Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Надежда Цыплакова
Объем: 12816 [ символов ]
Памятник Любви
(Непоставленная точка)
 
На нашем маленьком поселковом кладбище нет больших дорог и аллей – они здесь ни к чему: внутри почти не хоронят, а могилы копают с краю кладбища – так оно растет и растет вширь, поджимаемое впереди оврагом, справа – садами, а слева – забором какой-то базы… Оно растет, как нежеланный ребенок – трудно, но вопреки всему… Всему, оставленному в этом мире, где жили ушедшие, сопротивляясь и потакая времени, отрезающему от жизни стрелками-ножницами все новые и новые куски лет, складывающихся из маленьких отрезков дней и минут. Память людей, оставшихся на этой земле и знавших умерших, склеивает эти отрезки прошлого общения в живые куски… своей жизни. Но что же помогает склеивать как можно больше прошедших отрезков и кусков времени, где существовал ушедший, в памяти его потомков?
Смею предположить, что главным «клеем» памяти была и остается любовь, постоянно и неуклонно созидающая в душе любящего и любимого великий памятник благодарения за дарованное чувство, за открытие другого человека, другого мира, ставшего родным... Но ведь, когда есть любовь, не нужна память – ведь она не заменит главного всепоглощающего чувства, в котором она – только одна необходимая и естественная грань?
Я заметила эту старушку в оградке у могилы с большой горизонтально поставленной плитой на гробнице, когда возвращалась от своих родных могилок. Она сидела на скамейке за столиком и спокойно пила чай из маленького термоса.
На черной гранитной плите был изображен портрет: улыбающиеся супруги в обнимку - красивые, молодые, глядящие друг на друга влюбленными глазами. Гравер постарался передать все оттенки настроения радости и полного счастья, непривычным диссонансом смотревшегося в строгой покойной жизни маленького кладбища.
На плите золотом сияло: Яковлевы Николай Александрович и Анна Ивановна. Дата рождения Анны Ивановны указана – «1926 11.VII», а дата смерти открыта. И нет ни точки, ни тире после месяца рождения – они должны появиться потом… А пока сама Анна Ивановна, несколько постаревшая, но с такими же ясными, молодыми глазами, видя некоторое мое удивление, оторвавшись от чая, поясняет:
- Да, это я. – Потом поправляется: Это мы с Колей.
Видно, что ей очень хочется снова и снова рассказывать о нём – о своём единственном и любимом Коле, и я сажусь на скамейку рядом. Уж очень эта старушка напоминает мне мою бабушку Аню - Нюру, как звали её в поселке. Такие же светлые, живые, радужные лучи глаз, улыбающихся ясным, чуть лукавым взглядом в тонких паутинках морщинок, кажущихся продолжением лучей, идущих изнутри, из самой души...
- Вышло это случайно. Я, когда заказывала памятник своему Коле, поняла, что гравер – не просто гравер, а художник. Сама я хорошо рисовала и вышивала и художественный вкус имею. Для меня были очень важны детали портрета. Один штрих, и уже изображение меняется. А в передаче настроения – это главное!
«Чудная бабушка!» - думаю я. «Так ли уж важно настроение на погребальном снимке?». Но молчу, и старушка продолжает:
- А эта фотография нам с Колей так нравилась! Она и сейчас нам нравится, - говорит и смотрит на мужа на портрете, как будто спрашивает: «Правда, Коля?» - и ожидает, как он сейчас ей ответит: «Конечно, Аннушка».
Он улыбается ей в ответ.
-Значит, гравер «виноват»? – улыбаюсь я тоже.
-Да, знаете, я не знаю, как другим, а мне не безразлично, как я буду выглядеть на памятнике! – смеётся она. – И Коля – тоже.
Смеётся, потому что ясно: выглядеть ей не всё равно как, не только на памятнике, но и вообще в жизни и после неё… И я понимаю Анну Ивановну: мы – женщины должны думать о том, как мы выглядим всегда, если мы – женщины. И в 20, и в 50, и в 80, и далее – везде. Ветшают фотографии, но не люди на них. Фотографии – ветхие памятники мгновений жизни людей. И смысл памятников людей во весь рост, изображенных в бронзе, в граните или в заурядном алебастре, не в том, чтобы возвеличить заслуги при жизни, а в том, чтобы каждый запечатленный образ как бы говорил живущим: «Я жив. Я принес в ваше время образ себя как частичку своего времени, А значит, я живу и теперь с вами и буду современником вас и тех, кто будет после вас. Я вечен. Мне не нужна память, когда я с вами. Ведь она – это что-то рассеянно-аморфно-эфемерное, а я жив своим образом, воплощенным в каменной плоти, где в каждой клетке моей копии живет моя душа, которая и создала для себя этот образ. Памятник – это память моей души, воплощенной в нем. Вы приносите мне цветы, чтя мои заслуги в прошлом и настоящем, но мои заслуги – ничто перед тем, что я продолжаю быть в вашей жизни и буду в жизнях, идущих за вами.»
Из этого раздумья меня возвращает голос старушки:
- Я попросила художника написать на памятнике вымышленную дату моей смерти, ну, к примеру, указать 2003 год, но он не согласился, хотя я ему деньги предлагала…
- Вы, Анна Ивановна себе всего 77 лет отмеряли? - смеюсь я. – Наверное, Вам Господь подсказал, или Вы - ему?
- Нет, это я решила, чтобы люди сильно не удивлялись, что такой памятник себе при жизни поставила! Вот Вы же удивились?
Сказать ей, что я люблю удивляться, а уж удивлять – мёдом не корми?! И благодарна чему-то там внутри себя, что эта способность во мне сохраняется, не смотря на бегущий (в гору или к её подножию?) возраст. Даже более того: чем чаще я удивляюсь, тем больше чувствую себя наивной, маленькой девчонкой, для которой каждая новая грань мира – открытие. Пока есть такие открытия, мир для меня не кончится – мне будет в нем интересно. Страшно подумать о том, что будет, когда я перестану удивляться. «Наивная и доверчивая», - говорил про меня когда-то один знакомый фразой из мультфильма. «Зато у меня удивительная жизнь!» - отвечала я ему. «И это пройдёт», - говорил он соломоново.- «Придет опыт, и ты перестанешь удивляться».
