Иннокентий Анненский (1855 – 1909) Хоть по рожденью явный сибиряк, Он столько прожил в городе Петровом, Невольно встав под символизма флаг И поддержав его чудесным словом. Античным увлекаясь кругозором, Донёс дыханье греческих вестей, Но пусть для них не прозвучит укором: «… Люблю стихи – и чувства нет святей». Наверное, судьба послала знак – Всю жизнь служить по школам педагогом, Для юношества – исполин, маяк В обличье неприступном и суровом. Но шефствовал над юным Гумилёвым, Ахматовой – он помогал и ей. Учительский талант, но слышим снова: «… Люблю стихи – и чувства нет святей». И в критике известный был мастак, Не отличался молнией и громом. Не ошибался. Попадать впросак? Специалисту это незнакомо. Он был охвачен доброты синдромом, Был справедлив, знал пишущих людей… Поэзия ж была особым домом: «… Люблю стихи – и чувства нет святей». ______________ К Поэту этому иду с поклоном, И обращаюсь просто, без затей – Как хочется быть Вашим эпигоном: «… Люблю стихи – и чувства нет святей». Фёдор Сологуб (1863 – 1927) Он – сын портного, вышел из низов, И прожил в малых городах немало, Не просто получил столичный кров, Судьба на прочность строго испытала, Да и потом показывала жало, И шею часто ожидал аркан, А сердце неизменно отвечало: – Но «ни в какой не вдамся я обман» Был в частной жизни замкнут и суров, А в творческой – его на все хватало: Тома содержат тысячи стихов, Тогдашняя Россия их читала, Особый аромат, нирвана, гало, В них образности, чувства – океан, И это правде вовсе не мешало: – Но «ни в какой не вдамся я обман». Любил свободу, не терпел оков, Перо писать про то не уставало: Вот «Мелкий бес», тут из «Тяжелых снов» – Найдем свободомыслия начало. И действовало с остротой кинжала, Сметая их, как грозный ураган, А было нелегко и часто угрожало, Но «ни в какой не вдамся я обман». ________________ Писатель Сологуб! Вас слава увенчала Навеки поместив в особый клан. Своей рукою Муза начертала: Но «ни в какой не вдамся я обман». Вячеслав Иванов (1866 – 1949) Дом на углу по улице Тверской, Что назывался «Башней Вячеслава». Здесь поселился вечный непокой, Тут скука, серость не имели права. И столько раз поэтова держава По средам массу лет справляла бал. Отсюда раздавалось величаво: «Нам Колокол Великий прозвучал». Стихи лились свободною рекой Без наставлений, правил и устава. Блеснуть оригинальною строкой! Катрен, терцет, балладная октава! И свежих мыслей громоздится лава, И не пустует тесный пьедестал, И слышишь отовсюду – слева, справа: «Нам Колокол Великий прозвучал». Была для многих «Башня» мастерской. И против бесталанности – застава. Небесной высью, глубиной морской Брала в полон великая красава. Стихи читали, выступали здраво … Поэзии надежнейший причал. Внимают Петербург, Париж, Варшава: «Нам Колокол Великий прозвучал». _______________ Ах, Вячеслав Иванов! «Башне» – браво! Здесь новый век – начало из начал! Серебряный – подмога-переправа – «Нам Колокол Великий прозвучал». Константин Бальмонт (1867 – 1942) Забытый Богом Шуя-городок Растит стране известного пиита Бальмонта! Сколько совершить он смог! Видать, стезя широкая открыта. Уже звучат стихи мастеровито. Уже встаёт прекрасная заря, Но чудится цитата из зенита: «Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя». Виват, Бальмонт! – родитель дивных строк! Его признала яркая элита: Валерий Брюсов здесь, и Александр Блок, И Вяч. Иванов – выглядит мастито. И новое вино в мехи налито. И время показало, что не зря Поэта изреченье не забыто: «Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя». Но жизнь идёт, и вот он – одинок. В эссе, поэмах, переводах свито Одним узлом – жасмин и василёк, Корабль любви от киля до бушприта. За что ж судьбина дуется сердито, Во Францию забросив якоря? Наверно, от лихой тоски провыто: «Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя». ______________ Поэт! Ты прав, презрев удобства быта, Пройдя насквозь материки, моря – Звучит парадоксально-знаменито: «Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя». Зинаида