Лёшка возвращался из школы убитый горем, и всё это из-за этой ненавистной математики. Снова по контрольной двойка, которая повергнет маму в шок. Будут слёзы, уговоры, крик до потолка и непременно слова : " Ох дуб ты мой, дуб бестолковый. Чем же ты только в школе занимаешься, тупица ты непроходимая. Горе моё, горе, и что же мне с тобой делать, ума не приложу! Останешься на второй год, вот стыдоба-то будет..." Всё это повторялось каждый раз, когда она видела двойку по математике. По другим предметам было хорошо, вот только по этой ужасной математике была вечная проблема, и сделать он ничего не мог. Иногда он даже плакал, когда не мог решить задачу или примеры и, засунув тетрадь в сумку, избегал разговора с матерью. А когда она спрашивала, сделал ли он уроки, говорил, что сделал и старался скорей сменить тему или, ссылаясь на усталось, убегал на улицу. Вот и в этот раз он думал, что конфликта с мамой не избежать, и от того на душе становилось чернее тучи перед дождём. Вскоре и в самом деле погода изменилась, небо заволокло тучами, и пошёл дождь. Лёшка поспешил под козырёк первого попавшегося жилого дома. Неожиданно испортившаяся погода испортила ему настроение окончательно. Хотелось убежать куда-нибудь далеко – далеко, где никого нет, где тишина и покой, и никто не будет задавать никаких вопросов, где ярко светит солнышко, в реке плещется рыба, а наблюдать за юркими мальками, которые таятся в тенистой заводи ивняка, одно удовольствие. Но жизнь складывалась по-другому и домой идти всё-таки нужно было. Дождь прошёл, оставив повсюду большие и маленькие лужи, и чистый, умытый асфальт поблёскивал в лучах появившегося солнца, а деревья и травка на газонах вновь засияли чистотой и свежестью. Лёшка уже подходил к своему дому, как вдруг человек, идущий в пяти метрах от него, подскользнулся и упал. При падении у него из пакета выпала в лужу булка хлеба. Он никак не мог подняться, так как потерял свою опору - костыль. Он стонал и с надеждой смотрел по сторонам, ожидая помощи. Лёшка увидел бедственное положение пожилого человека, сразу подбежал, подал костыль и помог подняться. Он усадил его на лавочку, вытащил из лужи пакет и намокшую булку хлеба. - Ну вот, сходил в магазин,- сказал пожилой человек, потирая ушибленное колено, а тебе мальчик большое спасибо за помощь. - Вот возьмите булку, только есть её теперь нельзя - намокла,- сказал Лёшка. - Да, конечно, есть теперь это невозможно, но зато птичкам в радость будет, если тебе не трудно, покроши и брось им, пусть хоть они поедят, а мне придётся сегодня без хлеба ужинать. - Дедушка, хотите я сбегаю в магазин и куплю вам хлеба, а свой рюкзак оставлю здесь на лавке, чтобы вы ничего плохого не подумали. - Вот спасибо, это неплохая идея, кушать-то всегда хочется. Я привык вечерком за ужином есть хлеб с маслом и припивать чайком с вареньем. Он достал из кошелька деньги и подал мальчику. Лёшка отправился в магазин, а мужчина, потирая колено, подумал: "Добрый, видно, мальчонка и, наверняка, из хорошей семьи." Вскоре Лёшка пришёл и, улыбаясь, сказал: - Вот, возьмите хлеб и сдачу и, если хотите, я помогу вам дойти до вашего дома. - Вот спасибо тебе, я рад принять твою помощь. Тебя как зовут-то мальчик? - Меня Лёшка зовут. Я живу в этом доме в третьем подъезде на втором этаже. - По всему видно, хороший ты парень, Лёшка, добрая душа. Меня зовут Алексей Иванович, и я тоже живу в этом доме, на первом этаже. Лёшка помог старому человеку, и они благополучно добрались до его квартиры. - Лёша, может быть, составишь мне компанию и вместе попьём чайку, а заварочку я сделаю из душистых листьев чёрной смородины и вишни, которые мне дочь привезла, - сказал Алексей Иванович, заглядывая в глаза своему помощнику. Лёшка