Опыт? Да, нету его! Как можно сознание, уже когда-то проделавшее и запомнившее путь, свернуть на другую дорогу или тропинку, заставить потерять приобретенный навык пути, а не результата-итога его? Опыт – это сам путь или результат его? Казалось бы, что результат, но это – почти мгновенная категория времени, малый его отрезок – миг – он так плохо запоминается! Зато сам путь с его перипетиями – ого-го! Длительный процесс достижения, негативных или положительных коллизий с эмоциями, нервами, мыслями, действиями. Как его не запомнить? А, запомнив, вновь не пройти по нему на автопилоте подсознания? Мудрость к старости? Это просто бессилие проходить тот ранее пройденный с ошибками путь, который проходил, когда были силы… Когда образы пути в сознании и подсознании становятся не настолько чёткими и яркими ощущениями, и отрезок пути приближается к мгновенному отрезку результата, наступает спокойное осмысление этих двух почти слившихся отрезков. Ну, допустим, был положительный результат – тогда двойное «хорошо» пути и результата сохраняется в старческой памяти опыта лучше, а если отрицательный? Так ведь это значит, что задуманное не достигнуто – какой тут опыт? Что так не надо делать? Так ведь стерлись уже из памяти ощущения того, как не надо делать…Да и автопилот пора ремонтировать… Да и обстоятельства не помнятся… А как надо - каждый решает сам, не глядя на подсказки. Поэтому и наши дети другие, не такие, как мы.
- А есть у Вас дети, Анна Ивановна? – спрашиваю я старушку. – Как они отнеслись к Вашему памятнику? Не обиделись, что, как бы, не доверяете им после смерти?
- Да, у нас сын Серёжа. Ему понравилась моя идея и её воплощение. Мы же с Колей здесь – живые и рядом! – Сказано так, что возразить нечего.
- Простите, Анна Ивановна, - говорю я. - А как же церковь относится к памятникам при жизни?
- Священник сказал, что церковь в этом ничего дурного не видит. Жаль, что нет здесь, на нашем кладбище часовенки, чтобы свечечку Коле поставить…-вздыхает она…
Только сейчас задумываюсь о том, почему кладбища раньше большей частью располагались возле церквей. Не только потому, чтобы упокоенный был под защитой храма Божьего, его воинов, и тем самым, как бы ближе к Богу, но и потому, чтобы можно было зайти в храм и поставить свечу за упокой усопшего, заказать поминальную службу, как бы передав ушедшему: Помним, Любим. Ты с нами.
Церковь – это проводник между двумя мирами. Связь с ушедшими нужна нам – живым, чтобы не потерять память о них, сохранив всё то лучшее, что они оставили нам, а мы потом – своим детям. Сколько кладбищ выросло без церквей возле них! Сколько безбожников рубили и рвали эти связи между двумя (или одним?) мирами… Чему же теперь удивляться, что мы живём «Иванами, не помнящими родства»? Надо вспоминать…
Память. Что это, как и где запечатлевается? Наверное, это сгусток хороших и плохих ощущений, возникших от встреч, слов, действий того, о ком мы помним… Самое яркое и отпечаталось в сознании, в сердце, в душе, а может быть, даже и в ДНК, которую мы не умеем читать… Чем же это отличается от того, что отпечатывается от живых, с которыми продолжаем общаться? Да ничем, кроме того, что последние могут нам ещё ответить, т.е. изменить ассоциации и ощущения от общения с ними, а умерший – уже нет. Значит, память о них просто остановилась в накоплении, застыла, а память о живых – продолжает развиваться в каждом из нас. Какой получится сгусток в конце концов – с тем и запомним… и «памятник», плохой или хороший, поставим прежде всего в себе.
Я чувствую, что Анна Ивановна не говорит о главной причине установки памятника себе при жизни, но я уже знаю эту причину по её словам и взглядам. Это – безграничная во времени любовь к мужу. И после его смерти ей хотелось быть с ним рядом на фото, увековеченном в граните. Ведь они с Николаем Александровичем прожили вместе большую интересную жизнь.
- Родом Николай из Боровичей. Мы когда-то жили в этом городе до переезда сюда, - рассказывает она. – Как-то раз сестра познакомилась с двумя моряками. Они пригласили нас к себе домой на блины. Мы с Колей сразу понравились друг другу. Мужчина он был видный, статный, просто красавец.
Да ещё и старшина второй статьи в береговой охране в Севастополе. Как-то раз я участвовала в соревнованиях по велоспорту на приз товарища Сталина, упала и разбила нос, - Анна Ивановна молодо смеётся своими весёлыми лучиками глаз. - После этого написала письмо своему жениху: так, мол и так, лицо у меня теперь неважное, писем больше не пиши. Ведь умишка-то в 20 лет немного! Коля встревожился и приехал ко мне. А мама у меня была строгая. Увидев парня, она сказала, что его все видели со мной и после отъезда пойдет нехорошая молва и сплетни… А мы, молодые, и не думали ни о чем, на рынок ходили, по городу гуляли, в парке. Но маме лучше знать, к чему это может привести, и мы пошли в загс, - она снова смеётся и посматривает на портрет мужа. – Так в 1948 году мы с Колей и поженились. После свадьбы я сказала родителям, что уезжаю с мужем в Севастополь. В дорогу нам дали 100 рублей, бутылку водки и чемодан с моими вышивками. Правда, в сам Севастополь нас не пустили, там была закрытая зона. Поселились мы в нескольких километрах от города в заброшенном коровнике. Коля нашёл двери от гардероба, приспособил их. Коробка из-под сигарет стала столом. Печка была маленькая. Многие в то время так жили, и ничего - не горевали.
- В 50-м году родился сынок Серёжа, первый и единственный. Мне было тяжело по-женски, и вскоре Коля вышел в отставку, и мы вернулись в Липецк. Жили и во времянках, и в общежитии, а потом Коле дали квартиру на улице Свобода. Там и обосновались. Коля работал на шахтах, потом -на заводе, а я – нянечкой в садике.
- Мы с Колей никогда не ссорились, муж называл меня е Аннушкой, - продолжает Анна Ивановна. – Так и прожили вместе 53 года. Золотую свадьбу не отмечали. В этот день мы вспоминали молодость, прожитые года, много смеялись и строили планы на будущее… Но 11 ноября 2001 года Коля умер. Это произошло настолько внезапно, что я не могла поверить в его смерть. Лежал в постели, смотрел на меня, и вдруг взгляд его остановился…
Анна Ивановна достаёт платочек и промокает глаза. Она видит, наверное, сейчас перед собой тот момент, и он снова накрывает её среди полного счастья своей неожиданностью и непонятностью…
Мы молчим некоторое время. Я смотрю на эту сухонькую, светлую старушку, которая осталась в глазах своего любимого последним и самым главным – первым – образом земного мира, и вижу, какая она красивая: как распрямились морщинки, как снова, будто в молодости, блестят её глаза и улыбаются навстречу Николаю Александровичу – её Коле. Она почти такая же, как на гранитном портрете – любящая и любимая, смотрящая на мир, где есть её Коля, счастливо и влюбленно, и верящая, что когда-нибудь душа её воссоединится с душой оставившего этот мир её дорогого мужа… И ей совсем не страшно умирать.
А памятник – это просто маленький мостик, на котором она продолжает любить и ждать.
Дата публикации: 13.11.2007 23:54
Предыдущее: Гроза на ТроицуСледующее: Война

