Системные игры, или приступ пессимизма (продолжение поэмы «Твоя идея» из цикла «Наши уроки») Я уж говорил о том, что руки опускаются порой – вопросы острые я людям ставлю, но откликов почти не слышу никаких. Читают мои «вирши» с этими вопросами, но вот в ответ – молчание, ответов нет. Ну, ладно, думаю: молчанье – знак согласия, ведь и никто ж почти не спорит... Что, вроде бы, хороший признак. – * – С рядовым читателем пусть так и будет. Угнетает больше-то другое. Обращаюсь к тем, кто, сказать бы можно, занимается профессионально общества вопросами, и в то же время – в здоровой оппозиции к властям. Сочетание чудесное! С просьбой обращаюсь к ним найти моим идеям место и средь их идей, мною признаваемых. – * – Но тут встречаю то, что называют «играми системными». У всех «проектик» свой, его ревниво охраняют от каких-то «новеньких», с идеями какими-то своими. – * – Что за понятие – системная игра? Деятельности коллективной такая разновидность, которая по правилам идёт установленным и принятым среди её участников и всяких прочих членов. Общество же это может быть любым – мошенников ли шайка, или «Союз орала и меча», движенье за однополый брак, кружок литературный, экологи, иль партия, союз, конфессия ль какая. Сообщество любое или коллектив, где люди собираются по личным интересам или предпочтеньям. Вот там они-то и «играют». – * – Найти «свою игру» по жизни – очень важно. Существованью своему и бытию находишь в этих играх смысл. Чего, как не комфортности душевной, жаждет каждый в своей жизни? Возможность жить «в своей стихии» и комфортность эту лишь игра доставить может человеку в степени-то максимальной. [1] – * – «Что наша жизнь? Игра!» – сказал поэт. И в нашем поведении, в поступках и мотивах преобладает то, чему дать можно определение простое это. Игра как норма и порядок поведения. Игра как постановка цели, определение путей по достижению её. Игра как способ представления окружающим себя. – * – «Мнение о нас других людей – вот зеркало, перед которым позируют без исключений все. Человек себя таким творит, каким он хочет чтоб видели его другие. Настоящий же, каков он есть, на самом деле неизвестен никому, включая самого его. Живет и действует лишь вымысел, фигура приукрашенная». (Митрополит Антоний Сурожский). – * – Хорошо сказал священник! Откровенно ведь весьма, поскольку следует добавить, что понятие игры, как образ жизни, к религии относится на самом деле в мере самой полной. Пожалуй, тут сказать бы надо, что ни к чему другому определение такое не подходит так очевидно к месту, как к религии самой. – * – Таково уж свойство человеческой натуры – стремление к игре. Тем она и хороша, что вводит правила определённые в мышление твоё и поведение и упрощает выбора проблемы. – * – И не в конечном результате дело – его-то может и не быть. Главнее – скрасить жизнь свою, превратить её в игру. – * – В природе всё живое к минимизации своих усилий тяготеет. И человек, конечно, в том числе. И в том числе – по приложению каких-то умственных или души усилий. – * – В минимизации такой человек, конечно, впереди, поскольку с разумом своим минимизировать умеет все свои усилия за счёт себе ж подобных, из своего же вида. – * – В каком-либо сообществе людей поступки игроков отдельных порой не к достиженью результата общего ведут, а к получению результатов личных или выгод. При этом оказаться может, что это в чём-то и в ущерб для общей цели, провозглашённой в этой группе «игроков». – * – Про результаты личные иль выгоды заметить стоит, что тут не только лишь какая-то корысть – бывает, что тщеславия хватает. Игра, её азарт – это состязанье, стремление опережать других, лучше показать себя, красивее, талантливей, умнее. – * – Соратников кружок необходим, чтобы обоюдно помогать друг другу достигнуть личных результатов в какой-либо игре системной, их объединившей. – * – Но тщеславию нужна защита от игроков других со схожими ролями. Ведь соратник каждый – ещё и конкурент. – * – Конкурентная вражда внутри кружка, иль группы, партии, к лидерству стремленье, не подкрёплённое порой ничем, забвенье в этой гонке целей, изначально обозначенных, по сути дела – их предательство – всё это сплошь и рядом внутри таких сообществ. Это же игра!.. – * – Играют «лидеры» со ставками весьма высокими. Кто коммунизма взял идею, кто – национал-социализма. И вот проигрывают эти «бесы» «овец» своих не единицами, а тысячами, и миллионами... – * – Допустим, к Сталиным и Гитлерам возврата нет, таких масштабных «игр» не будет. Но кровь людская продолжает литься. – * – Афганская «ошибка» наша ведь была. И сколько мы там тысяч жизней потеряли? Теперь американцы – на те же грабли. Потом у нас Чечня – первая война, вторая. Бомбят Белград американцы, в Косово воюют сербы и албанцы, и снова льётся кровь. Заварушка в Закавказье – Южная Осетия, Абхазия. Это наши «пастухи» опять «играют» в амбиции свои... – * – Вот ведь человек каков!.. Инстинкт потерян на сохраненье вида, приобретено зато к «игре» стремленье. – * – Но даже если и не кровь, не войны – принципы «игры» во всём. В политике и в управлении страной, в общении друг с другом, и лидеров – с народом. Народ для лидеров, вождей его – «пешки», «винтики», «овечки» – переставляй и вкручивай как хочешь. – * – Мы ж, народ, играем больше в «дурака» или в игру какую-то другую, где из колоды можно взять козырного туза по случаю... эх!.. да, по удачному! Вот придёт, мол, царь иль вождь хороший и всё и всем нам будет хорошо! – * – Естественно, такая ещё мысль, что у нас всё плохо потому, что царь теперешний-то плох. А скажешь: оглянись и перечисли – хороший-то кто был? Голову почешут, руками разведут, лишь Сталина тебе и назовут... – * – Так где же логика в том ожидании, что царь вдруг сам хороший будет, откуда-то возьмётся вдруг? Народ всё тот же, а вот царь придёт хороший... И никаких к себе претензий – вина во всём в царях, и надежда тоже – только на царей. Игра такая – в «дурака» – любимая народная забава. – * – Да, для духовной лени – удобная позиция. Но повторюсь опять и снова: народ винить весь в целом – сей разговор, как говорится, ни о чём. Есть виноватые конкретные – это те, что «дум властители», те, от которых Слова ждём. Вот Спасители-то наши кто! Но они же и Иудой могут быть для нас, что, к сожалению, и бывают часто... – * – В общественном сознании главенство дум и мыслей «властителей» таких преимущество для нас имеет в том, что открыто и доступно поле состязания для них. Спорьте, обсуждайте, убеждайте, боритесь за свои идеи, аргументируйте и логикой берите. Но не эмоциями самыми простыми, которыми берут попы, националисты, радетели «ежовых рукавиц» иль возвращения монархии, и претенденты прочие на роль поводырей. – * – Однако, стоп! На вопросы на глобальные меня перетянуло. Чуть не забыл с чего начал я этот разговор... – * – Начал его я с игр системных, и что на «площадках малых игровых» меня не принимают. «Системная игра» – вот тема моего письма... Всё взаимосвязано – играют там, играем мы. Там игра по-крупному – амбиции большие. Мы ж так – промеж собою, «в дурачка». Амбиции хотя скромнее, но и мы их тоже тешим. И у нас «игра», вот с ней и коротаем нашу жизнь... – * – Пессимизма приступ со мной случился. Ничего, пройдёт... Жизнь ведь продолжается! – * – [1] Тема о «системных играх» взята из статьи Сергея Локтева «Атеистическое движение как игра – стратегия успеха». |