Сравнение творчества с полётом настолько тривиально и затаскано, что моветон такое произносить, а тем более писать об этом. Но, как человек довольно бесцеремонный, я осмелюсь поделиться с Вами своими мыслями на данную тему, если конечно размышления интересуют Вас вообще. Полёт в понимании людей связан с осознанным риском: при неудачном стечении обстоятельств это мероприятие закончится падением и в лучшем случае травматично, как физически, так и морально. Творческий процесс тоже рискованное мероприятие, ещё не забыты времена, когда он приводил субъекта до Гулага, но чаще в расстрельный лесок. Рецидивы, наверно, бывают, но это уже не является целенаправленной политикой нашего государства, так что в современности творческий риск в основном моральный. Вряд ли творчество можно сравнивать с полётом воздушного шарика, хотя в принципе существуют авторы, особенно в живописи, которые сознательно отдаются на волю ветра, т.е. подсознания, а что в «шедевре» увидит потребитель, это уже дело его фантазии. Мы рассматриваем сознательный процесс творчества, т.е. полёт к определённой цели – созданию художественного произведения. Творчество в основе своей субъективно: оно или копирует действительность, что в принципе несложно, или создаёт иллюзорный мир, который мы можем оценить критериями существующей действительности, иначе получается такая «заумь», которая не поддаётся восприятию обыкновенного человека. Несмотря на всю эпатажность, любой автор жаждет понимания, даже если создаётся «шедевр не для средних умов». И так мы определись, что творчество – это полёт, требующий усилий. Возникает вопрос, а парение птиц является ли полётом? Ведь усилий практически нет, а полёт возможен почти бесконечно. В искусстве аналогично ведут себя маститые авторы, попавшие в восходящую коньюктурную струю и штампующие «творения» по одному шаблону, но это уже уводит процесс из области творчества в бизнес, т.е. тривиальный способ заработка, при удачной раскрутке весьма прибыльный. К чести большинства таких «работников пера или кисти», они и не отрицают этого. Теперь поразмышляем, а в принципе, куда же авторская гордыня может его занести? Если задать себя целью идти путём экспериментов и полным отречением от окружающего, то можно залететь на такую высоту, что тебя не будет видно с поверхности Земли, где и обитает большинство. Там на заоблачных высотах почти нет воздуха, холодно, нечего есть, а главное – бессмысленно летать там, где тебя не видно, твоего подвига никто не оценит. Конечно, летать в стае милое дело – любого орла можно разнести «колхозом», да и прокормиться проще, но есть табу: никакой отсебятины, вожак всегда прав, и чирикать можешь только в унисон со всеми, иначе выгонят. К сожалению, большинство творческих союзов становится «карикатурою» современных политических партий вождисткого толка. Если творчество рассматривать, как соревнование, аналогично спортивным полётам, то какие критерии должны учитываться? В полётах они ясны: высота, скорость, дальность, ну грузоподъёмность. Вот здесь начинается самое сложное и в принципе необъяснимое. Мы четко ощущаем, что крохотное рубаи Омара Хаяма является великим произведением искусства, а многотомный опус графомана нет. Самое интересное на такой вывод почти не влияют ни уровень образования, ни уровень интеллекта, ни социальный статус. Наверно, именно эта подсознательная способность понимать истинное искусство и делает нас людьми. Конечно, оценивать чьё-то произведение легче, чем создавать его, но без критики в искусстве был бы в лучшем случае застой. Парадоксально, но главным двигателем искусства является конкуренция, как и в любой сфере деятельности человека, в том числе и в спорте. Только она заставляет искать автора новые идеи, неожиданные формы и даже способы исполнения художественного произведения. Тут, несомненно, первое место за живописью. Гений появляется не спонтанно, его рождает творческая среда в период своего расцвета, в период регрессии его просто заклюют. Система творческих конкурсов, несмотря на свою коррумпированность, до сих пор действует, так как является, пожалуй, единственным способом для автора заявить о себе, а творческим организациям пополниться свежей кровью. В связи с тем, что союзов стало много, здесь тоже возникла конкуренция. Если мы рассматриваем тему полёта, то невозможно обойти падение, ведь максимальную скорость любой объект приобретает только при падении. Падение с большой высоты означает смерть. Апофеозом темы смерти является реквием. Очень редко он оставляет равнодушным, то ли тема неординарная, то ли автор выкладываются при его создании полностью. Наверно, имеют место оба фактора. К теме смерти вплотную примыкает тема игры со смертью, популярная особенно сегодня. Только смертельный риск заставляет вырабатывать организм максимальное количество адреналина, а это действует покруче любого наркотика. Вот поэтому молодые люди прыгают с парашютом с минимальной высоты, лезут в горы и пещеры. С годами у большинства это проходит. Естественно в искусстве эту тему усердно обрабатывают молодые или молодящиеся авторы, то ли от пережитых впечатлений, то ли от желания быть мужественным хотя бы в своих произведениях . Есть ещё тема почти не касающаяся полёта, но актуальная для творчества, -« оперение» автора(его маска ) Как на подбор все хотят носить маску Зорро ( быть таинственным, смелым, благородным и посмеиваться над незадачливыми врагами). И чем обычней и рутинней повседневная жизнь автора, тем экзотичней его маска. С годами большинство людей начинает распирать их нереализованное Эго и, имеющие хоть минимальные наклонности, массово идут в искусство. Большинство ещё в состоянии критически оценивать свои произведения, но возомнившие себя гениями не дают прохода никому и часто превращаются в посмешище. Как говорил один из героев «Зелёного фургона» :»Начав стрелять не забудь остановиться,» Так и я заканчиваю свои рассуждения, пока окончательно не надоел Вам, дорогой читатель. Буду очень рад, если мой опус что-то оставил в Вашей голове. |