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ирина Любезнова[ 27.06.2007 ]
   Пятёрку с плюсом! Юлиан Семёнов:
   «Больше всего люблю стариков и детей». В «Семнадцать мгновений весны», Штирлиц говорит.
 
Надежда Цыплакова[ 27.06.2007 ]
   Спасибо, Ира!
   Надежда
Эдуард Караш[ 30.06.2007 ]
   5, Надюшка, конечно, 5!
   Твоё "любопытство" к людским судьбам уникально и плодотворно!
   Вспомнил о своих родных могилах в Баку - родители мои и жены, бабушка Нюта (Анна), тётки, друг - в последний раз навестил их в 1996г. (уже отсюда), сфотографировал, и храню...
   Спасибо за тёплые воспоминания.
   Д-Эд
 
Надежда Цыплакова[ 30.06.2007 ]
   Спасибо, Эдуард Борисович!
   Мою бабушку тоже зовут Анна Ивановна...
   Как будто про неё писала...
   Даже всплакнула немножко...
   
   С уважением, Надюшка (она меня тоже так звала...)
Галина Боршковская[ 28.07.2007 ]
   Эта тема близка и мне. Спасибо.
 
Надежда Цыплакова[ 29.07.2007 ]
   Спасибо, Подымочка. Уже предвкушаю, как много у нас может оказаться общего...:)
   С уважением, Надежда

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта