Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: YaMa
Объем: 13254 [ символов ]
Свеча
Баба Лида заболела неожиданно.
Еще вечером со вкусом поужинала, посмотрела какой-то из бесконечных импортных сериалов, с привычным оханьем переоделась в длинную, до полу, бязевую ночную рубаху, - суровую, безо всяких там оборок, рюшей и прочих бесполезностей, тщательно расчесала крупным гребнем свои абсолютно белые, но все еще густые волосы, взобралась на высокую пружинную кровать с жаркой стародавней периной и быстро уснула легким спокойным сном.
А утром возле ее кровати уже суетилась взволнованная мама, и щекотно пахло лекарствами, и задернута была плотная шторина, и Нюше было строго сказано: к бабушке в комнату не ходить, громко не разговаривать и вообще - не мешаться под ногами. Последнее было особенно обидно, потому что как же может мешаться под ногами такой солидный человек, как ученица первого класса, причем не просто какого-то там простецкого класса, а именно первого "А", что, конечно же, является достоинством совершенно особого порядка.
Но об этих обстоятельствах мама забыла напрочь, потому что даже не сообразила напомнить Нюше об уроках, которыми полагалось ей заниматься утром, потому что в пятьдесят пятой школе первые классы учились со второй смены.
А пока Нюша честно гуляла во дворе, к дому подъехала "Скорая помощь", и бабу Лиду увезли в больницу. Мама оставила Нюше ключи и уехала с бабушкой.
Вернулась из больницы мама непривычно молчаливая и задумчивая. И сразу же отправилась в бабушкину комнатку. Нюша, конечно же, немедленно отправилась вслед за ней, вскарабкалась на высокую кровать, провалившись при этом чуть ли не по пояс в пышную мягкость перины, и принялась наблюдать за мамиными действиями.
А действия были такими: мама принялась последовательно выдвигать ящики древнего бабушкина Комода. Комод этот всегда вызывал у Нюши живейший интерес, который чрезвычайно подогревался тем, что залезать в его нутро ей было категорически запрещено. За те нечастые случаи, когда у нее была возможность хотя бы одним глазком глянуть на содержимое заветного Комода, она определила, что в нижних больших коробах лежат какие-то аккуратнейшим образом сложенные одежки, и это было не слишком-то интересно. Зато в верхних ящиках находилась масса любопытных штучек, - коробочки, сверточки и всякая столь милая сердцу любой девочки (да, судя по всему, и бабушки тоже) чепуха.
Поверхность Комода тоже представляла немалый интерес: на уютно расстеленных кружевных салфеточках в привычном соседстве с фарфоровыми безделушками, хозяйственными мелочами (костяная игольница, овальная коробочка с нитками, маникюрные ножницы, две не слишком зубастые расчески, шпильки и еще целая компания разночинной дребедени), стопкой почтовой бумаги с двумя розовыми голубками в левом верхнем углу и остановившимися целую вечность тому назад миниатюрными часиками на изящном серебряном браслете стояла синяя ваза, и была она такая ужасно синяя, что если на нее долго-долго не отрываясь смотреть, а потом быстро перевести взгляд в сторону, например, на светло-серые обои, то они тоже будут казаться ну просто совершенно синими! А внутри этой вазы хранились... свечки.
Свечки были не те простые разноцветные, какие продаются в любом хозяйственном магазине. Эти свечки были маленькие, тонкие и белые, и извлекались из недр синей вазы они, когда кто-то в доме заболевал или, например, был чем-то очень взволнован. Одним словом, когда человек каким-то образом был выбит из нормальной колеи. Тогда баба Лида торжественно доставала одну такую свечку, зажигала ее и проводила своеобразный ритуал, который заключался в очень простом действии: горящей свечкой следовало обводить вокруг болящего. Обычно этим занималась сама баба Лида: ставила, к примеру, жалующуюся на головную боль маму с закрытыми глазами посреди комнаты и начинала медленно описывать вокруг нее круги с зажженной свечкой в руке. Свечу она во время своего священнодействия то поднимала вверх, то, нагнувшись, опускала чуть не до самого пола.
Насколько эффективен был такой способ приведения в норму человеческого организма, сказать трудно. Случаев мгновенного излечения, пожалуй, не было, но какое-то умиротворяющее воздействие ощущали многие. Нюше всегда очень нравилось бабушкино кружение со свечой, и она порой лукавила, жалуясь на какое-то неопределенное недомогание, чтобы в очередной раз оказаться центральной фигурой занятного действа.
А еще в одном из верхних ящиков хранилась замечательно разрисованная слегка поблекшими от времени красками шкатулка со смешным именем Палеха. В этой самой Палехе наверняка хранились какие-нибудь невероятной красоты драгоценности, потому что баба Лида обращалась с ней крайне бережно и неизменно запирала маленьким золоченым ключиком, который прятала в укромном месте другого ящика все того же Комода.