Гиппиус (1869 – 1945) Про Зинаиду: значит «Зевса дочь» О Зинаиде: значит «от богов». «Ах, Гиппиус – Богиня!» – превозмочь Мне это чувство трудно. Не готов … И написать портрет не хватит слов. Ведь жизнь её слывёт необычайной, Повсюду – интригующий покров, Я знаю: «Наша встреча дышит тайной». Но удержаться от хвалы невмочь – Как много ею создано стихов! В них день сияет, томно дремлет ночь, Тут глубь и высота. И суть основ, Где стих объемлет таинства миров И смысл Вселенной, дальности бескрайной. Загадочность – её удел таков, Я знаю: «Наша встреча дышит тайной». А сплетни и хулу прогоним прочь, Забудем словопренья «знатоков». Их – легион, кто обсуждать охоч Интимные дела без берегов, Оставим эти вещи для врагов. А мы – друзья богини гениальной, Витающей вверху, средь облаков – Я знаю: «Наша встреча дышит тайной». _________________ Для Гиппиус нет в творчестве оков, Прославилась свободой чрезвычайной. Пусть прозвучат стихи сквозь толщь веков – Я знаю: «Наша встреча дышит тайной». Валерий Брюсов (1873 – 1924) Потоком шёл произведений вал, В них ощущалась внутренняя сила. Кто вдохновлял и за собою звал? И что успех его определило? Особые бюро, стило, чернила? Что освещалось яркою лампадой? Поэт на то ответил тихо-мило: «Я скорбь венчал сонетом иль балладой». В словесности, похоже, всё познал, «Сам испытаю!» – это кредо было. Он, безусловно, был универсал И, без сомненья, – мощное светило. Была в нём злая творчества бацилла, Прослывшая и горем, и усладой, Навек идею время сохранило: «Я скорбь венчал сонетом иль балладой». Он, кажется, собою всё объял, Статьи и пьесы – всё по цели било, Стихи и проза – сущий идеал, А лесть, и славословия кадило, По счастью, не задело, пощадило, И не было для творчества преградой, Мажор звучал победно, не уныло: «Я скорбь венчал сонетом иль балладой». _______________ Валерий Брюсов, что Вас вдохновило, Явившись разом мукой и наградой, Пройти противоречия горнило? – «Я скорбь венчал сонетом иль балладой». Владислав Ходасевич (1886 – 1939) Блажен, кто юность подолгу хранит В душе. Напрасно протестует тело: Куражится, меняет внешний вид, Шипит со злобой: «Жить не надоело? Опять не можешь усидеть без дела? Чем голова до старости полна? Поди, душа изрядно одряхлела?» – «Нет, молодость, ты мне была верна!» «Взгляните на себя! Вы – инвалид, Болезнь, к несчастью, действует умело, И быстренько к финалу Вас домчит!» – Шумят врачи толпою оголтелой, Но вновь перо в журнале стих пропело, В нём немощи объявлена война, И мысль, не увядая, сердце грела: «Нет, молодость, ты мне была верна!» С литературой Мастер крепко свит, И он, пока свеча не догорела, И маячком в больной груди горит, Готовит, что годами накипело, И подаёт прочувственно и зрело – С бокалом схоже доброго вина, И литератор утверждает смело: «Нет, молодость, ты мне была верна!» _____________ Поэт! Пока «косая» не приспела, Тебе возможность редкая дана Сказать: «Моя душа не оробела» – «Нет, молодость, ты мне была верна!» Марина Цветаева (1892 – 1941) Хоть поэтессе только двадцать два, В её строках всё глубоко и зрело: И поля ширь, и выси синева, Тут вопль души, несовершенства тела. В стихах своих решительно и смело Делилась и судьбой, и глубиной. И откровенно написать сумела: «Мне нравится, что вы больны не мной …» «Мне нравится…» – кружится голова, Что это? Не проделки ль Азазела? В конце концов, права иль неправа? И, в сущности, а мне какое дело? Но есть стихи, и, видимо, созрело В тот майский день, той крымскою весной В октавах всё, что прежде накипело: «Мне нравится, что вы больны не мной …» И чрез столетье слышишь те слова, Которые страна вослед запела, И это означает, ты жива, Душа поэта! Ты не зря болела. Случалось, что под дулами обстрела Нас опьяняла лирикой хмельной, Не сторонилась своего удела: «Мне нравится, что вы больны не мной …» _______________ Всё отдала, что за душой имела, Не пожелала ты судьбы иной, Звучит достойно, не осиротело: «Мне нравится, что вы больны не мной …» |