Внимание! Статью надо читать ознакомившись со всеми прилагающимися к ней фотографиями которые находятся тут: Писал ли Святой Лука иконы и другие подробности подлинной истории Ченстоховской иконы Божьей Матери Из предыдущих частей этой работы мы знаем, что существует церковное предание, о том, что икону теперь называемой "Ченстоховской" написал в Иерусалиме, при жизни Богоматери, лично сам Святой Лука. Причем написал он ее на досках, взятых их стола сделанного самим Иисусом Христом. Эта "важная" деталь в церковном предании придает по замыслу христианских историков и богословов особую святость этой иконе. И ведь не "даром", как мы видим из предыдущего материала "Ченстоховская" икона Богоматери является и до сих пор, одним из "камней преткновения" между Римской католической и Русской Православной церквями МП. Чтобы выяснить все непосредственные детали создания иконы предлагаю обратиться к истории жизни и смерти как Богородицы, так и Святого Луки. Вопрос казалось бы понятный, но вот если объективно в нем попытаться разобраться то он не кажется таким уж понятным. Итак мы видим, что на "Ченстоховской" иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом Христом. О ней известно следующее: Богородица (Богоматерь, в католицизме Дева Мария, лат.Virgo Maria) - в христианской и исламской традиции – мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в православии и католицизме. Личность Богородицы полулегендарная. Датой Её рождения иногда называют 19 год до н. э., Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация. Но не смотря на все уважение в нынешней христианской церкви впервые Дева Мария была названа Богородицей только в сочинениях Дионисия Великого (середина III века). И кстати, личное имя Богородицы не Мария. Имя Мария – восходит через греч. к еврейскому личному имени Marym- МАРИАМ ивр. (предпол. – "горечь, возмущени или сопротивление", но также "госпожа" или "надежда"). Также учёные считают, что имя могло произойти от корня MRH, что значит "быть тучным", а в переосмыслении – "сильная", "прекрасная". Ср. также корень MRR ("быть горьким"). В Западной традиции христианства основным наименованием Богородицы являются производные от лат. Virgo Maria ("Дева Мария"). По личному имени Богородица называется также в странах исламской традиции: араб. Meryem. В католической традиции также встречается наименование Мадонна (итал. Madonna, сокр. от итал. Mia Donna ("моя госпожа"), фр. Notre Dame, англ. Our Lady). Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Марии, являются две фрескиII и III веков, находящиеся в катакомбах святой Присциллы в Риме. Почитание Богородицы первыми христианами подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрывались от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения, Девы Марии (фрески Киметерия Присциллы, "Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью", "Поклонение волхвов" и другие). Эти фрески и изображения носят ещё античный характер. Черты аскетизма в них отсутствуют, подчёркнута сила и значительность материнского тела, особо выделены и подчёркнуты выразительные чёрные глаза. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором в контексте осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей) "Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Но тут церковные историки не утончают что это была за Антиохия? Ведь их по древней истории насчитывается аж 16! Очевидно все же речь идет о Антиохии-на-Оронте, (Антиохия Великая;в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции. Справка: Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу рекиОронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе. Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек. Позже Антиохия на небольшое время вошла в состав Армении, потом (с 64 до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия. Антиохия была третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод, устроивший здесь Олимпийские игры. Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11:26). Позже Антиохия стала называться колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедника Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей – Антиохийской церкви (после упадка города центр патриархата перенесён в Дамаск). В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья, центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года) ". "Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова "Лукан"1, а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от "сущих от обрезания", т.е., иудеев (Кол. 4:10-15). В своих писаниях Лука однако обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял иудейскую веру. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство; (Есть сведения даже что он был корабельным врачом?) Так же христианское церковное предание сообщает нам в том, что он был и живописцем. Несомненно, также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей. Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения (Мф.4: 24-26. Лк.4:37). Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить "пред лицем" Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю4. В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука "вдали" и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49). Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус, и по дороге в сие селение удостоился стать спутником Того, Кто есть "путь, истина и жизнь". Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, "в ином образе" (Мрк.16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, "глаза их были удержаны" (Лк.24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим. - О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? – спросил их Господь. На сие Клеопа сказал: - Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? - О чем? – спросил снова Иисус. - Что было с Иисусом Назарянином – сказали они в ответ, – Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его. А мы надеялись было, – продолжали свою речь ученики, – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им: - О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании. Так беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу, и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними. – Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, – говорили они Ему. И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег с ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. По всему вероятию, сие действие Господь и прежде совершал пред учениками, а кроме того они могли признать Его по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его руках. Но в сие время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу: - Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17-32) Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им, что Христос воскрес, и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же с своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали Апостолам обо всем, происшедшем с ними на пути и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время сего разговора, внезапно среди Апостолов, явился Сам Воскресший Господь, преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк.24:18-49). После вознесения Господня, святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими Апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Сие произошло, впрочем, уже во время второго апостольского путешествия святого Павла. В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии. Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины12. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в Палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь. Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола, проповедовал Христа в этой столице древнего мира. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых Апостолов. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали "бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова". Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла. После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука и в сие время точно также сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание. – Я уже становлюсь жертвою, – писал апостол Павел своему ученику Тимофею, – и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лука со мною. Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой он и прежде трудился нисколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии. Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте, – в Фиваиде, – многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь, – преимущественно в области Беотии, – церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю – апостолу Павлу, – святой Лука "подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил". Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Честное тело его было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь. О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах послал правителя Египта Артемия перенести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение. Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершалось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами. Справка: Мощи святого Луки источали множество исцелений, и по окончанию гонений на христиан были положены в Константинопольском храме святых апостолов под престолом вместе с мощами апостолов Андрея и Тимофея. В течение многих столетий честная глава святого апостола как великое достояние христианского мира хранится в Русском Свято – Пантелеимоновом монастыре святой горы Афон. Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: – Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут. Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы. Амин Вот перед вами уважаемый читатель можно сказать официальная биография Св. Луки написанная богословами РПЦ МП, а теперь взгляд на Св. Луку наших современников. ( http://www.izvestia.ru/obshestvo/article31 05073/) "Тайны святого Луки" автор Борис Клин "В пятницу делегация Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России отправится на Афон, в Свято-Пантелеймонов монастырь за мощами апостола Луки. В субботу святыню (фрагмент кости черепа) доставят в Москву, в храм Христа Спасителя, где ее будет встречать Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий, но и книгу Деяний апостольских. В ней описаны события от Вознесения Христа до 62 года н.э., а также изложены первые церковные установления. Луке также приписывается авторство первых икон -образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Накануне важного события "Известия" попытались узнать ответы на "простые" вопросы: кем был святой Лука, как оказался среди учеников Спасителя, когда и как умер? Откуда родом? В Житиях святых, изданных в начале ХХ века, изложенных по книге "Четьи-Минеи" митрополита Димитрия Ростовского утверждается, что родом святой Лука был из сирийского города Антиохия. И был не из евреев. Указание на это есть в одном из посланий апостола Павла, где он отделяет Луку от "сущих от обрезания". Полное имя его было "Лукан" – латинского происхождения. В качестве косвенного подтверждения его римских корней приводится тот факт, что именно в Риме процветала медицина, а святой Лука был врачом. Так его называл апостол Павел. Профессор Петроградской духовной академии Николай Глубоковский подчеркивает, что в тексте Евангелия от Луки виден профессиональный подход – проказа и горячка, от которых исцелял Христос, описаны профессионально, с разделением на различные стадии заболеваний. Глубоковский предполагает, что именно в качестве врача он и был нужен апостолу Павлу в его миссионерских путешествиях. Однако возникает вопрос – если святой Лука был римлянином или эллином (есть и такая версия), то откуда у него знание иудейских обрядов, на которое обращает внимание тот же Глубоковский? С чего вдруг такой интерес к религии оккупированной страны? Профессор Московской духовной академии Александр Голубцов в статье "Древнейшие изображения Божией Матери" пишет о святом Луке: "Преданием он признается одним из семидесяти апостолов и, стало быть, евреем по происхождению". 70 апостолов были направлены проповедовать еще при земной жизни самого Христа. Но вот тот же Глубоковский отмечает, что Лука относился "как бы ко второму христианскому поколению, когда ряда "самовидцев" (самого Господа. – "Известия") постепенно уходили". То есть Лука не был "самовидцем"? Современный церковный историк, преподаватель Московской духовной академии Алексей Светозарский считает, что вопрос о том, принадлежал ли Лука к 70 апостолам, не обсуждается, – почитание евангелиста как одного из них закреплено Церковью литургически. Кем был святой Лука – доподлинно не известно. По словам Светозарского, систематически собирать сведения об апостолах стал лишь в III веке учитель Церкви Ориген. До него этим никто не занимался, никому это было не нужно, поскольку люди жили в ожидании скорого конца света и второго пришествия. В результате информации оказалось немного. И это действительно так. Даже обстоятельства смерти святого Луки неизвестны. Тот же Глубоковский пишет, что местом его кончины называют Вифанию, Ефес, Патары и Ахайю. Последнее указывается в его житии. В Ахайе были обретены его мощи. Кстати, о мощах. В житии говорится, что, следуя в Антиохию, святой Лука хотел забрать с собой покоившиеся в Севастии мощи Иоанна Предтечи, но местные христиане упросили его этого не делать. Тогда святой Лука взял лишь десницу Иоанна. И не исключено, что именно так возникла традиция разделения мощей. Григорий Богослов сообщает, что святой Лука принял мученическую смерть, а Никифор Каллист уточняет – апостола повесили на маслине. Но о том, как и почему это произошло, история умалчивает. Живописец ли Лука? Вопрос о национальной принадлежности святого Луки носит не праздный характер. Он служит одним из аргументов в дискуссии о том, был ли святой Лука родоначальником иконописи. Уже упомянутый профессор Голубцов указывает, что если он был иудеем, то едва ли мог владеть живописью. Ведь иудеям строго-настрого запрещалось заниматься изобразительным искусством в силу заповеди: не изображать того, что на земле, над землей, под землей, в воде, – "не сотвори себе кумира". "Допустив согласно с некоторыми древними учителями церкви: Тертуллианом, Иеронимом, Августином и новейшими исследователями Священного Писания, что евангелист Лука был родом из язычников, легко будет выйти из только что указанного затруднения и в значительной мере ослабить силу связанного с ним возражения", – писал Голубцов. Житие Луки рассказывает, что по благочестивому желанию первых христиан апостол красками написал образ Богородицы, держащей на руках младенца Иисуса, а потом написал иные иконы Божьей Матери и принес их на Ее благоусмотрение: "Она же рассмотрев сии иконы сказала: "Благодать Родившегося от меня и Моя милость с сими иконами да будут". Однако житие умалчивает, где и когда апостол встретился с Богородицей и показал ей иконы. Приходил ли Лука в Иерусалим, где жила Богородица? И если да, то когда? Ведь он все время путешествовал вдали от святого города – сначала с апостолом Павлом, а потом самостоятельно. Следует также отметить, что портретное сходство в современном понимании на этих иконах маловероятно. Ведь согласно Преданию, писал он их спустя 15 лет после Вознесения Господня. Стало быть, Богородице к этому времени было уже около 70 лет, а всякий, кто видел Владимирскую икону Божией Матери, приписываемую святому Луке, может убедиться, что изображена на ней молодая женщина. Профессор Голубцов, рассматривая вопрос о портретном сходстве, цитирует блаженного Августина: "Мы не знаем лица Девы Марии, от Которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос... Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя Которой Мария... Но такое ли лицо было у Марии, какое представляет в уме, когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру: может быть, Она имела такое лицо, может быть, – не такое". И далее Голубцов рассуждает: "Мы не думаем, чтобы эти слова не имели никакого отношения к изображениям Божией Матери и означали только то, что блаженный Августин от себя и от лица своих современников хотел сказать: ни я, ни они не видали Богородицы, а потому и не знаем, какова Она была лицом. Если бы в церкви Иппонийской в то время, когда жил и управлял ею блаженный Августин (430 г.), существовали и были общеизвестны подлинные, верные до портретности изображения Богоматери, и церковь, как таковым, придавала бы им веру, тогда он не мог бы так решительно говорить о незнании им и его современниками лица Божией Матери". Однако есть и более серьезная причина, чем все вышеупомянутые причины, усомниться в написании святым Лукой икон. И ее тоже приводит профессор Голубцов: "Более примечательным и малопонятным представляется в данном случае молчание Седьмого Вселенского собора, который в своих свидетельствах об иконопочитании ни одним словом не упомянул об этом весьма важном обстоятельстве. Видно, что собор, тщательно исследовавший и разыскивавший древние известия об иконах в подтверждение православного учения, считал свидетельство об иконе Богоматери евангелиста Луки слабым или вовсе не знал его". Это молчание Вселенского собора не могут объяснить и современные церковные историки". На основании вышеизложенного мы можем констатировать, что у нас нет достоверных данных о том написал ли Св. Лука "Ченстоховскую" Икону Божьей Матери, как и ей подобных икон из числа приписываемых ему. Мы так же констатируем, что у нас нет никаких данных о том, что Св. Лука вообще занимался живописью. А вся информация об этом является не более чем церковной легендой.... Ну а теперь переходим к самой Ченстоховской иконе Божьей Матери. Вот отрывок из воспоминания одного из современных паломников: "Уже издалека, подъезжая к польскому городу Ченстохова, можно видеть построенную в 1716 году в барочном стиле 106-метровую стройную колокольню католического Ясногорского монастыря, знаменитого тем, что здесь хранится величайшая реликвия, почитаемая и православными, и католиками, – чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икона, называемая также "Черная Мадонна" – из-за темного лика Богоматери, принадлежит к числу самых почитаемых святынь Польши и многих европейских стран. В стране ее нынешнего пребывания она давно величается "Королевой Польши", а еще именуется "Ясногурской". О последнем свидетельствует и полное название принадлежащего монашескому ордену святого Павла Фивейского (паулинов) местного монастыря – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (Sanktuarium Najswietszej Maryi Panny Jasnogorskie). Ясной Горой (Ясна Гура) в Ченстохове называют холм высотою в 293 метра, где расположен комплекс монастырских построек, окруженных оборонительным валом и большим парком". Впервые название Ясна Гура (Clarus Mons) упомянуто было в 1382 году. Такое название дали холму монахи ордена святого Павла, прибывшие сюда из Венгрии: на Ясной Горе в городе Буда, тогдашней венгерской столице, располагался главный храм ордена. А само название расположенного на реке Варта в Верхней Силезии города Ченстохова происходит от славянского имени Ченстох – "основатель осады"[1]... Впервые рыцарское поселение Ченстохова упоминается в 1220 году, а статус города им получено лишь в 1377 году. Доминирующая над современным городом колокольня, увенчанная на шпиле крестом, а еще и символом монашеского ордена святого Павла Фивейского – вороном с хлебом в клюве, является ориентиром для прибывающих сюда на автобусах и машинах паломников из всех стран центральной и восточной Европы. Каждые четверть часа 36 ченстоховских колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Царице Небесной, образ Которой хранится в так называемом святилище Богородицы (ul. O.A. Kordckiego, 2). Организованный при нем Ясногурский справочный центр на любом языке оказывает помощь всем паломникам, независимо от их конфессиональной принадлежности, расположиться в доме паломников, способном сразу принять более 800 человек. Информацию о том, когда в течение дня открывают в главной капелле чудотворный образ, можно узнать из транслируемых в паломническом центре передач "Радио "Ясна Гура"". В 21:00 по местному времени колокола призывают своим звоном верующих на молитву, называемую католиками "Ясногурским призывом", или просто "Призывом", которым и завершается паломнический день на территории святилища. В этот час в последний раз открывается чудотворная икона, и все собравшиеся перед нею католики трижды поют: "Мария, Королева Польши, я стою перед Тобой, помню и верую...". Первые массовые паломничества в Ясногорский монастырь известны еще с начала XV века. По давней традиции, паломники, отправившиеся к святыне в одиночку, примыкали к группам богомольцев, собиравшихся в соседних с Ченстоховой населенных пунктах, где им безвозмездно предоставлялись кров и пища, а потом все вместе шли к Ясной Горе. Ченстоховская икона Божьей Матери относится к иконам Пресвятой Богородицы (тип Одигитрия). Многие искусствоведы сходятся во мнении, что нынешняя чудотворная икона, все-таки создана в Византии в IX-XI веках. Подкрепленная отрывочными документами, история иконы, прослеживается лишь с конца XIII века, когда этот образ попал в руки, галицко-волынскому князю Льву I Даниловичу (ок. 1228 – ок. 1301), основателю города Львова. Сама икона (ее размеры – 121,7 х 81,5 см), украшенная серебряной рамкой (1673), вставлена в алтарь из черного эбенового дерева (1645-1650). С давних пор монахи пекутся о безопасности иконы, поэтому она бывает обыкновенно полностью закрыта серебряной панелью (1723), называемой "затвором". Икона находится высоко над главным престолом, поэтому ее можно только издали обозревать, но никак нельзя рассматривать вблизи и уж тем более приложиться к ней. Усыпанный бриллиантами оклад и золотые короны над главами Богоматери и Младенца, которые сегодня видят паломники на иконе, – дар папы Римского Пия Х, сделанный им в 1910 году. С левой стороны от образа с 1926 года помещены регалии Богородицы – "Королевы Польши" – скипетр и яблоко, выполненные на пожертвования польских женщин-католичек. С правой стороны иконы можно видеть "золотую розу" и сердце из золота с надписью "Totus tuus ego sum" ("Я весь твой"), преподнесенные иконе папой Римским Иоанном Павлом II в 1979 и 1982 годах. Самое ранее описание лика Божией Матери на этой иконе принадлежит некоему Яну Длугошу в документе "Liber Beneficijrium": "Королева Света... с наичудеснейшим ликом... написана удивительным и редким способом". Потемневший от времени лик Царицы Небесной, писанный на зелено-голубом с бирюзовым оттенком фоне, обращен к верующим, на них же взирает и Младенец Иисус, в одеянии Которого преобладает карминный цвет. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. На правой щеке Богородицы заметны две большие и одна маленькая прорезанные или прочерченные царапины. Темно-синее с голубыми тонами облачение и такого же цвета мафорий Божией Матери украшены золотыми стилизованными лилиями. Вокруг глав Богоматери и Ее Сына – широкие нимбы, сливающиеся в одно целое. Их золотисто-желтый цвет контрастирует с потемневшими от времени другими красками иконы". Общим же мнением специалистов – искусствоведов является то, что первообраза Ченстоховской иконы, памятника древней византийской живописи, вероятно, уже больше не существует, так как в 1434 году икона, которой требовалась срочная реставрация, была попросту заново переписана на старой доске при дворе польского короля Владислава Ягеллы в Кракове, о чем свидетельствуют как материалы монашеского ордена святого Павла на Ясной Горе так и другие источники. Эти данные обнаружены в повествовании некоего Петера Рисинуса – "Истории пульхра" (1523), где рассказывается, что привлеченные к реставрации художники безуспешно наносили на икону темперные краски, которые никак не ложились на краски восковые. Значит, оригинал иконы был написан в особой технике, где связующим веществом красок являлся расплавленный воск, – энкаустике. В этой технике, разновидностью которой является отличающаяся яркостью и сочностью красок восковая темпера, написаны многие раннее христианские иконы. Предположительно, на западный вкус и с учетом местных традиций, икону переписали западно-русские мастера, работавшие в "греческой манере". Там же рассказано, что после того как иконописцы не смогли отреставрировать икону, они "сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, приближенную к оригиналу". Там, где виднелись порезы на лике Божией Матери, "в память о действиях вандалов, на новую икону резцом нанесли следы". Больше иконане реставрировалась. А последние 30 лет за ее состоянием наблюдает польский реставратор Войчех Курпик, профессор варшавской Академии изящных искусств, и проводит ее ежегодные осмотры и необходимые для сохранения образа действия. Их цель – прекратить отслаивание краски от деревянного основания, на котором написана икона. "Несмотря на небольшие проблемы, в целом состояние иконы очень хорошее", – сообщал в 2006 году В. Ежегодная проверка состояния иконы проводится без использования технических средств. Реставратор тщательно простукивает поверхность иконы, и в то место, откуда вместо звонкого звука сухого дерева слышится глухой, делает укол клеящим веществом, укрепляющим связь краски и дерева. Есть и другие данные подтверждающее вышеизложенные обстоятельства. Вот к примеру "Энциклопедия православной святости" (М.: изд. "Лик-пресс", 1977). А в другой книге "История древне-русского искусства" (М.: "Наука", 1972) есть статья "Ченстоховская икона Богоматери как памятник византийско-русско-польских связей". Вот небольшая часть этого текста: "... Но вернемся к рассмотрению самой иконы. Можно сказать, что как памятник византийской и древнерусской живописи Ченстоховская икона в настоящее время не существует. В 1434 году она была фактически написана заново на старой доске. Под ныне существующей живописью, как показали исследования реставратора Р. Козловского, нет ни малейших остатков первоначальной живописи. Даже сам грунт был наложен на доску заново. Для ее реставрации были приглашены живописцы, работавшие в греческой манере, т.