Если меня когда-нибудь спросят о том, как я попал в детский сад, то я уверенно отвечу: а очень просто! 1. Мой уютный островок под названием «Садовское Детство» Оно было и остается у всех, это самое радужное и милое сердцу время, когда можно дурачиться и ничего не делать днями напролет, не принимать решений, потому что за тебя уже все решено и ни за что не нести ответственности! И мы вновь и вновь мысленно возвращаемся туда, где нас все любили просто за то, что мы есть, и что похожи на своих близких и самых родных людей на земле –наших родителей! -А почему именно садовское? – спросит читатель. - Да просто потому, что так сложилась жизнь. Моя, во всяком случае. Судите сами… Мамина сестра, тётя Таня, проработала всю свою жизнь рядовым воспитателем в детском саду. А я, будучи ещё совсем пацаном с дурацким именем Кеша- любимое мужское имя моей мамы, (тут видимо и сказалась любовь к её кумиру, замечательному актёру Иннокентию Смоктуновскому!), так вот, я, в синих шортах и неизменно белой футболке, частенько бывал в саду, играл с ребятнёй, обедал вкусным супом и незабываемым компотом из сухофруктов и безмятежно засыпал под монотонное тётино чтение. Потом дети просыпались, успевая переброситься пару-тройку раз пыльными подушками, пока в спальню не успевала зайти тётя, одевались и ужинали творожной запеканкой с ванилью и курагой. Затем шли гулять во двор, откуда их и разбирали по домам. Я любил садовские ужины, потому что на курагу у меня аллергия и из-за этого ужином меня не кормили, чему я бывал несказанно рад. Я тихонько себе сидел за отдельным столиком и играл в машинку, прихваченную из дому и тайком откусывал вкусную печенку из тётиной сумочки. 2. Мой выбор и реакция окружающих Так вот, воспоминания из детского сада у меня сохранились самые радужные, поэтому, когда в выпускных классах встал вопрос выбора профессии, я не стал заморачиваться. И мама, и тётя Таня, очень не одобряли моё решение. Помню, как мама возмущалась и призывала меня к благоразумию. А тёть Таня предложила мне всего лишь денек поработать с ней, чтобы убедиться, что я ни за какие коврижки и даже на пушечный выстрел не подойду даже к забору детсада. -Что за бред, Кеша? –недоумевали друзья. -Как прикажешь к тебе обращаться? Не забудь, это маленькие дети и они еще не научились хорошо разговаривать! -подливала масло в огонь мама. -Может, ты предстанешь Иннокентием Петровичем? –иронично глумилась теть Таня. А я чем виноват, что мамочка выбрала для меня такое имечко? -Или останешься Кешей? Как мультяшный попугай? -прыская, добавила соседка с первого этажа теть Люся. Но ирония близких друзей и родных людей меня мало смущали! И я свято продолжал верить, что нахожусь на верном пути. Тут еще и фильм «Джентльмены удачи» в главной роли с Евгением Леоновым, который изначально был педагогом и заведовал целым детским садом! Помните тот момент, когда он входит в столовую с завтракающими кашей детьми и выкидывает фокус? -Срочно всем заправиться! Берем космические ложки и быстро заправляемся космической кашей! –Вот это да! Сколько же у него и опыта и юмора, а доброты в глазах! И всё это меня так заводило, что я готов был вытерпеть что угодно, лишь бы оказаться хоть разок на месте Леонова! 3. И тут началось… И уже на следующее утро, не дав мне всласть понежиться в постели, теть Таня шумно вошла в мою комнату, и заявила, что на сборы у меня всего десять минут, а завтрак на кухне уже остывает. Итак, мой первый рабочий день в детском саду средней группы. 7-00. Мы на месте. Проветриваем группу. Идём в столовую за меню. Поливаем цветы, кормим рыбок в аквариуме. Тёть Таня, а теперь уже Татьяна Павловна, готовится к занятиям, их сегодня целых два. Аппликация на тему: «Ваза с фруктами» и второе -музыка. Для аппликации надо приготовить следующее: На каждого ребенка, а их на меню целых 22 вредных и не очень, человечков- расписной поднос, где будут выложены мелкие детальки для вырезывания из бумаги фигурок округлой формы. Затем крошечные баночки с клеем, кисточка, ½ часть альбомного листа, ножницы, салфетка, клеёнка. Да, чуть не забыл об образце аппликации, над которым мы с тетей корпели весь вечер. Это шедевр, если учесть, то завидное усердие, с которым я вырезал из разноцветной бумаги вазу, и яблочки-груши-желтые бананы, а затем старательно всё это наклеивал на лист бумаги, щедро намазывая клеем и прижимая салфеткой для пущей убедительности в прочности шедевра! Даже мама вышла из своей комнаты, чтобы полюбоваться моим успехом. Итак, подготовка к одному занятию окончена, осталась музыка. -Но это уж забота музыкального руководителя! – констатировала Татьяна Павловна. Между тем, на часах уже около 8 часов и дети дружно прибывают. Среди них есть и шустрые, такие, как Васька Кочкин и медлительные, как Толик Уточкин, и рассудительные, как Верочка Липатова и Сонечка Мышкина и даже драчливые, как Мишка Волков! Этот начал задираться уже с раздевалки, сталкивая тихоню Леночку с банкетки прямо на пол! А уже в группе он продолжил расправу над рёвой Егором Большаковым. Татьяна Павловна изловчилась и сумела устранить беспорядок, переключая внимание Мишки на новую машину в гараже, который размещается тут же, на вытертом детскими сандаликами белёсом ковре. И вот, когда стрелки на часах показали ровно 8 часов, а количество детей увеличилось до 22-ух человек, Татьяна Павловна закрыла дверь в группу на ключ и повела детей на утреннюю гимнастику в физкультурный зал. Вначале мне даже показалось, что это самое простое занятие –провести зарядку! Ну подумаешь, выстроил детей по росту – мал-мала-меньше и под бубен шагом марш по залу! -Ать-два! Левой! Левой! Левой! Но тут наш забияка Мишка устроил такое! А так, как рост у него небольшой, он и оказался почти в самом конце колонны, из-за чего ему очень удобно стало толкать ребят, отчего те падали, сбивая собой каждого предыдущего. Рёв поднялся не передаваемый, у меня аж в ушах засвистело! Но моя Татьяна Павловна и тут не растерялась! Она мигом взяла шалуна за руку и повела рядом с собой, будто собачонку на повадке. Мишка уцепился за её руку и тянул её назад, приседая всем телом. Но Татьяна Павловна оказалась непреклонной, будто не замечая выходок Мишки. А когда мы все уже шли третий круг и последовала команда –«Бегом!»- вдруг наша тихоня Леночка стала тормозить всю бегущую ватагу ребят, важно вышагивая белыми чешками по ковру, будто всем своим видом давая понять, что она тут самая главная! Упражнения делали неохотно, сбивая ритм и не слушаясь Татьяну Павловну! И уже в самом конце зарядки, девочка с пушистыми косичками робко подошла ко мне и дернув за рукав, тихонечко прошептала: -Писать! – от неожиданности я разинул рот. В туалете, куда мне пришлось проводить девочку, я тактично остался за дверью. Но тут через некоторое время я услышал заветное: -Всё! Открыв дверь передо мною предстала розовая попка, явно не в шоколаде, и со спущенными смешными трусишками в поцелуйчиках. Я опрометью кинулся к тёте и на ушко прошептал ей о проблеме. -И что с того? Иди работай! -отрапортовала она. -Освежитель воздуха найдёшь на полке в шкафу! - поспешно добавила. -Фффу!!!-решил про себя я, этого не мне еще не хватало! Уж лучше я кого-нибудь попрошу всё сделать за меня! И в это самое время мимо спокойно идёт солидная тётенька в униформе и с кастрюлькой подмышкой. Я к ней! Но она невозмутимо прошествовала дальше, не удостоив меня даже взглядом. Ну и что мне оставалось делать? Дальше стоять в полупустом длинном коридоре и ожидать сострадания от будущих коллег? Короче, все закончилось благополучно, трусишки-поцелуйчики водворились на предназначенное им место, а пышная юбочка красиво опустилась, и мы с Валечкой – уже успели познакомиться, держась за руки, гордо вошли в группу! Кто бы мог знать причину моей гордости! Завтрак Пока Татьяной Павловной проводилась зарядка и я устранял дискомфорт в туалете, наша нянечка – Антонина Васильевна накрывала стол к завтраку. Были поданы: каша манная без комочков и пенок, на вкус вполне сносная. Нарезанные и намазанные сливочным маслом аккуратные ломти батона. А разлитое по чашкам горячее какао к тому же так ароматно пахло! М-м-м…что мне страшно захотелось отхлебнуть его, прямо через край чашки с голубой каёмочкой! И, если вы думаете, что завтрак прошёл в более спокойной обстановке, чем утренняя зарядка, то глубоко ошибаетесь! После проведения утреннего мероприятия, под строгим контролем Татьяны Павловны, все дети отправились мыть руки в умывалку. Мишка и тут умудрился отличиться! Вместо намыливания собственных рук, он так лихо мазанул Лену намыленными руками по лицу, улучив момент, когда Татьяна Павловна помогала неумехам вешать за петельку полотенце, что бедная девчонка взвизгнула от неожиданности и боли в глазах от едкого мыла. Кстати, не в курсе, до каких пор будут только обещать мыло без слёз? Когда все дети отправились за столы, Лена с нянечкой и со мной все еще водой вымывали мыло из глаз, попеременно промокая их салфеткой. А задира-Мишка, надутый, сидел за отдельным столом и вяло гонял кашу по тарелке, всем своим видом давая понять: -А-а-а… видал я вас всех! Тоже мне, устроили из-за ерунды бойкот! Татьяна Павловна была подчеркнуто вежливо-строга на протяжении всего завтрака. После еды дети снова пошли и умываться от успевшей засохнуть на забавных мордашках каши и по нужде, чтобы основательно приступить к занятиям. Готовиться к ним помогали несколько ребят, видимо самых расторопных. Они раскладывали листы бумаги, расстанавливали подносики с кусками разноцветной бумаги, доставали ножницы и прочие принадлежности на столы. Словом, трудились все. Только кто-то добросовестно, а кто-то кое как, по ходу успевая пошалить-пихнуть соседа или соседку, скинуть проходя мимо с полки игрушку. Ровно 9-00 часов. Затем, когда Татьяна Павловна в очередной раз спросила ребят –все ли готовы приступить к занятию? Те дружно закивали головами в ответ. И, как только все уселись на стульчики, нашлись те, которым позарез понадобилось в туалет. Таким образом, из занятия было украдено ровно 7 минут, а их осталось всего 13. Невольно возникает вопрос: что можно сделать за такой короткий срок, ведь аппликация -это кропотливый труд! Итак, занятие на тему: «Ваза с фруктами» началось. Был рассказана загадка по данной теме. Дети наперебой начали отвечать на поставленный вопрос. Затем продемонстрирован образец с вазой, которой накануне был посвящён целый вечер! На вопрос: Что это? –дети верно отвечали, не путались и в названиях фруктов. 9-20 ч – закончилось 1-ое занятие, дети ринулись в туалет писать, затем в раздевалку переобуваться в чешки для музыкального занятия, которое всегда и проходит в музыкальном зале. Дети вошли колонной под марш, разместились на стульчиках, сели ровно, руки опустили на колени. И стали слушать заунывную мелодию, у Леночки на глазёнках блеснули слёзки-расчувствовалась! Затем дети дружно и не в такт подпевали, выходили танцевать в круг, отбивая «чок-чок каблучок». Возбужденные и довольные, все вернулись в группу пить разлитый по стаканам сок. Потом опять туалет и одевание на прогулку! И тут всё чётко спланировано-наблюдение (в тот день было именно за небом, где облака, летящие птицы), затем игры и самостоятельная деятельность и трудовые навыки. Ну уж это совсем просто-убрать за собой игрушки в мягкие плетеные корзины, что стоят на верандах каждой группы. Если положить руку на сердце, то меня больше волновала самостоятельная деятельность, ведь неизвестно, как себя поведут шустрики-забияки-тихони! -Ну теперь начнётся! –мысленно подумал я и тут же получил удар мячом чуть ниже спины. -Началось! –мысленно выругался я. 4. Снимите это немедленно и обо всём-обо всём… Да, пожалуй, самое главное всё ж я забыл сказать. О том, как мне не понравились молодые мамаши. Мало того, что они буквально все безвкусно размалеваны, так они еще все поголовно одеты в обтягивающие штаны. Теперь вот обращение к милым дамам: без обид! -Не переоценивайте свои достоинства! Гляньте на ваши спины-зад-ноги. У всех ли модельная внешность и попа не стучит по пяткам? Некоторым запрещено категорически носить штаны – снимите это немедленно! Есть много юбок-платьев, в них вы – женственные царицы, оставьте штаны для тех, у кого вместо ног длинные подпорки! Мною замечено: в женской одежде вы менее агрессивны, и не забудьте, на вас смотрят ваши дети! Вот одна мамаша, которая тоже, возможно, читает эти мои заметки, так схватила своего сына за ручонку, грубо обругав при этом, что он пискнул мышонком и осел на стульчик. Это ли и есть истинно женское поведение? А другая мамаша забыла принести смену белья своей дочери и, не желая принять свою оплошность, стала прикрикивать на свою бедную притихшую девочку в розовом платьице. День испорчен –малышка долго оставалась грустной и даже пыталась хлюпать курносым носиком. Умилили меня родители, которые привели избалованных и капризных чад и в воспитательных целях рекомендовали хорошенько выпороть…От себя сразу добавлю-категорично не рекомендую применять на практике! Даже если чадушко избивает вас и плюёт вам в лицо, не смейте этого делать! Надеюсь быть услышанным… 5. И всё-таки оно есть, садовское образование! Ещё необходимо затронуть животрепещущую тему о том, что же происходит за полный день с детками в детском садике? Ведь, невзирая на красочный родительский уголок, изобилующий яркими картинками с различными нужными текстами, который висит на стене в раздевалке, много родителей вообще не утруждаются вникнуть, чем занимаются их дети в садике. А ведь там, в оформленных педагогом уголках, доступно обо всём написано, чем и как именно их ненаглядные чада занимаются на протяжении всего дня! Есть там и режимные моменты, и программа обучения, утверждённая Министерством Образования. Родители же продолжают наивно полагать, что детям весь день читают сказки, дают краски –карандаши-пластилин вовсе не для того, чтобы развивать мелкую моторику и научить простейшим приемам изо деятельности, а чтобы банально занять детей-дескать, пусть сами что хотят то и воротят, лишь бы не мешали пить чай взрослым! А ещё утром, когда у Татьяны Павловны освободилась минутка и она присела написать план работы еще до прихода детей, так мамаша, приведшая первого ребенка стала шумно возмущаться –чего она все пишет и пишет, надо делами заниматься, а не писаниной! Родители, а вы, простите, давно выбрались из пещеры, если не знаете элементарных вещей и даже не пытаетесь вникнуть в принцип работы детского сада? Вопрос к родителям: чему такая дурында-мать, может научить свое дитя? Но вернемся к прогулке, с её играми, детскими –ссорами-междусобойчиками, опять же драками Мишки с детьми, излюбленной всей ребятнёй прогулки, после которой мы дружно вернулись в группу, вставши парами в ряд. Дальше был обед, соответствовавший меню, затем сон. 6. Режимный момент или всё по порядку На обеде дети ели вяло, что меня сильно огорчило. Я-то наивно полагал, что после прогулки, где все набегались-напрыгались, еда в считанные минуты исчезнет с тарелок. Увы… Детские, увы, уже испорченные неправильным питанием желудки, привычно ожидали мороженых-пирожных и конфет…Некоторые из них продолжали отвратительно себя вести –бросались хлебом, кривлялись-косоротились, показывали розовые языки мне, нянечке и Татьяне Павловне. Ух, как мне хотелось воспользоваться советом неправильных родителей! Но я сдержался… Когда обед подошёл к концу, перешли к туалету и водным процедурам. И вот, ура-ура!!! Спальня! Все легли и затаились. Моей радости не было предела! Наконец-то вожделенная тишина, можно облегченно перевести дух! Но …. Всё напрасно. Оказалось, дети притихли не в ожидании прочтения добрых историй перед сном, а в предвкушении предстоящего спектакля, который не заставил себя долго ждать… Когда Татьяна Павловна уселась за столом, и открыла книгу, тут всё и началось... Глазастую девчонку Катьку с копной волос на голове, в момент словно подменили –на четвереньках она выползла из кровати и стала ползать по полу спальни, попеременно то громко мяукая то лая! Я жутко растерялся и глянул на мою Татьяну Павловну и увидел, как она с невозмутимым видом машинально опускает себе в рот очередную таблетку валидола. И тут мне страшно захотелось взять за руку мою бедную тетушку, столько лет посвятившую себя всю без остатка детям и увести подальше от этого Мишки-забияки, вредной и неадекватной девчонки Катьки… Да-а-а-а! Всё же сад рассчитан на боле-менее нормальных детей, внимающих просьбам педагогов. И если в приёмной комиссии меня всё же спросят- люблю ли я детей, то я твёрдо отвечу: это не входит в мои должностные обязанности! Мой долг беречь и охранять их здоровье, научить верно формулировать свои мысли, жить в мире и гармонии с собой и окружающим миром, обучить требованиям, прописанным в методическом пособии «Программа обучения и воспитания в детском саду», а любить … пусть их родители любят больше… Хотя могу твёрдо заявить -без всепрощающей любви к детям, ни один педагог не выдержал бы с ними ни единого дня! Это уж я теперь знаю точно! |