Вообще-то, послание отдельно к интеллигенции нами изначально не планировалось. Думали, что напишем "К властям", "К людям-человекам" и достаточно, пожалуй. Что, мол, это за сословие такое, особое – интеллигенция? По каким принципам его можно выделить из всего народа? Нужно ли такое выделение? Интеллигенция – это что, это уже не совсем как народ? Но общение при написании нашей книги большей частью именно с теми, кого обычно называем "простым народом", заставило нас пересмотреть наши планы. Нет, мы должны обратиться отдельно ещё и к тем, кто в очень даже немалой степени способен влиять на наше мировоззрение. К властителям дум, так сказать. Начнём вот с чего. В мае 2009 года Президент Дмитрий Медведев подписал Указ о создании "Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Уже сама по себе формулировка "фальсификация истории в ущерб интересам" – явно анекдотична. То есть, противодействие должно быть той "фальсификации", которая "в ущерб", про ту же, которая "на пользу", ничего не говорится. Название-то указа могло быть и несколько другим, тут его авторы явно в своём рвении перестарались, возможно, что и пожалели о своей оплошности. Но суть его понятна ведь не столько из названия, сколько из факта его появления. Теперь вот и стихотворение поэта-фронтовика Александра Межирова будет попадать под понятие "фальсификация истории": Мы под Колпином скопом стоим, Артиллерия бьёт по своим. Это наша разведка, наверно, Ориентир указала неверно. Недолёт. Перелёт. Недолёт. По своим артиллерия бьёт. Мы недаром присягу давали. За собою мосты подрывали, – Из окопов никто не уйдёт. Недолёт. Перелёт. Недолёт. Мы под Колпиным скопом лежим И дрожим, прокопчённые дымом. Надо всё-таки бить по чужим, А она – по своим, по родимым. Нас комбаты утешить хотят, Нас, десантников, армия любит... По своим артиллерия лупит, – Лес не рубят, а щепки летят. (Александр Межиров, 1956 г.) Что такое фальсификация истории? Видимо, это выдавать за факт то, чего не было, или отрицать то, что было. Но сделать это, как говорится, "вчистую" и совершенно бесследно, практически невозможно. И создавать для "противодействия" этому какие-то комиссии нет никакой необходимости. Если здесь нет какой-либо идеологической подоплёки, кем-то заданной, историки сами разберутся, без комиссий. А вот когда историкам предписывается, в каком свете "правду" выдавать, тогда вот фальсификация и начинается. Наиболее распространённый вид фальсификации истории – это правду утаивать. Но утаить правду – это же ведь тоже фальсификация и ложь. Причём ложь безнаказанная, тут так просто за руку поймаешь – можно же не отрицая официально какие-то факты, о них как бы лишь забыть. Такая фальсификация даётся гораздо проще и легче, чем власти постоянно и во все времена и занимаются. Создаваемые ими "комиссии" как раз и помогают им это делать. Какие цели власти этим преследуют? Первая цель, вроде как благородная – замалчивая "тёмные пятна", а порой и просто позорные страницы нашей истории, они полагают повысить уровень нашего патриотизма. Только ведь они ошибаются – ложь, она и патриотизм порождает ложный. Он может выражаться и шумно, и громко, и даже агрессивно против "недостаточных патриотов", но в подсознании-то ощущение лжи остаётся, если и не у таких "патриотов", то в обществе в целом. Мнимый это патриотизм, и не любовь это к Родине. Патриотизм на лжи – это не патриотизм, это маргинальная идея. Мы вот всё удивляемся – почему в стране, победившей фашизм, столько нелегальных молодёжных движений фашистского толка, скинхеды и т.д.? Очень близко к 100% истины можно сказать – это ответная реакция на ложь властей, на насаждаемый ими ложный патриотизм. Ложь против лжи – дело довольно-таки обычное. То, что эти движения часто возглавляются людьми не обязательно молодыми – это амбиции некоторых личностей, способных лишь на то, чтобы стать во главе толпы маргиналов. В фашизации населения в очень немалой степени виновата именно псевдопатриотическая политика властей. По сути дела – это и есть маргинализация населения. В результате чего одна его часть – с условно положительным знаком маргинализации, другая – с явно отрицательным. Ещё одна часть, вероятно, самая большая – с равнодушным неверием властям ни в чём. Вторая цель властей – абсолютно цинична. Умалчивание правды из нашей истории позволяет героизировать правителей, отводить именно им главную роль в истории. Ранее (во времена хрущёвской "оттепели" или горбачёвской "перестройки", хотя, в общем-то, и сейчас тоже) многие, в ответ на критику Сталина, говорят: "Зато Сталин выиграл войну". Не народ победил фашистов, а Сталин войну выиграл. Сталин, человеконенавистник, который вместе с такими же жестокими, а часто и бездарными военачальниками, по одному меткому высказыванию, "забросал немцев трупами наших солдат". А то ещё, в мемуарах кто-то писал, что дороги войны называли "жуковскими трёхрядками" – в три слоя трупами наших солдат выстланы. Можно, конечно, сказать, что войну без жертв выиграть нельзя. Истинная правда. Но ведь, правда и то, что часто жертвы были совершенно неоправданны и бессмысленны (например, задача, не смотря ни на какие жертвы, взять город именно к годовщине Великого Октября, ко дню рождения вождя и т.