е. мастера несомненно из украинских и белорусских земель. Все их попытки прописать икону по сохранившимся контурам не дали результатов: накладывавшиеся ими краски оплывали... Только после наложения нового грунта иконописцы смогли написать икону заново. Но в этой новой по существу иконе было уже чрезвычайно мало от "греческой манеры Отчаявшись исправить икону, западно-русские мастера уступили место другим. Откуда происходили эти новые живописцы, сказать трудно..." А в книге "Шедевры украинской икономии XII-XIX столетий" (Киев: изд. "Мистецво", 1999 г.) на стр. 176 также приводится список Ченстоховская и справка о ней. Вот отрывок из нее: "... Вид древнего оригинала не сохранился. Икона, которая теперь находится в монастыре Ясной Горы в Ченстохове "перемальована" в 1434 году на западный манер. Сохранилась лишь византийская иконографическая схема. Одна из примет иконы две линии на правой щеке Марии – след удара мечем. Икона стала католической святынею, однако почитается в православной церкви. В книге "Ясная Гора. Святилище Богородицы" (Italia.: Narni-Terni, 1992) читаем: "... По свидетельству Петра Рисинуса в его книге "История Пулькра" /1523/, реставрация Иконы была позже проведена в Кракове при дворе Короля Владислава Ягеллы. Художники накладывали несколько раз новые краски, но они держались и быстро сплывали. Сегодня нам известно, что трудности этих реставраторов исходили из того, что они писали темперными красками на образе, выполненном восковой техникой (энкаусто). Не сумев справиться с задачей, художники соскребли с деревянной основы остатки первоначального письма и написали заново с максимальной точностью копию образа. На местах сабельных порезов на Лике Божией Матери резцом были обозначены следы варварского деяния..." Вот такая невероятная история. Но у нас еще остаются не выясненными следующие важные вопросы: Что же влечет к "Ченстоховской иконе Божьей Матери" современных паломников? Почему за ее обладание между католической и православной церквями ведет длительная и жестокая война, если обоим сторонам известно, что не существует первообраза этой иконы? В поисках ответа на эти вопросы автор нашел высказывания известного исследователя русской иконописи Успенского, который писал уже без относительно к Ченстоховской иконе, а о иконах вообще: "Икона есть нечто гораздо большее, чем просто образ; она не только украшение храма или иллюстрация Св. Писания, она полное ему соответствие". Поэтому ни понять, ни объяснить икону вне христианства, его догматов, философии, его мистики, его обрядов, вне Церкви не возможно. К ней не применимы стандартные искусствоведческие критерии эстетизма, реализма, историзма и прочих "измов". Икона – это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой Печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово; поэтому икона – Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда достаточно регулярное требование византийских отцов Церкви фотографичности от иконы (прежде всего икон Христа), ибо в ней, по их убеждению, – залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что он утверждает древнюю традицию делать живописные изображения Исуса Христа, ибо это "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился" Икона выступает здесь в роли зеркала или документальной фотографии, запечатлевающих только материальные объекты: если есть отражение в зеркале или какой-либо иной отпечаток, то, следовательно, реально существует или существовал сам материальный объект – в данном случае – человек во плоти Исус Христос. Икона, однако, – изображение не просто земного подвергавшегося сиюминутным изменениям лица исторического Иисуса, но – отпечаток идеального, предвечного лика Пантократора и Спасителя. В ней, как считал Феодор Студит (VIII в.), этот лик, или изначальный "видимый образ", является нам даже более отчетливо, чем в лице самого исторического Исуса Христа. Отсюда икона – символ. Она не только изображает, но и символически выражает то, что практически не поддается изображению. Икона – это непреходящий лик человека, в котором он был замыслен Творцом, который утратил и должен обрести по воскресении. Икона – это видимое выражение догмата Преображения. Преображения всего тварного мира. Преображения понимаемого и передаваемого как определенная объективная реальность, Божественная реальность. И все в иконе: цвет, свет, линии, пропорции, композиция – все художественные средства направлены на отображение этой реальности. Эти средства вырабатывались веками и складывались в каноны. С помощью в общем-то не хитрых средств иконописцу удавалось казалось бы невозможное: выразить невыразимое, изобразить неизобразимое, сделать видимым не видимое – совершить чудо Творения, на пол-шажка приблизившись ко Творцу". |