не отказался, хотя немного смутился от неожиданного предложения и тотчас поспешил помочь своему новому знакомому. За чаепитием они разговорились, и Лёша сказал, что он учится в шестом классе, что по всем предметам у него оценки хорошие, кроме одного предмета, который он просто терпеть не может. - Это что же за предмет такой ужасный, от которого твоё лицо сделалось темнее ночи? - удивился радушный хозяин. - Математика! Вот и сегодня я снова двойку схлопотал по контрольной. Мама ужасно расстроится и устроит скандал до потолка. Алексей Иванович, глядя на Лёшку с пониманием, сказал: - Дааа, математика - предмет серьёзный, требует вдумчивого отношения и усидчивости. А я очень любил математику в школе и впоследствии всю жизнь преподавал её в строительном техникуме. Можно я посмотрю твою контрольную, что ты там сделал не так. Лёшка смотрел на него и не верил своим ушам. Перед ним сидел больной и старый человек с доброй улыбкой, в глазах которого блеснула озорная искорка. Он не стал противиться и с радостью достал из рюкзака тетрадь. Учитель надел очки и, внимательно посмотрев на контрольную работу, сказал: - Давай твою контрольную работу разберём, как говорится, по косточкам. Сначала Лёшка никак не мог вникнуть в суть дела, постоянно отвлекался и не мог сосредоточиться. Но в какой-то момент до него стали доходить слова Алексея Ивановича, и чем глубже он вникал в задачу, тем понятней становилось ему. - Ну вот, Лёша, надеюсь ты всё понял, а сейчас я тебе дам аналогичное задание, и ты попробуй решить его без моей помощи. Лёшка был неглупым парнем и, усвоив первый урок учителя, попыхтев немного, с задачкой справился. Учитель похвалил его и выразил уверенность, что у него всё получится, только нужно математику полюбить, тогда и будет получаться. - Лёша, какой предмет ты больше всего любишь? - Я люблю историю, географию, литературу. Знаете, сегодня на уроке географии такая хохма была, когда Гальке Кротовой задали вопрос, где находится Франция, то она стала искать её в Африке. Я так смеялся, а она мне и говорит: - Смейся, смейся, посмотрим, что по контрольной схлопочешь, тогда я посмеюсь. Так ведь накаркала, дура рыжая! Учитель, улыбнувшись, сказал: - Лёша, если ты хочешь, можешь приходить ко мне каждый день, и мы с тобой наверстаем упущенное. Я всегда рад помочь тебе, а ещё могу научить тебя играть в шахматы. - Шахматы?! Вот здорово! Я всегда с завистью смотрел на игроков и шахматные турниры по телевизору, думал, вот бы научиться так играть. - Лёша, главное было бы желание учиться, стремиться к вершинам познания, достижению высоких результатов. Это нелёгкая задача. Это ежедневный, упорный труд. Только тогда придёт успех, и ты станешь чемпионом мира и однажды утрёшь нос российскому гроссмейстеру Анатолию Карпову. У Лёшки загорелись глаза, и он мечтательно сказал: - Представляю, как мама обрадовалась бы, да и папа тоже. Он говорил мне, что когда то в институтском турнире первое место занял, а теперь, наверное, не играет. Немного помолчав, с грустью добавил: - Он уже год как с нами не живёт. Ругались, ругались да и разбежались. Мне его очень не хватает. Мы с ним по утрам всегда зарядку делали, а теперь я не делаю - не хочется. - Лёша, не горюй, может быть, они ещё помирятся, и папа вернётся в семью. Я надеюсь, он ещё не женился? - Думаю, что нет, хотя один раз видел его с одной накрашенной белобрысой тёткой. Мы с ним по воскресеньям встречаемся, и я однажды спросил, хочет ли он снова к нам вернуться? Он сказал, что вернулся бы, но мама, скорей всего, не простит. Тогда я спросил у мамы, а она вообще не захотела на эту тему говорить. На этом всё и закончилось. Я их обоих люблю, а они.... Лёшка изменился в лице, понурил голову и замолчал. Из оцепенения его вывел Алексей Иванович: - Не переживай, в жизни всякое бывает, может быть, всё ещё наладится, надежда умирает последней, как говорится. Так они и подружились, Алексей Иванович Зуев и Лёша Королёв. Старый и больной учитель отдавал всё своё свободное время своему неожиданно появившемуся ученику. Нельзя сказать, что это было просто, ведь многое Лёшкой было упущено да и усердием он особо не отличался, но после многих дней упорной работы успехи не заставили себя ждать. Радость пришла в дом, и мама больше не сердилась. Однажды она напекла пирожков, взяла баночку липового мёда, пакет с фруктами, и они отправились к Алексею Ивановичу поблагодарить его за оказанную Лёше помощь. Старый учитель очень обрадовался появлению гостей и любезно пригласил их в свою квартиру. - Вот радость-то какая, всё не одному мне вечер коротать, в хорошей компании-то всегда веселее. Мама, протянув пакет с пирожками, сказала: - Алексей Иванович, а мы к Вам с гостинцами, пирожочки с разной начинкой ещё горячие. Надеюсь, что Вам понравятся, вот ещё баночка липового мёда. Лёшка протянул свой пакет и со знанием дела сказал: - А это, Алексей Иванович, фрукты - живые витамины, кушайте на здоровье, очень полезно. - Благодарю Вас, сколько всего, мне не унести, придётся Вам помочь, несите в комнату, а я чай приготовлю. Вскоре все собрались в комнате за большим круглым столом. Приятно пахло свежезаваренным чаем из душистых трав и домашними пирожками. Зоя Петровна то и дело подкладывала Алексею Ивановичу пирожки, приговаривая: - Вы ещё вот этот с грибочками попробуйте, а вот эти, с творогом и клубничкой, тоже очень вкусные. - Ох, и балуете вы меня, Зоя, то супчик вкусный принесёте, то пельмешки, то варенички. Спасибо Вам большое, и уколы делали, от семьи время отрывали, так я с Вами никогда не расчитаюсь. - Да что вы, Алексей Иванович, о чём вы говорите, я от души рада вам помочь. Он весело засмеялся, глядя на неё, а потом на полном серьёзе сказал: - Да я уже давно понял, что вы не только красивая женщина, но и очень добрая и отзывчивая. Спасибо Вам, голубушка. А ваши пирожочки с картошкой и капустой мне напомнили мою жену, Анастасию Фёдоровну. Она была у меня стряпуха отменная. Все друзья мне завидовали, когда в гостях у нас бывали. Вы тоже молодец, очень вкусные пирожки печёте.Сейчас молодёжь не больно-то стряпает, всё больше торты пекут, что-нибудь сладенькое, а то просто всё готовое в магазине покупают. - Меня мама ещё девчонкой научила стряпать, вот и пеку до сих пор, правда не часто, когда время есть. Алексей Иванович, откинув голову, задумчиво произнёс: - Вы говорите, вас мама научила стряпать, а меня мой отец научил ловить рыбу. Я бы и сейчас ловил, у меня и удочки сохранились до сих пор, но увы, стал старым и слабым. Это несказанное удовольствие помню и сейчас. Лёшка, улыбаясь, глядя в глаза учителю, произнёс: - А вы меня научили решать сложные задачи и уравнения, а ещё играть в шахматы. - Ну вот видишь, ещё на что-то и сгодился старый учитель. Мне это в радость, что хоть какую-то пользу я могу ещё принести. Скоро мне исполнится 80, а это уже ох как много, что даже самому не верится. Неожиданно зазвонил Лёшкин мобильник. - Да, да, папа, слушаю. Я с мамой не дома, у Алексея Ивановича чаёвничаем с мамиными пирожками. Что?! Шахматы - это хорошо, спасибо, приезжай, - и обращаясь к хозяину квартиры, сказал: - Алексей Иванович, это ничего что папа заедет, он мне шахматы купил. - Это даже очень хорошо, заодно познакомимся, глядишь и партию в шахматы сыграем. Минут через пятнадцать приехал отец, и счастливый Лёша выбежал в коридор его встречать. Он, радостный, бросился отцу на шею. Отец крепко обнял сына, затем протянул ему коробку с шахматами. Они вошли в комнату. Отец, как и полагается, представился хозяину квартиры и, потянув воздух носом, сказал: - Как же у вас аппетитно пахнет,не иначе как свежеиспечёнными пирожками и ароматным чаем, а я принёс Вам коробку конфет к чаю. Протянув руку Алексею Ивановичу, сказал: - Меня Станиславом зовут, очень рад знакомству, Лёша мне много хорошего говорил о Вас. - Гостям всегда рады, проходите и присаживайтесь к столу. Угощайтесь, Зоя напекла вкуснейших пирожков, я думаю Вам понравятся. Станислав посмотрел на свою бывшую супругу и, вспоминая былые времена совместной жизни, произнёс: - Я так и понял, потому что таких потрясающих пирожков я нигде больше не ел. Они ещё долго пили чай, говорили на разные темы, пока Алексей Иванович не предложил опробовать новые шахматы: - Станислав, я слышал от вашего сына, что вы хорошо играете в шахматы, предлагаю сыграть партию, если не возражаете. - С удовольствием, правда, давненько не играл, так что не обессудьте. Играли все, только мама с Лёшкой играли в шашки, так как она не умела играть в шахматы. Вечер прошёл бурно: громко ликовали выигравшие,сетовали на неудачу проигравшие, и всё начиналось сначала,так как им хотелось непременно отыграться. Спохватились,когда стрелки часов показывали начало одиннадцатого, Зоя сказала: - Ой, Алексей Иванович, извините нас, засиделись мы у вас, пора нам домой. - Я счастлив, что мы провели такой замечательный вечер, буду очень рад, если придёте ещё. Хочу сказать Вам, Зоя Петровна и Станислав Дмитриевич, вы такая красивая пара, и Лёшик ваш - премилый малый, очень добрый и отзывчивый. Будьте все счастливы и мудры во всех жизненных ситуациях, умейте прощать обиды, не таите зла, любите друг друга. Жизнь так коротка, не успеешь оглянуться, как придёт старость. Всю неделю Леша замечал грусть в глазах матери и однажды спросил: - Мама, что случилось, ты такая грустная всё время. Она подняла на него полные слёз глаза и сказала: - Лёша, тебе правда плохо без отца? - Мама, ты ещё спрашиваешь? Конечно плохо, я очень скучаю по нему, мне его всегда не хватает. Она обняла сына, поцеловала и сказала: - Не знаю, сынок, сможем ли мы снова жить вместе, как ты думаешь? - Мама, ну конечно, сможем. Папа тоже меня спрашивал, сможешь ли ты простить его? Я сказал тогда, что не знаю. Прошла неделя и Лёшка вспомнил, что скоро у Алексея Ивановича день рождения и ему захотелось сделать для него что-нибудь приятное. Он подумал, что было бы здорово организовать отдых с рыбалкой на озере. Эта идея захватила его полностью, и он уже строил план как его осуществить. Вечером он позвонил отцу. Отец, немного подумав, сказал, что это хорошо, но не всё от него зависит. Лёша пообещал договориться с мамой и Алексеем Ивановичем. Мама сразу согласилась, в глазах появилась радость, и она сказала, что тоже приготовит что-нибудь вкусненькое. Когда Лёшка сказал об этом Алексею Ивановичу, в глазах учителя появились слёзы, и он сказал: - Лёша, добрая ты душа, а я уж и не надеялся, что когда-нибудь доведётся порыбачить, вдохнуть глоток свежего лесного воздуха и отведать настоящей ушицы в компании замечательных людей. В воскресный день все дружной компанией отправились на озеро. Дорога заняла не больше сорока минут, и вот уже перед ними открылся красивый пейзаж: озеро серебрилось в лучах яркого солнца, лёгкий ветерок, играючи, волною пробегал по шелковистой травке и плавно перекидывался на деревья. Лесной шум приятно ласкал воображение, и сердце наполнялось покоем и радостью – всё это невозможно было почувствовать в городе. Почти всё побережье у озера заросло ивняком и только лишь в некоторых местах можно было свободно подойти к нему. Как только добрались до озера, сразу принялись за дела: Станислав отправился ловить рыбу, Зое и Алексею Ивановичу нужно было подобрать подходящее место для костра и установить треногу, а Лёшка отправился за хворостом. Вскоре Лёша натаскал кучу хвороста и, довольный, побежал к отцу узнать, хорошо ли ловится рыба и когда уже нужно разжигать костёр. Увидев четыре больших карася, трёх пискарей и одного вьюнка, Лёшка от восторга закричал: - Ничего себе! Уха сегодня будет на славу! Вскоре над костром закурчавился дымок, вода в казанке закипела, и мама взялась колдовать над ухой. Это у неё получалось превосходно. Папа по этому поводу всегда говорил, что жена у него мастер-класс в этих делах. Работа спорилась, и Алексей Иванович, поддерживая весёлое настроение компании, рассказал анекдот: - Друзья, послушайте старый рыбацкий анекдот. Было дело так: запуталась в сетях русалка, как вдруг на глазах у опешивших от неожиданности рыбаков, она снимает свой хвост и заявляет им грубым голосом: «Стоять на месте! Рыбнадзор!» Все дружно рассмеялись, и папа тоже вспомнил армейский анекдот на эту тему: - Однажды прапорщик, любивший полакомиться рыбкой, отправился на рыбалку. Он расположился на берегу озера, достал банку с червями, открыл её и, как по привычке, гаркнет: «Нужен один доброволец. Два шага вперёд!» Анекдоты сыпались один за другим, и смех не прекращался, пока мама не сказала, что уха готова и пора за походный столик. Ушица получилась отменная, и все наперебой хвалили Зою. После сытного обеда всем захотелось немного размяться и, взяв мяч, все, кроме старого учителя, пошли на поляну. Алексей Иванович, глядя на резвившуюся и взмокшую от усердия компанию, подумал: «Эх, Лёшка, добрая душа, что же не живётся твоим родителям вместе. Они - такая замечательная пара. Жалко видеть каждый раз, как ты страдаешь.» Наигравшись вдоволь, все пошли к озеру немного охладиться, как вдруг Лёшка закричал: - Смотрите, вооон слева, белые лебеди прилетели. Видно, что это семья - два больших лебедя и пять маленьких. Это выглядело так мило и забавно: большие лебеди плыли по обе стороны от маленьких, и когда кто-то из малышей отставал, то, по-видимому, их мать подгоняла его. Неожиданно у Лёшки изменилось лицо, и он, глядя на родителей, на полном серьёзе сказал: - Папа, мама, а мы тоже одна семья? Отец опустил глаза, глубоко вздохнул и сказал: - Не знаю, сынок, я сильно виноват перед твоей мамой. - Папа, когда люди виноваты, то они должны попросить прощения и раскаяться, я так думаю. - Ты прав, сынок, я, пожалуй, так и поступлю. Он подошёл к своей бывшей жене, взял её за руку и сказал: - Зоя, ты прости меня, пожалуйста, если сможешь, я очень виноват перед тобой. Жизнь преподала нам серьёзный урок, я думаю мы поладим, и всё у нас будет хорошо. У Зои от волнения по щеке покатилась слеза, она давно ждала этого момента и очень хотела примирения. Она в душе давно простила мужу все обиды. Она и сама чувствовала за собой вину в резкости своих поступков, что не дала ему шанса для покаяния. Лёша, заглянув ей в глаза, сказал: - Мама, что ты плачешь, радоваться нужно. Станислав крепко обнял их и сказал: - Да, мои дорогие, любимые, мы снова вместе, одна семья. Алексей Иванович поспешил поздравить их и пожелал им благополучия в дальнейшей счастливой и, желательно, безоблачной жизни. И в свою очередь рад был пригласить их на свой юбилей, который состоится в следующее воскресение в кругу его родных и близких. С тех пор прошло много лет, и Лёша часто вспоминал своего старого учителя, благодаря которому он полюбил математику и тоже стал учителем. Среди его учеников не было отстающих по математике, для этого он прилагал все свои усилия и знания. Он всегда помнил об уроках, которые давал ему старый учитель и поклялся, что этот нелёгкий предмет будут любить и знать все его ученики. |