И вот сейчас, после недолгих поисков, мама достала из этого самого укромного места заветный ключик и осторожно извлекла Палеху. Немного поколебавшись, она поставила ее на кровать прямо рядом с замершей от предвкушения чуда Нюшей.
- Глупости это все, конечно, - непонятно сказала мама странным голосом, и Нюша поняла, что она разговаривает сама с собой. – И я совершенно не собираюсь поддерживать ее в этих мыслях… но, с другой стороны, не могу же я ей отказать в просьбе…
Нюша прикусила язык, чтобы не задать какой-нибудь вопрос, потому что мама могла опомниться и выгнать ее, Нюшу, из комнаты, и тогда ей ни за что уже не увидеть чудесные драгоценности. Она даже дышать перестала при мысли о такой трагической перспективе.
Но мама все равно тут же вспомнила про Нюшу, но даже и не подумала ее выгонять, а поступила вовсе наоборот. Она вдруг уселась рядом с дочкой на кровать и как-то совершенно непривычно, как взрослой, стала негромко и раздумчиво рассказывать ей о том, какую долгую и трудную жизнь прожила их бабушка Лида, и как поздно, уже почти в сорок лет родила ее, маму, и еще много разного, о чем никогда прежде не говорила.
Нюша так поражена была этим неожиданно случившимся разговором, нисколько не напоминавшим всегдашний стиль их взаимоотношений, - вечно занятой или уставшей мамы и ее маленькой неугомонной болтушки-дочки, - что так и сидела, застыв в немом изумлении, и даже не очень хорошо понимала многое из того, что слышала. Зато у нее упорно крутилась в голове мысль: откроет или нет мама чудесную Палеху и разрешит или нет ей, Нюше, хотя бы одним пальчиком потрогать те волшебные украшения, которые, безусловно, там спрятаны.
Но мама словно забыла о драгоценной Палехе и ее драгоценном же содержимом. Она задумчиво крутила в руке ключик, ни капли не задумываясь о его великом предназначении.
Потом мама замолчала, осекшись буквально на полуслове, и взгляд у нее стал таким, словно смотрела она куда-то внутрь себя, и замер золоченый ключик в ее руке. Нюша обеспокоенно смотрела на маму, так и не решаясь что-нибудь сказать или спросить. Наконец, сидеть в одной позе ей стало неудобно, и она завозилась на перине, качнув пружинную кровать вместе с мамой и Палехой. И мама снова заговорила.
- Баба Лида... она почему то решила... хотя врачи говорят, что ничего опасного... но она вбила себе в голову, что скоро... в общем. что из больницы домой уже не вернется.
- Почему это не вернется, - не поняла Нюша. - Разве ей плохо с нами? Как это не вернется? Где же она будет жить? И вещи у нее все здесь... Зачем это она?..
Мама покачала головой.
- Вот то-то и оно, что жить...
Поглядев на дочку, она вдруг прикусила губу и даже похлопала себя ладонью по плотно сжатому рту.
- Господи, и зачем я это все тебе!.. Что ж ты поймешь...
Нюша обиделась:
- И все я понимаю! Что я, маленькая, что ли? А ты, между прочим, могла бы ее свечечкой полечить... или ты зажигала, когда я ушла?
- Да нет, Нюша, - со вздохом призналась мама, - не зажигала. Да ведь она уже и подняться не могла... какие уж тут свечки.
Она помолчала немного, потирая кончиками пальцев виски.
- Да, свечки... А знаешь, Нюша, я сейчас тебе прочитаю одну вещь... раз уж ты все понимаешь. Да мне и самой хочется вспомнить...
И она встала с кровати и, склонившись над Палехой, принялась ее открывать. Нюша затаила дыхание. Раздался тихий щелчок, и мама осторожно подняла крышку.
Вытянув до предела шею, Нюша заглянула в шкатулку... и не сдержала вздох разочарования. Не было в обманчивой Палехе ни самоцветов, ни золотых украшений, ни какой другой красоты и роскоши. А лежали в ней аккуратно перехваченные выцветшими ленточками стопки каких-то бумаг, пожелтевших конвертов и, кажется, фотографий.
Не обращая внимания на огорчение дочери и, похоже, даже не заметив его, мама принялась перебирать эти стопки, осторожно развязывая ветхие ленточки и едва касаясь размахрившейся на сгибах бумаги. Во время своих поисков она объяснила Нюше:
- Когда шла война, бабушке было всего... четырнадцать в начале и, стало быть, восемнадцать к Победе. И у нее был... молодой человек, который очень ее любил.
