, но был у нас небольшой промысел-из прутьев ивы мы плели корзины для сельхозкооперации, заготавливающей лук и картофель. Одна корзина стоила один рубль. В день я мог сплести четыре, пять корзин, а он, как более сноровистый-шесть, семь. Это какой же труд его ожидал?! Я нисколечко не верил в его затею, но отговаривать не стал и поддержал его совсем не искренне. Дело в его руках закипело. Он почти каждый день делился со мной итогами прошедшего дня, сколько он вчера сделал. Постепенно он довел мастерство своё до одиннадцати, двенадцати штук. Всё лето и часть осени он, одержимый своей мечтой, плел эти корзинки, и купил- таки баян. Чтоб до конца оценить свершенное им, добавлю, что за прутьями надо было ехать на велосипеде за два километра, нарезать их перочинным ножиком, а затем, связав в пучки и водрузив их как на верблюда, толкать велосипед хоть в небольшую, но горку. Всё преодолел мой друг Лёнька, светлая память душе его беспокойной. Обучаясь в районе у баяниста, преподавателя музыкальной школы, он не-нет, да и позовет меня: - Кость, слушай, какой аккорд мы сегодня разучили,- и нажимает четырьмя пальцами, а то и всей пятерней на клавиши. Аккорды и вправду были сладкозвучными. Мой друг стал баянистом - мечта его сбылась. Но здесь была мечта - страстное, необоримое желание добиться своей цели, добиться вопреки всему. А мечта это, пожалуй, особый случай. И, если я спрошу , уважаемый читатель, про наличие мечты у Вас в данный момент, то, уверен - Вы будете очень озадачены таким вопросом. Ведь мечта-это что-то далекое и трудно исполнимое. Есть даже такое поверие что, если успеешь загадать желание, пока летит звезда, то оно исполнится. Поверие это, на мой взгляд, не такое уж и безосновательное. Для того чтобы успеть загадать желание в такой краткий миг, ты должен будешь им уже жить и постоянно носить в себе, а значит находиться в пути к мечте. В обычной, повседневной жизни цель редко бывает мечтой. Она гораздо ближе, гораздо достижимее. Разумеется, что цели бывают сиюминутными, ближними и дальними. О сиюминутных, бытовых говорить не будем. Они делаются как бы сами собой, без раздумий, «на автомате». А вот о ближних поговорить стоит. Народная мудрость имеет на это счет много поговорок, таких как-лиха беда - начало; приступая к делу, соберись с духом( Козьма Прутков), путь котомочку увяжет и другие. А Наполеон Бонопарт говорил, что главное - ввязаться в драку. Эти слова любил повторять Ленин Владимир Ильич, а они, как все признают, людьми были великими. Первый чуть всю Европу не покорил, споткнувшись на России, а второй зажег чуть ли не весь мир пожаром революций, опираясь опять-таки на опыт России. Я не решаюсь судить обо всём этом, но приведенные слова - это фактически те же самые «лиха беда начало» и «дело покажет». Не хотелось бы мне этим рассуждением увеличивать число авантюристов из числа людей, склонных к риску. Доля риска есть при любом выборе. Есть даже выражение, что кто не рискует-тот не пьёт Шампанское. Но риск, однако, должен быть в разумных пределах. А каковы эти пределы разумные решать должен и, как правило, решает сам выбирающий. При этом очень важно углубленно взглянуть внутрь себя, понять, чего ты хочешь на самом деле и по-настоящему. Не сочтите за нескромность, но я процитирую слова из своего стиха «Вот я иду...» Я понял, вдруг, простую штуку Жизнь хороша и мир велик, И быт, и труд совсем не мука, Лишь делай, что душа велит. Применительно к писательскому труду Гораций две тысячи лет назад говорил так: «Всякий писатель предмет выбирай соответственный силе; Долго рассматривай, пробуй как ношу, поднимут ли плечи». Хорошо сказано в переводе М. Дмитриева. Но это для писателей. А как быть остальным? На этот случай у народа тоже много всяких правил и поговорок; ставь перед собой реальные задачи; смотри - не надорвись; большому кораблю - большое плавание и другие подобные выражения. Описаны многочисленные случаи страданий людей, когда был нарушен закон соответствия силы возможностям человека. Приведу два из них. Первый: в романе М. Горького «Дело Артамоновых» отец, основатель артели, Илья Артамонов, умирает в расцвете сил. Причина в том, что при монтаже многотонного парового котла, он подставил рычаг и долго держал его через силу. Через несколько дней он в мучениях умер. Второй пример из истории России. Царь Александр третий при покушении на него русских террористов, взорвавших царский поезд, тоже долго держал на себе железную балку, помогая высвободиться пострадавшим. Обладая недюжинной силой, он все же надорвался и вскоре умер. В какой-то умной книжке я встретил утверждение, что задача возникает перед человеком не раньше, чем появляются предпосылки для её решения. Это очень интересно, и хорошо было бы, если бы в это поверили робкие, во всём сомневающиеся люди. Во всяком случае, это утверждение побуждает серьёзно анализировать свои возможности, отыскивать скрытые резервы, прислушиваться к себе. Вспомним поговорку о том, что глаза страшат, а руки делают. А от себя я ещё добавляю - а дело душу веселит. Решив поставленную перед собой задачу, мы выходим на новый, более высокий уровень возможностей как в силу появившегося опыта, так и в результате улучшения окружающей обстановки своей работой. Вдохновленные мы намечаем следующую, более высокую цель. Так устроен человек, так идет жизнь. На этом я заканчиваю разговор о целях и перехожу к путям их достижения. Пути Если целей существует много, то путей достижения их ещё больше. Ведь каждую цель можно достичь разными способами. Вставляя нитку в ушко иголки, кто-то двигает нитку в неподвижное ушко, а кто-то надвигает ушко на неподвижную нитку. Есть автомобили с задним приводом, а есть с передним. Ракеты Советского Союза летали на жидком топливе, а ракеты США - на твердом. На выбор пути влияют как конкретика обстоятельств - В США ученые дальше продвинулись в теории горения твердого топлива, а в СССР - жидкого, так и личные предпочтения, как в случае вставления нитки. В ситуации выбора пути он, как правило, предполагает и способ достижения цели. Путь и способ понятия близкие, но не идентичные. Преодолеть расстояние можно разными способами. Если путь указывает, куда идти, то способ говорит каким образом это надо делать, с помощью каких средств. Так мы выходим на проблематику отношений двух глобальных понятий - цель и средство её достижения. Оправдывает ли благая цель применение для её достижения заведомо не благих способов? Другими словами-все ли средства хороши для достижения цели? Этот вопрос всегда стоит как перед человеком, так и перед обществом. Мы не редко оказываемся перед моральной дилеммой, когда любой из двух выборов является плохим потому, что он причиняет зло какому-то кругу людей. В этом случае поступаем по правилу, сформулированному ещё Аристотелем-из двух зол выбирают меньшее. Есть проблема «слезинки ребёнка», сформулированная Достоевским, есть понятие- ложь во спасение, есть и понятие двойной морали, широко распространенное, к сожалению, в отношениях между государствами. Темы эти глубоки и интересны, но в реальной жизни они, к счастью встречаются редко, и мы оставим их для философов и специалистов по этике. Вернемся ещё раз к ситуации выбора. Выбора пути. Она всегда драматична. Ведь «Нам не дано предугадать, Что нам грядущее готовит...» ( Тютчев) и поэтому человек при выборе напрягает все свои интеллектуальные, все душевные силы. Он стремится углубиться в себя, чтобы понять что ему сегодня всего нужнее и дороже, и при этом оценить свои силы и уровень препятствий, которые ему предстоит преодолеть. Он отвечает сразу на два вопроса - хочу ли? и смогу ли? Если человек не прошел пи выборе через эти муки в силу своей неосновательности или по высокомерию, судьба этого человека, как правило , печальна. Но ещё печальнее будет судьба его, если он, чувствуя, что ему нужно по- настоящему и чего требует его душа, делает по тем или иным причинам другой выбор. Тогда он в самой глубине сознания перестает уважать себя. А это - начало конца. Мой хороший друг, Сергей, с которым мы работали на Севере, прочитал, однажды, во время учебы в в институте, стихи А. Блока Глядись сквозь бледное окно, К стеклу прижавшись плотно. Глядись, ты изменил давно. Бесповоротно. Прочитал их он проникновенно, как пережитое лично. Вскоре было распределение и он, занимавший третье место по среднему балу из пятидесяти выпускников, отказался от престижного Волжского моторного завода и выбрал очень непрестижный Авторемонтный завод на Севере. Было у него и предложение остаться на кафедре и через три, пять лет он, как и многие до него, мог бы защитить кандидатскую диссертацию. Но душа его жаждала романтики, и он отказался от таких выгодных предложений. На мой вопрос о том, что не жалеет ли он о том выборе, Сергей твердо ответил: «Ни разу не пожалел». Там на Севере он встретил свою любовь, Свету, с которой, на сегодня, они прожили уже пятьдесят три года счастливой семейной жизни. Тогда он - не изменил. В средине семидесятых годов прошлого столетия появилась песня А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Как молоды мы были» с покорившими многие сердца словами: Чтоб тебя на Земле не теряли, Постарайся себя не терять. На всем своем жизненном пути я тоже их помнил и им следовал. Чем счастлив и чего желаю и Вам, дорогой читатель. |