д.). Правда и то, какими же мы неподготовленными к этой войне оказались – и технически, и в кадровом отношении – "великий террор" крепко по армии прокатился. Правда и то, что многие немецкие военные специалисты тренировались перед войной на наших полигонах. Правда и то, что пакты Риббентропа-Молотова и подобные соглашения немало способствовали Гитлеру в подготовке и в развязывании войны. И масса другой правды, которую "комиссия по противодействию фальсификации" должна и дальше скрывать. Ведь если честно, то можно сказать, что Сталин-то войну проиграл. Это народ её выиграл, заплатив за победу многими миллионами своих жизней, хлебнув горя полной мерой. Для чего нужна героизация прежних правителей, из которых весьма затруднительно кого-то к достойным личностям можно было бы отнести? А для того нужна, что и действующие правители надеются и рассчитывают, что об их недостатках и просчётах их ближние и дальние преемники не очень-то распространялись, наоборот, скрывали. По принципу круговой поруки... Так оно есть и всегда будет – кто же не хочет войти в историю героем, собирателем Руси, реформатором, отцом всех народов и т.д. Стремление обессмертить себя в памяти народной – это нормальное, естественное желание. У творцов – это один из первых и главных стимулов в их творчестве. Но в этом плане с властями всё сложнее. Если у творца материалом служит глина, мрамор, краски, чертёжный кульман, теперь – компьютер, или просто – слово, то основным материалом для властей являемся мы – народ. Расходный материал, но ведь самовозобновляющийся же... Кто теперь вспомнит, да и будет ли вспоминать, сколько во времена Петра I народа на Невских болотах полегло при строительстве шедевра, которым мы теперь восхищаемся – города Петра. А сталинская индустриализация и коллективизация, а "его победа" в войне... А бессмысленные жертвы афганской "ошибки"... Кто за них теперь покается?.. Мы должны быть "патриотами", нам следует знать только о достижениях, которые почему-то обязательно властям приписываются, но не о том, какую цену за них народ заплатил. Иначе ты "антипатриот" и "фальсификатор". Вот так-то вот... Тут с нашей стороны ещё и такой эгоистично-циничный момент есть. Так ведь тех строителей города Петра раньше или позже всё равно бы в живых не было, что теперь о них вспоминать и жалеть, зато город-красавец есть. А жертвы в войне? Ну, на сколько-то миллионов больше, или меньше, какая теперь-то уж разница... Главное – победили же!.. Или вот ещё одна ложь наших властей – религионизация Всея Руси, второе её крещение. Это всё из тех же приёмов маргинализации народа. Поскольку книга наша большей частью посвящена именно этой теме, сказано там об этом немало, в послании мы о ней говорить не будем. Скажем лишь, что по нашему мнению, нет ничего для общества хуже, чем ложь, любая ложь, привычка ко лжи, допустимость её общественной моралью и общественной философией. Борьба против религии должна быть не борьбой с ней, с религией как таковой, а борьбой против использования властями в "работе с народонаселением" любой лжи, в любом её виде. Так с чем же мы к вам, к интеллигенции обращаемся? Надежда только на вас. Только вы можете помочь нам начать с ложью бороться. Больше-то ведь некому... Лгать – это сущность властей, они с ложью бороться не будут, наоборот, это за ними надо постоянно следить, их ложь пресекать. Народу же и обманываться, и быть властью постоянно обманутым ещё даже и удобнее. Главное-то ведь – чтобы самим можно было меньше думать, да чтобы виноватым можно было кого-то объявить. За все свои невзгоды можно, чуть что, власть, а не себя обвинять – это, мол, она нас в очередной раз, опять обманула. Надежда только на людей думающих, скептически и критически к власти настроенных. Именно такой ваш настрой и для нас, народа, да и для властей полезен будет. Если, конечно, у них ума хватит к здоровому восприятию оппозиции. А оппозиция властям (любым – плохим ли, хорошим) должна быть всегда. Абсолютно хороших и безгрешных властей не бывает, любой власти нужна критика для возможности корректировки ею своей позиции. С чего начать? Главное – это начать привыкать опознавать ложь, называть ложь ложью. Будь то религия, или прижизненное ли, посмертное ли "бронзовление" наших правителей, воздвижение самих себя и назначенных ими героев на пьедестал. Они не герои, а всего лишь слуги народа, выбранные им, народом нести ему службу. Бессмертие, то есть оставление своего имени в истории, они для себя получили уже самим фактом этого выбора. Стремление к героизации собственной и своих предшественников должно нами пресекаться. А вот спрос за их службу народу должен возрасти и стать действенным. Борьба с ложью, повышение уровня общественной морали и общественной философии – вот это и будет возрождением Руси, а не то "возрождение", за которое власти выдают свою подловатую и лицемерную политику по второму её крещению. Вот только приходится нам констатировать, что очень мало примеров думающей интеллигенции и здоровой оппозиции. Всё более, как в стихотворении Андрея Дементьева: Властители дум ненавидели власть... Теперь же иные у них отношенья. И новая власть им по вкусу пришлась. Ирония вдруг поменяла мишени. И бывший бунтарь, затихающий бард, Свободу свою не предавший ни разу, Теперь комплименты выслушивать рад, Не сразу поняв, что всучили награду. И Пушкина некогда царь приручал. Да только напрасно... А нынешний "гений", Чей голос Систему всердцах раскачал, Готов преклонить перед властью колени. (Андрей Дементьев, 1996 г.) А может, мы ошибаемся? Может, недооцениваем наш народ и его интеллигенцию?.. |