- Ну ясно же, дедушка Костя... только давно-предавно! - крайне довольная своей сообразительностью, подсказала Нюша.
- Да нет, не дедушка. С дедушкой они потом познакомились, гораздо позднее... А этого звали Эдик. Эдуард... кажется, Серебряков. Или Серебрянский... что-то в этом роде. И он воевал. И писал бабушке... то есть, она, конечно, тогда совсем еще девочкой была... писал ей с фронта письма. И прислал ей стихи. Я хочу их сейчас найти...
И мама продолжала все доставать и раскладывать на покрывале бабушкиной кровати бесконечные конверты и странички, исписанные острым стремительным почерком. Нюше совсем не хотелось слушать какие-то давнишние стихи, но она чувствовала, что мама взволнована, и поэтому честно ждала, вот только не глядела больше на Палеху, которая так коварно обманула ее ожидания.
Наконец мама радостно воскликнула:
- Вот оно! Слава Богу, нашла!
Она бережно развернула совершенно желтый от времени забавно сложенный треугольником листок бумаги и, близко поднеся его к глазам, начала медленно, как будто бы ощупывая каждое слово, читать:
 
Обведи вокруг себя свечой горящею,
Отгони чужое зло и оговор,
И покажется светлее настоящее,
И добрее все, что было до сих пор.
Завари себе чаек с листом смородины,
Ароматы лета пусть наполнят дом,
И уютней станет в кухоньке, и вроде бы
Приутихнет непогода за окном.
И, о чашку согревая пальцы зябкие,
О своих заботах позабудешь ты...
Пусть невидимою стайкой прилетят ко мне
Твои мысли, твои чувства и мечты.
И в краю, куда письмо идет неделями,
Я дыхание поймаю с губ твоих,
И почувствую душой, что снова делим мы
Огорченья и удачи - на двоих.
Ты же знаешь, я тоскую по тебе, любя,
Даже запах твоих чувствую духов...
Как мне жаль, что я не в силах уберечь тебя
От недобрых взглядов и ненужных слов!
Обведи вокруг себя свечой горящею,
Огорчения и хвори отгони...
Отдохни, прикрой глаза свои уставшие,
Пусть твой ангел от беды тебя хранит!
 
Мама закончила читать и замолчала. У нее было странное лицо, - счастливое и скорбное одновременно. Она очень-очень медленно, словно лаская пальцами эту возникшую из прошлого страничку, сложила письмо и, держа его на раскрытой ладони, сказала:
- Он не вернулся с войны, этот Эдик Серебряков. Или Серебрянский... Он погиб уже где-то под Берлином, в самом конце войны. В самом-самом ее конце.
Мама принялась аккуратно связывать ленточками и укладывать обратно в Палеху ее содержимое и, уже запирая крышку, тихо сказала:
- Эти стихи... Их можно было бы петь. Мне всегда казалось, что это текст песни. Как "Жди меня", например.
Она взяла Палеху в руки и пошла с ней из комнаты. Нюша, спрыгнув с кровати, побежала за ней. Мама положила Палеху в большую хозяйственную сумку и объяснила дочке:
- Бабушка попросила ей привезти...
А потом добавила:
- И как странно: стихи с фронта - и ни слова о войне, опасности, победе... Никакой военной романтики, никакого бодрого оптимизма... Только нежность. И забота. А ведь именно это, Нюшка, и есть самое главное...
И Нюша, хотя и не знала, кто такие оптимизм и романтика, согласно кивнула головой.
А потом мама пошла в кухню что-то готовить, и там привычно загремели кастрюли и зашумела в раковине вода.
Но Нюше, которая обычно с удовольствием помогала маме кашеварить, почему-то не захотелось идти на кухню, и она вернулась обратно в бабушкину комнату, села прямо на пол, вернее, на лежащий у кровати коврик, и принялась долго-долго смотреть на стоящую на комоде синюю вазу. И думала: интересно, это тот самый Эдик научил бабу Лиду... то есть, тогда еще просто девочку Лиду, этому волшебству со свечкой, или он написал это стихотворение, потому что видел, как она это делает?
И она смотрела то на вазу, то на стену или потолок, и все вокруг становилось синим-синим, как, наверное, должно быть в глубине моря.
А мама варила куриный бульон для бабы Лиды, своей мамы, и думала, что она обязательно поправится, обязательно. И, наверное, нужно будет взять с собой в больницу несколько свечек, и сделать все так, как всегда делала бабушка. И бабушке сделать, и ее соседкам по палате. Непременно надо взять и сделать. И пора напомнить Нюше, что ей надо быстренько приготовить уроки...
Дата публикации: 03.01.2008 14:36
Предыдущее: Из жизни стадионовСледующее: Нюша и Самый Главный Герой

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта